01.1. Сущность мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф,
религия, философия.
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих
самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем
жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрении в
обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческие
подсистемы.
Мировоззрение - сложное взаимодействие интеллектуальных и
эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
Мировоззрение - совокупность результатов метафизического мышления и
исследований, причем метафизика понимается как наука, которая объединят в
единое целое формы познания мира:
различные естественные виды мировоззрения;
философию стремящуюся к априорному знанию (знанию не зависящему от кол-ва
индуктивных исследований);
результаты конкретных наук
Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира,
характерный для ранних стадий общественного развития. Миф объединял в себе
зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов
искусства, философии.
Религия - мировоззрение, в котором освоение мира осуществляется через
его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый
органами чувств, и посюсторонний - “небесный”, сверхъестественный,
сверхчувственный.
Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение,
переживание, характеризующие его внутреннее состояние. Культ - система
утвердившихся ритуалов, догматов.
Бог - высшее существо, достойное поклонению.
Философия - “любовь к мудрости” (Пифагор, 5 в до н.э.) - теоретически
сформулированное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов
на мир, место в нем человека, учение различных форм отношения человека к
миру.
01.2. Понятие бытия и его развитие как исходной категории философии.
Специфика человеческого бытия.
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по
признаку существования самые различные явления, предметы и процессы:
природные объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы
и отдельных людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и
т.д.
Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять
философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал
его в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все,
что существует в мире.
Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.
Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в
идею, ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.
Основные формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);
2. бытие человека;
3. бытие духовного (идеального);
4. бытие социального.
Бытие человека:
бытие человека в мире вещей
специфическое человеческое бытие
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие
для человека и природы. Человек существует как конкретный индивид;
предпосылкой его существования является жизнь его тела. Тело человека есть
тело его природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В
человеческом бытие первична предпосылка существования тела из чего следует
его подвластность законам наследственности и природы.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении
специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной
детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в
способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,
удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в
пределах и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и
сознанием. Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека
регулируются духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные
поступки).
01.3. Общество как целостная система взаимодействия людей. Социальное
пространство и социальное время
// “Основы философских знаний” стр.69
// Лекции
В жизни мы встречаемся со многими формами существования людей в
обществе: семья, учебная группа, трудовой коллектив, спортивное общество,
политическая партия, религиозная община, нация, государство и т.д. Мы
отличаем эти формы общественной жизни людей друг от друга по многим
основаниям, в том числе по условиям и способам функционирования и развития
определенного типа их бытия в обществе.
Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”:
1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как
совокупность личностей или отношений между ними.
2. теория Георга Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие
индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных
влечений или ради определенных целей.
3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как
совокупность различных пересекающихся групп, которые являются
разновидностями одной доминирующей группы.
Существует несколько определений категории общество.
“Институциональное” определение : общество - это большая совокупность
людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда
институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют
устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую
структуру всевозможных форм коллективной жизни.
Функциональная концепция : общество - группа человеческих существ,
представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности.
Теоретический подход : общество - определившаяся в процессе
исторического развития человечества относительно устойчивая система
социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей,
поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и
т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения,
обмена и потребления материальных и духовных благ.
Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в
развитии общества, каковы источники и движущие силы общественных изменений,
в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более
всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое
другое.
Общество не может быть механической суммой составляющих его людей.
Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими
потребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, и
сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество -
продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретные
процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.
Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами
жизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решает
свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, в
результате чего создается связь, преемственность разных поколений людей,
имеет место история их общественной жизни.
Можно выделить по крайней мере четыре разные подхода к определению
основы бытия общества.
Натурализм - часто еще называют географическим и биологическим
направлением анализа общественного развития. Согласно нему развитие
общества определяется природными условиями ( климатом, ландшафтом и т.п. ).
Сторонники этой теории ( Ш.Монтескье, Л.И.Мечников ) считали, что природная
среда диктует установление того или иного политического строя, объясняет
характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития
хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов.
К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода
геополитические взгляды, в соответствии с которым политика государство
всецело ставится в зависимость от его “жизненного пространства” -
территории, местоположения.
Другой подход - подход идеалистического учения - признание абсолютного
приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой
деятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальные
побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их
реальным действиям. Например, Гегель полагал, что источник развития
общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю, и
предопределяют все действия людей.
Противоположным подходом является материалистическая теория
общественной жизни. Основное в ней то, что источник развития общества
усматривается в самом обществе, в развитии его материального производства.
Доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой (
марксисты ), либо изменениями техники хозяйственной деятельности ( Р.Арон,
Д.Белл, У.Ростоу ). Материалистическая теория считает сознание людей
вторичным, производным от экономической или технологической сферы
общественной жизни.
В настоящий момент наиболее популярна теория, согласно которой история
рассматривается как переплетение самых различных факторов , одни из которых
в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве
решающей стороны общественного развития.
Сравнение различных теоретических подходов в определении основы
развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение
той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45