Рефераты. Шпаргалка по философии






достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки. подобно

тому как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения

евклидовой геометрии.

Аналогия с геометрией здесь вовсе не случайна. Для рационализма XVII

века, включая Декарта, Мальбрашна, Спинозу, Лейбница, математика является

образцом строгого и точного знания, которому должна подражать и философия,

если она хочет быть наукой. А что философия должна быть наукой, и притом

самой достоверной из наук, в этом у большинства философов той эпохи не было

сомнения. Что касается Декарта, то он сам был выдающимся математиком,

создателем аналитической геометрии. И не случайно именно Декарту

принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит

название “универсальной математики” и с помощью которого Декарт считает

возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство

над природой. А что именно господство над природой является конечной целью

научного познания, в этом Декарт вполне согласен с Бэконом.

Метод, как его понимает Декарт, должен превратить познание в

организованную деятельность, освободив его от случайности, от таких

субъективных факторов, как наблюдательность или острый ум, с одной стороны,

удача и счастливое стечение обстоятельств, с другой. Образно говоря, метод

превращает научное познание из кустарного промысла в промышленность, из

спорадического и случайного обнаружения истин - в систематическое и

планомерное их производство. Метод позволяет науке ориентироваться не на

отдельные открытия, а идти, так сказать. “сплошным фронтом”, не оставляя

лакун или пропущенных звеньев. Научное знание, как его предвидит Декарт,

это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину

природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не

представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки. то есть обнаружить

отдельные истины. Процесс познания превращается в своего рода поточную

линию, а в последней, как известно, главное - непрерывность. Вот почему

непрерывность - один из важнейших принципов метода Декарта.

Согласно Декарту, математика должна стать главным средством познания

природы, ибо само понятие природы Декарт существенно преобразовал, оставив

в нем только те свойства, которые составляют предмет математики: протяжение

(величину), фигуру и движение. Чтобы понять, каким образом Декарт дал новую

трактовку природы- рассмотрим особенности картезианской метафизики.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие

субстанции, корни которого лежат в античной онтологии.

Декарт определяет субстанцию как вещь (под “вещью” в этот период

понимали не эмпирически данный предмет, не физическую вещь, а всякое сущее

вообще) , которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме

самой себя. Если строго исходить из этого определения, то субстанцией, но

Декарту, является только Бог, а к сотворенному миру это понятие можно

применить лишь условно, с целью отличить среди сотворенных вещей те,

которые для своего существования нуждаются “лишь в обычном содействии

Бога”, от тех, которые для этого нуждаются в содействии других творений, а

потому носят название качеств и атрибутов, а не субстанций.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и

материальные. Главное определение духовной субстанции - ее неделимость,

важнейший признак материальной - делимость до бесконечности. Здесь Декарт,

как нетрудно увидеть, воспроизводит античное понимание духовного и

материального начал, понимание, которое в основном унаследовало и

средневековье. Таким образом, основные атрибуты субстанций - это мышление и

протяжение, остальные их атрибуты производны от этих первых: воображение,

чувство, желание - модусы мышления: фигура, положение, движение - модусы

протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, согласно Декарту, идеи,

которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте, а потому в XVII

веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях по-новому было

развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того,

что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей. К врожденным

Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем - идеи чисел и

фигур, а также некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому:

“если к равным величинам прибавить равные, то получаемые при этом итоги

будут равны между собой”, или положение “из ничего ничего не происходит”.

Эти идеи и истины рассматриваются Декартом как воплощение естественного

света разума.

С XVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе

существования, о характере и источниках этих самых врожденных идей.

Врожденные идеи рассматривались рационалистами XVII века в качестве условия

возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной

философии.

Что же касается материальной субстанции, главным атрибутом которой

является протяжение, то ее Декарт отождествляет с природой, а потому с

полным основанием заявляет, что все в природе подчиняется чисто

механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической

науки - механики. Из природы Декарт, так же как и Галилей, полностью

изгоняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а

также космология и соответственно понятия души и жизни. центральные в

натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в XVII веке формируется та

механистическая картина мира. которая составляла основу естествознания и

философии вплоть до начала XIX века.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом. Декарту создать

материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и

нереалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим

звеном между ними оказывается у Декарта Бог, который вносит в природу

движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов.

Декарт оказался одним из творцов классической механики. Отождествив

природу с протяжением, он создал теоретический фундамент для тех

идеализаций, которыми пользовался Галилей, не сумевший еще объяснить, на

каком основании мы можем применять математику для изучения природных

явлений. До Декарта никто не отважился отождествить природу с протяжением,

то есть с чистым количеством. Не случайно именно Декартом в наиболее чистом

виде было создано представление о природе как о гигантской механической

системе, приводимой в движение божественным “толчком”. Таким образом, метод

Декарта оказался органически связанным с его метафизикой.

15.2 Качество, количество, мера, скачок. Диалектика количественных и

качественных изменений в процессе развития.

В законе взаимоперехода количества и качества выражен закон отрицания.

Для любого предмета единство всех типов определяется как качество

(внутренняя характеристика) и количество (внешняя). Качество совокупность

таких свойств, отказ от которых приведет к концу существования вещи (эти

свойства являются необходимостью существования вещи). Качество связано с

целостностью вещи. Существует не качество, а вещь, обладающая качеством

(Гегель). Вещь обладает многими качествами (Энгельс). Количество - степень

развитости данного качества. Характеризует темпы, скорость протекания

процессов. Любую количественную определенность можно выразить числом. Нет

вещи, которая бы имела качественную определенность и не имела

количественной и наоборот. Мера взаимосвязь качества и количества. Вода

сохраняет качественную определенность (жидкость) от 0 до 100. Выход за

границы меры (определенные ограничения, в пределах которой существует

данная определенность вещи) приводит к концу существования вещи. Как

происходят количественные изменения ? Они непрерывны, эволюционны и все

происходят в пределах данного качества. Качество нарушается выходом за

пределы меры. Это приводит к понятию скачка.

Скачок -процесс разжижения противоречий или форма перехода из одного

качественного состояния в другое.

Качественные изменения могут происходить только посредством скачка

(который может происходить достаточно длительное время) Гегель :

качественные изменения имеют 2 вида

1) предмета не было и он появился;

2) предмет был и он исчезает;

Типы скачков :

1) Граница меры четко определена и переход происходит достаточно

быстро взрывы.

2) Границы размазаны, но тем не менее это скачок. Для описания

процессов в природе достаточно понятия эволюционных скачков.

Революция - термин, введенный для объяснения изменений в обществе.

Эволюция ряд скачков в пределах старого качества

Об эволюции говорится в 2 смыслах: Эволюция вещества во всем - процесс

развития. Медленные, количественные изменения.

3 Структура личности. Пути и способы формирования творческой личности

Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру

своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности,

естественности и непринужденности, то понятие личности подчеркивает в ней

сознательно-волевое начало. Индивид тем больше заслуживает нрава называться

личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его

контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии. Слово “личность”

“persona” первоначально обозначало маску, которую надевал актер и античном

театре (сравни: русское “личина”). Затем оно стало означать самого актера и

его роль (персонаж). У римлян слово “persona”употреблялось не иначе, как с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.