Рефераты. Шпаргалка по философии






диалектического материализма являются: 1) принцип единства и целостности

бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все

проявления, все формы действительности от объективной действительности

(материя) и до субъективной действительности (мышление); 2) принцип

материальности мира, утверждающий что материя первична по отношению к

сознанию, отражается в нем и определяет его содержание ; 3) принцип

познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий мир познаваем и мерой

его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной

реальности, является общественно- производственная практика; 4) принцип

развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения

естественных, общественных и технических наук и на этой основе

утверждающий, то все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном,

постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и

разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и

образованию принципиально других новых качественных явлений и принципов; 5)

принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развитие

общества состоит в достижении свобод, обеспечивающей всестороннее

гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих

способностей на основе коренного преобразования общества и достижения

социальной справедливости и равноправия членов общества; 6) принцип

партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи

между философскими концепциями и мировоззрением человечества с одной

стороны и социальной структурой общества - с другой стороны. Итак Маркс и

Энгельс на основе обобщения опыта революционной борьбы пролетариата данных

наук вскрыли диалектико-материалистический характер развития не только

природы, но и человеческого общества. Они достроили материализм ,

применили его к объяснению истории общества и тем самым создали и

исторический материализм. Это имело огромное революционное значение как для

науки об обществе так и для всей общественной практики. Было создано

целостное учение о законах развития природы, общества и мышления -

философия диалектического и исторического материализма. Идеи Маркса в

рассмотрении Фрома ( оппонент Маркса ) 1. Ничто человеческое мне не чуждо

2. Подвергай все сомнению 3. Истина приводит к освобождению Новое в

философии от Маркса ( по Егорову ) 1. Изменение понимания предмета

философии ( Ф. это наука со своим предметом и методом ) 2. Изменение

социальной функции Ф. ( Ф. должна быть достоянием всех людей. Она должна

играть активную роль не только в духовной но и в материальной жизни

общества ) 3. Изменение содержание самой Ф. а. Введение практики в теорию

познания б. Объединение материализма и идеализма ( установление для

материализма диалектического метода для идеализма метафизического ) в.

Материалистическое понимание истории 4. Открытие методологической роли Ф. (

Ф. должна изменить мир )

2 Научное познание, ее специфические признаки. Научное и обыденное

познание. Критерии научности.

Определение. Познание - общественно - исторический процесс творческой

деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели

и мотивы человеческих действий. Ориентация науки на изучение объектов,

которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо

потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их

исследование, как подчиняющихся объективным законам функционирования и

развития составляют одну из важнейших особенностей научного познания. Наука

ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в

сегодняшней практике, то тех, которые могут стать предметом массового

практического освоения в будущем, является, второй отличительной чертой

научного познания. Эта черта позволяет разграничить научное и обыденное

стихийно-эмпирическое познание и вывести ряд конкретных определений,

характеризующих природу научного исследования. Зародышевые формы научного

познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем

отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из

важнейших ценностей цивилизации ее способ мышления оказывает вне более

активное воздействие на обыденное сознание. Это воздействие развивает

содержащиеся в обыденном стихийно- эмпирическом познании элементы

объективного отражения мира. Однако между способностью стихийно-

эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и

объективностью и предметностью научного знания имеются существенные

различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов

реальности, несводимых к объектам обыденного мира. Выработка наукой

специального языка, пригодного для описания ее объектов, необычных с точки

зрения здравого смысла, является необходимым условием научного

исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во

все новые области объективного мира. Причем он оказывает обратное

воздействие на повседневный, естественный язык. Например, слова

, когда-то были специфическими научными

терминами, а затем прочно вошли в повседневный язык. Наряду с

искусственным, специализированным языком научное исследование нуждается в

особой системе специальных орудий. Системность и обоснованность научного

знания - еще один существенный признак, отличающий его от продуктов

обыденной познавательной деятельности людей. Еще одно существенное отличие

- это различие в методах познавательной деятельности. Объекты, на которые

направлено обыденное познание, формируется в повседневной практике. Приемы,

посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве

предмета познания, как правило, не осознаются субъектом в качестве

специфического метода познания. Иначе обстоит дело в научном исследовании.

Здесь уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежат дальнейшему

изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Наконец, занятия наукой

требует особой подготовки познающего объекта, в ходе которой он осваивает

исторически сложившиеся средства научного исследования, обучается приемам и

методам оперирования с этими средствами. Различия эмпирического и

теоретического уровней следует осуществлять с учетом специфики

познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии,

по которым различаются эти уровни, следующие: 1) характер предмета

исследования; 2) тип применяемых средств исследования; 3) особенности

метода. Специфические признаки научного познания 1. Н. имеет дело с

идеализированными объектами 2. Н. оперирует определенными средствами

воздействия на материальный мир 3. Н. всегда опирается на определенные

методы 4. Важнейшие методы науки - гипотезы и теории 5. Н. ориентируется на

будущее 6. Н. знание предметно и объективно Критерии научности 1.

Воспроизводимость 2. Проверяемость 3. Проблемность 4. Мобильность 5.

Критичность 6. Практичность 7. Имперсональность 8. Системность

27.3. Человек как противоречивое единство природного и общественного.

Человек и естественная среда обитания.

Вся история, как философских учений, так и специальных естественных и

гуманитарных наук свидетельствует о непрестанных попытках понять природу

человека, смысл его бытия и перспективы развития. Традиционные

идеалистические и религиозные представления характеризуются представлением

о человеке оторванном от природы. Человек изображался как одно из творений

бога, как момент “мирового разума”, “мировой идеи” (объективно-

идеалистические направления) или же как “чистая субъективность” и “чистое

самосознание” (субъективно-идеалистические направления). В

противоположность идеалистическим интерпретациям, марксистская концепция

человека исходит из признания единства человека и природы основывается на

материалистическом понимании человека, как природного существа. Человек,

как уникальный биологический вид Homo sapiens возник около 40 тыс. лет тому

назад в результате длительного процесса становления общества, который

одновременно является и периодом формирования человека. Таким образом,

человек возник в результате длительного процесса антропосоциогенеза. С

формированием мышления и языка началось одновременное становление

производственных и социально-экономических отношений, как особого вида

материи - социальной материи. Ее своеобразие заключается в том, что будучи

объективной и первичной по отношению к общественному сознанию она, в

отличии от природной материи не может существовать без сознания. Человек -

это высший уровень организации материи, осознающей саму себя. Способность

производить орудия труда является видовым отличием человека от животного.

Биологически каждый из когда-либо живших или живущих сейчас человеческих

индивидуумов является уникальным, единственным, поскольку неповторим набор

генов, получаемых им от родителей. Эта индивидуальность усиливается в

результате взаимодействия социальных и биологических факторов в процессе

индивидуального развития человека. Решающее влияние социального фактора на

развитие человека не ведет к исчезновению в нем природного. Они находятся в

диалектическом единстве и взаимодействии. Под воздействием человеческой

деятельности, биологическое, в значительной мере (но не полностью)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.