Рефераты. Шпаргалка по философии






процесса.

Смотри билет 5.3.

Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как

разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений,

воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно

только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым,

своеобразного "сведения" индивидуального к социальному. Метод такого

"сведения" основан на том, что имеются общие, существенные, типические

черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, стремлений, целей.

Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных

общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура

общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту

структуру больших социальных групп. При таком подходе ни в какой мере не

ущемляется ни уникальность человеческой личности, ни ее роль в обществе.

Напротив, на научную почву ставится объяснение возможностей ее воздействия

на ход истории. Но предпосылкой и обязательным условием этого объяснения

является, сведение индивидуального к социальному, т.е. выделение больших

социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не

тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми, индивидуальными

чертами и признаками. Все это открывает также путь для теоретического

исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его

"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и

выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности

осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического

процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются

только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое

место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует

в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат

истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является

личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа

может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие

интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.

Основными социальными субъектами исторического процесса в

послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс

социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо

дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными

или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным

средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития

на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются

большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного

производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в

общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и

размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль

социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,

когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда

возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными

движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не

может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя

вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И

чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В

социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая

общность, соединяющая все те слои и классы, которые по своему объективному

положению заинтересованы в поступательном движении общества. В современном,

во многом взаимозависимом мире проблема субъекта исторического творчества

приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о

превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта

исторического процесса. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы,

понимание того, что все люди находятся в "одной лодке" , повышает роль

человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.

Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом

процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то

и навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей,

которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика и

очевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силу

и двигатель истории. Создавая материалистическое понимание истории,

основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что

деятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правда

они всегда при этом отмечали и ее огромную роль в обществе. Личность не

может изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общую

объективную логику, но в реальной истории стран и народов личность может

сделать чрезвычайно много.

7.1. Основные черты философии Аристотеля.

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии,

но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле

наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук

(этика, эстетика, логика и т.д.) имеет свое начало в его произведениях.

Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить

достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле

большинству последующих философских систем. Содержательность и

разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю.

Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима)

ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные)

состояния сущего. Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку

существования. И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя

отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью

конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории

являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они

представляют определенную промежуточную ступень между первой материей,

которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который

чувственно воспринимаем. Конкретные, существующие (чувственно

воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных

комбинаций этих элементов. В отличии от первой материи они (как конкретное

бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть

соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из

потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов)

действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом,

представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей

как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую

сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с

конкретной вещью как таковой. Первичная сущность, согласно Аристотелю,

выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторые

(вторичные) сущности определенным образом производны от первичных. Они не

постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей

степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель

считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат

для их определения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание

движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение,

уменьшение, перемену и изменение места"). Подчеркивается, что "движения

помимо вещей не существует", движение "всегда было и во всякое время

будет". Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим

вещам и является самодвижением, а, с другой стороны, возможно объяснение

источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (бога).

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Он приводит четыре

главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и

месту. Существование движения он связывает с наличием противоположностей.

Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом:

реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает,

собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение

становится практически универсальным свойством сущего. Процесс

осуществления, т.е. переход возможности в действительность, тесно связан со

взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией

материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как

реальности).

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные

элементы идеализма и метафизичности, его убеждение в реальности внешнего

мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных,

как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем

противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического

понимания действительности.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно

развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно

абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.