Рефераты. Шпаргалка по философии






должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов

и знаний тех, кто их формулирует.

2. общность - научное знание должно свободно становиться общим

достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.

Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой

приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его

открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.

3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является

поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы,

получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны

рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель,

во имя которой проводятся исследования.

4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за

оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы

сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в

своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не

освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность

используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы

как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое

отношение к их результатам.

Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых:

процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных

результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные

точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы,

касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества,

сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов

часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.

Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка

ученым возможных негативных последствий для людей от использования

обществом его открытия или изобретения.

Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в

чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли

общество принять новое.

Пример:

Леонардо Да Винчи уничтожил свои чертежи подводной лодки, чтобы люди

не могли ее воспользоваться как средством ведения войны

31.2 Понятие метода и методологии.

Метод (греч. Methodos - ) - способ достижения

цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство

познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.

Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным

условием получения новых знаний.

Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания

- диалектический метод. Объективную основу диалектического метода

составляют наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет

методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в

качестве орудия познания во всех областях.

Существуют 2 типа методов и приемов исследования:

1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и

дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.).

Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части

(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего

изучения.

Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,

свойств или отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в

отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным

выделением интересующих нас свойств и отношений.

Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого

устанавливаются общие свойства и признаки объектов.

Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в

котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих

посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства

объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и

исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон,

интересующих познание.

2). Научные методы исследования:

а). Методы построения эмпирического знания.

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной

действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,

свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью

определенных знаковых средств.

Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или

сторонам.

Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного

воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям

исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

б). Методы построения теоретического знания.

Формализация - это построение абстрактно-математических моделей,

раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.

Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не

требуется.

Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании

системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся

утверждения об эмпирических фактах.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Исторический и логический методы исследования.

Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов,

приемов, используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая

средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически -

преобразующей деятельности.

Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в

целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и

методологическое содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром

существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации

изучаемого материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в

рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного

познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией

научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов

дифференцируется и сфера методологии.

Современная методология выполняет 2 типа функций:

а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др.

сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики,

культуры, человека.

б). методология решает задачи совершенствования, рационализации

научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на

разрабатываемые ею мировоззренческие и методологические ориентиры и

основоположения.

Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не

только ученые а все люди.

Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе

мыслят логически но не

все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился

раньше научного.

Им пользовались и древние греки и теологи средних веков.

Логический метод послужил основой для научного но последний

качественно отличается от него. см выше.

31.1 Основные черты философии неотомизма. Католический модернизм

Жильсона.

Любое из вероисповеданий как в прошлом, так и в настоящем,

представлено идеологами - среди них и философы, которые играли и играют

здесь первую скрипку. Неотомизм (от латинского написания имени Фомы

Аквинского - Томас) как направление - детище официального католичества.

Зародилось оно в 70-х годах 19 столетия под влиянием решений Ватиканского

собора (1869-1870). В 1879 г. в энциклике папы Льва13 философия Аквината

была объявлена единственно истинной.

Основу неотомистического учения составляет принцип: . Неопозитивизм - теологическая форма современного

объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают , понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для

доказательства религиозных догм неотомисты широко используют

аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и

действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских

построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием

всех философских категорий.

В целом философия неотомизма представляет собой теологизированную

метафизику. По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика

значительно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически

соединены основные элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и

разума и др.) с новейшими положениями новейших идеалистических систем.

С точки зрения неотомизма исторический процесс зависит от

сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается

возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. С точки

зрения социальной философии неотомизма, секуляризация угрожает

существованию целостного человека, ведет его к моральной деградации, а

потому главную роль в нормальном, естественном развитии общества призваны

сыграть религия и церковь.

В целом философия неотомизма ставит перед собой задачу любой ценой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.