должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, авторитета, титулов
и знаний тех, кто их формулирует.
2. общность - научное знание должно свободно становиться общим
достоянием. Тот, кто его впервые получил, не вправе монопольно владеть им.
Публикуя результаты исследования, ученый не только утверждает свой
приоритет и выносит полученный результат на суд критики, но и делает его
открытым для дальнейшего использования всеми коллегами.
3. бескорыстность - первичным стимулом деятельности ученого является
поиск истины, свободный от соображений личной выгоды (завоевания славы,
получения денежного вознаграждения). Признание и вознаграждение должны
рассматриваться как возможное следствие научных достижений, а не как цель,
во имя которой проводятся исследования.
4. организованный скептицизм - каждый ученый несет ответственность за
оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы
сама оценка стала достоянием гласности. При этом ученый, опиравшийся в
своей работе на неверные данные, заимствованные из работ его коллег, не
освобождается от ответственности, коль скоро он сам не проверил точность
используемых данных. Таким образом, в научной деятельности равно необходимы
как уважение к тому, что сделали предшественники, так и критическое
отношение к их результатам.
Этические нормы охватывают самые разные стороны деятельности ученых:
процессы подготовки и проведения исследований, публикации научных
результатов, проведения научных дискуссий, когда сталкиваются различные
точки зрения. В современной науке особую остроту приобрели вопросы,
касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества,
сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов
часто обозначают как проблему социальной ответственности ученого.
Социальная ответственность ученого - нравственная и моральная оценка
ученым возможных негативных последствий для людей от использования
обществом его открытия или изобретения.
Другими словами ученый несет перед обществом ответственность за то в
чьи руки попадет его работа. Кроме того ученый должен оценивать готово ли
общество принять новое.
Пример:
Леонардо Да Винчи уничтожил свои чертежи подводной лодки, чтобы люди
не могли ее воспользоваться как средством ведения войны
31.2 Понятие метода и методологии.
Метод (греч. Methodos - ) - способ достижения
цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство
познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Сознательное применение научно обоснованных методов является существенным
условием получения новых знаний.
Философия, в отличие от других наук выработала всеобщий метод познания
- диалектический метод. Объективную основу диалектического метода
составляют наиболее общие законы развития мира. Этот метод не подменяет
методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в
качестве орудия познания во всех областях.
Существуют 2 типа методов и приемов исследования:
1). Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и
дедукция, абстрагирование и обобщение и т.д.).
Анализ - это расчленение целостного предмета на составляющие части
(стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего
изучения.
Синтез - это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков,
свойств или отношений) предмета в единое целое.
Абстрагирование - это особый прием мышления, который заключается в
отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным
выделением интересующих нас свойств и отношений.
Обобщение - это такой прием мышления, в результате которого
устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
Индукция - это такой метод исследования и способ рассуждения, в
котором общий вывод строится на основе частных посылок.
Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих
посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Аналогия - это такой прием познания, при котором на основе сходства
объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.
Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путем создания и
исследования его копии (модели), замещающих оригинал с определенных сторон,
интересующих познание.
2). Научные методы исследования:
а). Методы построения эмпирического знания.
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной
действительности, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах,
свойствах и отношениях изучаемых объектов.
Описание - это закрепление и передача результатов наблюдения с помощью
определенных знаковых средств.
Измерение - это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или
сторонам.
Эксперимент - это исследование к.-л. Явления путем активного
воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям
исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.
б). Методы построения теоретического знания.
Формализация - это построение абстрактно-математических моделей,
раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не
требуется.
Гипотетико-дедуктивный метод - суть которого заключается в создании
системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся
утверждения об эмпирических фактах.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Исторический и логический методы исследования.
Методология - 1). Совокупность познавательных средств, методов,
приемов, используемых в к.-л. Науке; 2). Область знания, изучающая
средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически -
преобразующей деятельности.
Развитие методологии - одна из сторон развития научного познания в
целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и
методологическое содержание, т.к. оно связано с критическим пересмотром
существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации
изучаемого материала. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в
рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного научного
познания, усложнением понятийного аппарата, усиливающейся теоретизацией
научного мышления, совершенствованием познавательных средств и методов
дифференцируется и сфера методологии.
Современная методология выполняет 2 типа функций:
а). она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с др.
сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики,
культуры, человека.
б). методология решает задачи совершенствования, рационализации
научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на
разрабатываемые ею мировоззренческие и методологические ориентиры и
основоположения.
Логический метод более широкий чем научный т.к. им пользуются не
только ученые а все люди.
Законы логики - законы человеческого мышления. Все люди так или иначе
мыслят логически но не
все умеют это делать хорошо. Логический метод исторически появился
раньше научного.
Им пользовались и древние греки и теологи средних веков.
Логический метод послужил основой для научного но последний
качественно отличается от него. см выше.
31.1 Основные черты философии неотомизма. Католический модернизм
Жильсона.
Любое из вероисповеданий как в прошлом, так и в настоящем,
представлено идеологами - среди них и философы, которые играли и играют
здесь первую скрипку. Неотомизм (от латинского написания имени Фомы
Аквинского - Томас) как направление - детище официального католичества.
Зародилось оно в 70-х годах 19 столетия под влиянием решений Ватиканского
собора (1869-1870). В 1879 г. в энциклике папы Льва13 философия Аквината
была объявлена единственно истинной.
Основу неотомистического учения составляет принцип: . Неопозитивизм - теологическая форма современного
объективного идеализма. Высшей реальностью неотомисты признают , понимаемое как духовное, божественное первоначало. Для
доказательства религиозных догм неотомисты широко используют
аристотелевские категории формы и материи, потенции и акта (возможности и
действительности), существования и сущности. Результатом неотомистских
построений является признание бога первопричиной бытия и первооснованием
всех философских категорий.
В целом философия неотомизма представляет собой теологизированную
метафизику. По своей проблематике и терминологии неотомистская метафизика
значительно отличается от средневекового томизма, в ней эклектически
соединены основные элементы учения Фомы Аквинского (принцип гармонии веры и
разума и др.) с новейшими положениями новейших идеалистических систем.
С точки зрения неотомизма исторический процесс зависит от
сверхъестественных трансцендентных сил. Этим фактически исключается
возможность активного воздействия человека на ход мировой истории. С точки
зрения социальной философии неотомизма, секуляризация угрожает
существованию целостного человека, ведет его к моральной деградации, а
потому главную роль в нормальном, естественном развитии общества призваны
сыграть религия и церковь.
В целом философия неотомизма ставит перед собой задачу любой ценой
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45