Ф., их борьба, наполнение старой Ф. новым содержанием и наоборот - важный
компонент диалектической теории развития. Это особенно сложно и
диалектически противоречиво во взаимоотношении С. и Ф. в развитии общества.
Противоречия С. и Ф. в способе производства, базисе и надстройке,
экономике, политике и др. - одна из важнейших движущих сил общественного
развития.
12.2 Целое и часть. Принципы целостности. Форма и содержание.
Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между
совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и
приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не
присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по
отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти
категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно
начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на
части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного
Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем.
Материалистические направления, ориентированные на науку, были связаны с
механистическим пониманием Ц., заимствованным из механики (позднее из
классич. физики). Идеалистические концепции делали упор на несводимость
целого к сумме частей; подлинно целостными считались продукты духовной
деятельности, а материальные образования трактовались как механические,
мертвые агрегаты. В нем. класс. философии (Шеллинг, Гегель) проводится
различие неорганичного (механического) и органичного (саморазвивающегося)
Ц., что связано с развитием духа, а не материи. Маркс сформулировал
принципы изучения органичного Ц. - метод восхождения от абстрактного к
конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.п. Он -
основоположник методологии научного исследования общества как Ц. Диалект.
материализм обобщает данные теоретических концепций и дисциплин, основанных
на целостном подходе к объектам. Новый подход позволил рационально
объяснить диалектику Ц. и Ч. Теоретически и экспериментально было показано,
что для сложноорганизованных объектов Ц. не сводимо к сумме частей. Ц.
характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущим отдельным
частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определенной
системе связей. Это свойство интегративности является важнейшим признаком
всех таких образований, позволяющим понять и все остальные специфические
черты Ц. Это возникновение нового в процессе развития; появление новых
типов целостности; возникновение новых структурных уровней и их иерархия;
разделение целостных систем на органичные (биологические и социальные
объекты - свойства частей определяются свойствами Ц.) и неорганичные (атом,
молекула и т. п., где свойства частей определяют свойства Ц.). Современное
познание частей и целого происходит одновременно: выделяя части, мы
анализируем их как элементы Ц., а в результате синтеза Ц. выступает как
диалектически расчлененное, состоящее из частей. Целостность - внутреннее
единство объекта, его отделённость от окружающей среды, а также сам объект,
обладающий такими свойствами. Однако, сам объект может обладать множеством
связей со средой, существует лишь в единстве с ней. В истории философии
можно выделить две тенденции в трактовке этого понятия: целостность как
полнота, как охват всех свойств, сторон и связей объекта (подобно
конкретности) и целостность как внутренняя обусловленность объекта, его
уникальность и специфика (подобно сущности). Это понятие важно, когда
задача исследования заключается в получении синтетического знания об
объекте, а сам объект сложен. Целостность помогает выявить внутреннюю
детерминацию свойств объекта и недостаточность объяснения и специфики
объекта извне. Сейчас это понятие применяется не только к объектам, но и
процессам в сложных системах. Форма и содержание - философские категории,
отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности:
определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов,
образующих предмет или явление, т.е. С., и способа существования и
выражения этого С., его различных модификаций , т.е. Ф. Ф. употребляется и
в значении внутренней организации С. В идеалистической философии Ф.
сводилась к структуре, а С. - к неупорядоченной совокупности элементов и
свойств (материей). Это способствовало о примате Ф. над С. В
материалистической диалекте проводится деление между С. и материей. Это
важно для анализа социально-экономических отношений, где все природные
определения вещи имеют значение Ф. существования и проявления иного,
социального С. Необходимость различения материи и С. сохраняется и для при
родных явлений: С. здесь составляет определенный субстрат, характерные
этому явлению. Структура - необходимый компонент С. С изменением структуры
существенно меняется С. объекта, его физ. и хим. свойства. Ф., фиксируя
многообразные модификации С., спосбы его существования и проявления, также
обладает определенной структурой. Взаимодействие С. и Ф. в процессе
развития обязательно включает как воздействия различных компонентов С. на
Ф., так и различных компонентов Ф. на С. с уче том их субординации. С.
представляет ведущую сторону объекта, а Ф. ту сторону, которая
модифицируется, изменяется в зависимости от изменения С. и конкретных
условий его существования. В свою очередь Ф. ,обладая относительной
самостоятельность, оказывает обратное активное воздействие на С. Ф. может
тормозить или ускорять развитие С. Взаимоотношение С. и Ф. - случай
отношения противоположностей, характеризующихся как единством С. и Ф., так
и противоречиями и конфликтами между ними. Единство С. и Ф. относительно,
преходяще, в ходе развития неизбежно возникают конфликты и противоречия
между ними. В результате по является несоответствие между С. и Ф., которое
в конечном счете разрешается сбрасыванием старой и возникновением новой Ф.,
адекватной С. Возникновение, развитие и преодоление противоречий между С. и
13.1 Натурфилософия эпохи возрождения.
Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма,
класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в
новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое
мировоззрение. Вся идея философии Возрождения противостоит схоластике
средневековья. Поддержкой тому служат многочисленные научные открытия того
времени: открытие кровообращения и нервной системы, открытие Америки и др.
цивилизаций и мн. др. В эпоху возрождения философия вновь обращается к
изучению природы. Однако в понимании природы, также как и в трактовке
человека, философия Возрождения имеет свою специфику. Эта специфика прежде
всего сказывается в том , что природа трактуется пантеистически.
Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей
ренессансной философии, "последний философ средневековья и первый философ
эпохи Возрождения". Как и большинство философов своего времени,
ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он перемыслил
учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У
Платона и неоплатоников единое характеризуется через противоположность
"иному", не-единому. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма,
отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не
противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -
формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано
Бруно.
Эта формула неприменима для христианского теизма, принципиально
отличающего творение ("все") от творца ("единого"); но, что не менее важно,
она отличается от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли
единое со "всем". Т.о. появляется новый, возрожденческий подход к проблемам
онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский
делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному.
Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть. Кузанский называет
его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский, таким образом,
открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума. Этот
методологический принцип делает Кузанского родоначальником новоевропейской
диалектики.
По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность
космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя
помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был
бы замкнут. Разрушая конечный космос античной и средневековой науки, в
центре которого находится неподвижная земля, Кузанский, тем самым,
подготавливает коперниканскую революцию в астрономии. Вслед за Кузанским
Коперник (1473-1543) пользуется принципом относительности и на нем
основывает новую астрономическую систему. Согласно его учению, Земля, во-
первых вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи. Во-
вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира.
Вслед за Кузанским Коперник считает, что Вселенная неизмерима и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45