Рефераты. Шпаргалка по философии






производство . особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы

загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье

людей и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия

процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой

проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и

малоотходной).

22.1 Естественнонаучные и философские взгляды Канта.

И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В

докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,

физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости

приливов и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы

о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта

гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из

возможных вариантов происхождения Вселенной.

Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками"

названы основные произведения этого периода: "Критика чистого разума",

"Критика практического разума", "Критика способности суждения". все эти

работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные

ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл

свою философскую систему.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских

проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к

истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение

вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными

и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях

и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии

ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют

вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают

многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами

чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в

традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих

преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и

индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления -

понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый

характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств,

форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась

ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они

существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению

Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы

их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не

знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны

его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в -

себе", непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить

"вещи сами по себе" и явления . Отсюда вытекал вывод об ограниченности

возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности

и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами

опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум -

это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка,

ставит перед ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не

сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с

помощью разума(Платон). Идеи - это представления о цели, к которой

стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи

разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к

деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию

и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории -

действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии,

запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям

разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на

мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это

противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею

мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух

противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в

пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного

человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире

"вещей самих по себе".

22.2 Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация.

Управление.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг

сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным

для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из

материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный характер духа,

сознания, и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи

и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.

Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом вопросе, говорит, что

материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие

свойства и способности , вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы

же те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием ,

которые делают возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ

положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи ,которое

выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей

неощущающей,

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки

для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания .

Важнейшей из этих предпосылок является положение о том , что любые формы

виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках

взаимодействия материальных образований и систем , находящихся на разных

уровнях развития .

Ленинское понятие отражения и основанная на нем теория отражения дают

теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как

отражения в гносеологическом смысле.

Все явления, объекты ,процессы беспрестанно взаимодействуют между

собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.

Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них

соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том

объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце

нагревается.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее

к материи которая обладает психикой и сознанием , является возникновение

информационного отражения , переход от отражения как всеобщего свойства

материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия ) к

использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на

другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой

природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего

каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать

отражение , связанное с активным использованием результатов внешних

воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует

понимать достаточно широко ; как свойство явлений быть побудителем

известных действий ,способствовать активной ориентации в окружающем мире .

При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение

состояния системы не прямо , а косвенно. Это воздействие опосредуется

приведением в активное состояние заложенной в материальной системе

внутренней программы построения движения. Информационно-сигнальный характер

внешнего воздействия определяется не свойствами этого воздействия как

такового - скажем, его энергетическими свойствами ,- а способностями

отражающей системы определенным образом использовать это воздействие в

качестве средства для ориентации системы.

Генетически исходной формой отражения , специфической для живой

природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность

организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие

определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои

лепестки под воздействием света и тени.

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в

появлении чувственности (способности к ощущению). Если раздражимость

присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для

животного мира .

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое

отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения

На стадии психического отражения получает свое развернутое выражение

присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней

активности и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет

собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия

внешней среды и реализации внутренних целей установок программ живого

существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как

реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.