Рефераты. Шпаргалка по философии






Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный

компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и

диалектически противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества.

Противоречия С. и Ф. в способе производства, базисе и надстройке,

экономике, политике и др. - одна из важнейших движущих сил общественного

развития.

12.2 Целое и часть. Принципы целостности. Форма и содержание.

Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между

совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и

приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не

присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по

отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти

категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно

начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на

части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного

Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем.

Материалистические направления, ориентированные на науку, были связаны с

механистическим пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из

классич. физики). Идеалистические концепции делали упор на несводимость

целого к сумме частей; подлинно целостными считались продукты духовной

деятельности, а материальные образования трактовались как механические,

мертвые агрегаты. В нем. класс. философии (Шеллинг, Гегель) проводится

различие неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося)

Ц., что связано с развитием духа, а не материи. Маркс сформулировал

принципы изучения органичного Ц. - метод восхождения от абстрактного к

конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.п. Он -

основоположник методологии научного исследования общества как Ц. Диалект.

материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных

на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил рационально

объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было показано,

что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей. Ц.

характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным

частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной

системе связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком

всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические

черты Ц. Это возникновение нового в процессе развития; появление новых

типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархия;

разделение целостных систем на органичные (биологические и социальные

объекты - свойства частей определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом,

молекула и т. п., где свойства частей определяют свойства Ц.). Современное

познание частей и целого происходит одновременно: выделяя части, мы

анализируем их как элементы Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как

диалектически расчлененное, состоящее из частей. Целостность - внутреннее

единство объекта, его отделённость от окружающей среды, а также сам объект,

обладающий такими свойствами. Однако, сам объект может обладать множеством

связей со средой, существует лишь в единстве с ней. В истории философии

можно выделить две тенденции в трактовке этого понятия: целостность как

полнота, как охват всех свойств, сторон и связей объекта (подобно

конкретности) и целостность как внутренняя обусловленность объекта, его

уникальность и специфика (подобно сущности). Это понятие важно, когда

задача исследования заключается в получении синтетического знания об

объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает выявить внутреннюю

детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения и специфики

объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к объектам, но и

процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские категории,

отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности:

определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов,

образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и

выражения этого С., его различных модификаций , т.е. Ф. Ф. употребляется и

в значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф.

сводилась к структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и

свойств (материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В

материалистической диалекте проводится деление между С. и материей. Это

важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные

определения вещи имеют значение Ф. существования и проявления иного,

социального С. Необходимость различения материи и С. сохраняется и для при

родных явлений: С. здесь составляет определенный субстрат, характерные

этому явлению. Структура - необходимый компонент С. С изменением структуры

существенно меняется С. объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя

многообразные модификации С., спосбы его существования и проявления, также

обладает определенной структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе

развития обязательно включает как воздействия различных компонентов С. на

Ф., так и различных компонентов Ф. на С. с уче том их субординации. С.

представляет ведущую сторону объекта, а Ф. ту сторону, которая

модифицируется, изменяется в зависимости от изменения С. и конкретных

условий его существования. В свою очередь Ф. ,обладая относительной

самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на С. Ф. может

тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. - случай

отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф., так

и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно,

преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия

между ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое

в конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф.,

адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и

Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный

компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и

диалектически противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества.

Противоречия С. и Ф. в способе производства, базисе и надстройке,

экономике, политике и др. - одна из важнейших движущих сил общественного

развития.

13.1 Натурфилософия эпохи возрождения.

Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма,

класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в

новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое

мировоззрение. Вся идея философии Возрождения противостоит схоластике

средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные открытия того

времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки и др.

цивилизаций и мн. др. В эпоху возрождения философия вновь обращается к

изучению природы. Однако в понимании природы, также как и в трактовке

человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде

всего сказывается в том , что природа трактуется пантеистически.

Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей

ренессансной философии, "последний философ средневековья и первый философ

эпохи Возрождения". Как и большинство философов своего времени,

ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он перемыслил

учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У

Платона и неоплатоников единое характеризуется через противоположность

"иному", не-единому. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма,

отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не

противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -

формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано

Бруно.

Эта формула неприменима для христианского теизма, принципиально

отличающего творение ("все") от творца ("единого"); но, что не менее важно,

она отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли

единое со "всем". Т.о. появляется новый, возрожденческий подход к проблемам

онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский

делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.

Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет

его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский, таким образом,

открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот

методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской

диалектики.

По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность

космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя

помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был

бы замкнут. Разрушая конечный космос античной и средневековой науки, в

центре которого находится неподвижная земля, Кузанский, тем самым,

подготавливает коперниканскую революцию в астрономии. Вслед за Кузанским

Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем

основывает новую астрономическую систему. Согласно его учению, Земля, во-

первых вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Во-

вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира.

Вслед за Кузанским Коперник считает, что Вселенная неизмерима и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.