Рефераты. Шпаргалка по философии






Шпаргалка по философии

01.1. Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф,

религия, философия.

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих

самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем

жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в

обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие

подсистемы.

Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и

эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.

Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и

исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединят в

единое целое формы познания мира:

различные естественные виды мировоззрения;

философию стремящуюся к априорному знанию (знанию не зависящему от кол-ва

индуктивных исследований);

результаты конкретных наук

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира,

характерный для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе

зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов

искусства, философии.

Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через

его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый

органами чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный,

сверхчувственный.

Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение,

переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система

утвердившихся ритуалов, догматов.

Бог - высшее существо, достойное поклонению.

Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически

сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов

на мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к

миру.

01.2. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.

Специфика человеческого бытия.

Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по

признаку существования самые различные явления, предметы и процессы:

природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы

и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и

т.д.

Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять

философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал

его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все,

что существует в мире.

Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.

Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в

идею, ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.

Основные формы бытия:

1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);

2. бытие человека;

3. бытие духовного (идеального);

4. бытие социального.

Бытие человека:

бытие человека в мире вещей

специфическое человеческое бытие

Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие

для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;

предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть

тело его природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В

человеческом бытие первична предпосылка существования тела из чего следует

его подвластность законам наследственности и природы.

Особенность человеческого существования состоит в возникновении

специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной

детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в

способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,

удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в

пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и

сознанием. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека

регулируются духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные

поступки).

01.3. Общество как целостная система взаимодействия людей. Социальное

пространство и социальное время

// “Основы философских знаний” стр.69

// Лекции

В жизни мы встречаемся со многими формами существования людей в

обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество,

политическая партия, религиозная община, нация, государство и т.д. Мы

отличаем эти формы общественной жизни людей друг от друга по многим

основаниям, в том числе по условиям и способам функционирования и развития

определенного типа их бытия в обществе.

Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”:

1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как

совокупность личностей или отношений между ними.

2. теория Георга Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие

индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных

влечений или ради определенных целей.

3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как

совокупность различных пересекающихся групп, которые являются

разновидностями одной доминирующей группы.

Существует несколько определений категории общество.

“Институциональное” определение : общество - это большая совокупность

людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда

институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют

устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую

структуру всевозможных форм коллективной жизни.

Функциональная концепция : общество - группа человеческих существ,

представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности.

Теоретический подход : общество - определившаяся в процессе

исторического развития человечества относительно устойчивая система

социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей,

поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и

т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения,

обмена и потребления материальных и духовных благ.

Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в

развитии общества, каковы источники и движущие силы общественных изменений,

в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более

всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое

другое.

Общество не может быть механической суммой составляющих его людей.

Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими

потребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, и

сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество -

продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретные

процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.

Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами

жизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решает

свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, в

результате чего создается связь, преемственность разных поколений людей,

имеет место история их общественной жизни.

Можно выделить по крайней мере четыре разные подхода к определению

основы бытия общества.

Натурализм - часто еще называют географическим и биологическим

направлением анализа общественного развития. Согласно нему развитие

общества определяется природными условиями ( климатом, ландшафтом и т.п. ).

Сторонники этой теории ( Ш.Монтескье, Л.И.Мечников ) считали, что природная

среда диктует установление того или иного политического строя, объясняет

характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития

хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов.

К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода

геополитические взгляды, в соответствии с которым политика государство

всецело ставится в зависимость от его “жизненного пространства” -

территории, местоположения.

Другой подход - подход идеалистического учения - признание абсолютного

приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой

деятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальные

побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их

реальным действиям. Например, Гегель полагал, что источник развития

общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю, и

предопределяют все действия людей.

Противоположным подходом является материалистическая теория

общественной жизни. Основное в ней то, что источник развития общества

усматривается в самом обществе, в развитии его материального производства.

Доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой (

марксисты ), либо изменениями техники хозяйственной деятельности ( Р.Арон,

Д.Белл, У.Ростоу ). Материалистическая теория считает сознание людей

вторичным, производным от экономической или технологической сферы

общественной жизни.

В настоящий момент наиболее популярна теория, согласно которой история

рассматривается как переплетение самых различных факторов , одни из которых

в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве

решающей стороны общественного развития.

Сравнение различных теоретических подходов в определении основы

развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение

той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.