производство . особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы
загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье
людей и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия
процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой
проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и
малоотходной).
22.1 Естественнонаучные и философские взгляды Канта.
И. Кант(1724-1824) родоначальник немецкой классической философии. В
докритический период выступал, прежде всего, как крупный ученый - астроном,
физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости
приливов и отливов от положения луны, а также обоснование научной гипотезы
о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта
гипотеза и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из
возможных вариантов происхождения Вселенной.
Второй период творчества Канта назван "критическим". "Критиками"
названы основные произведения этого периода: "Критика чистого разума",
"Критика практического разума", "Критика способности суждения". все эти
работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные
ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл
свою философскую систему.
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских
проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к
истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение
вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными
и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях
и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии
ставит вопрос о всеобщности субъекта.
Теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют
вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают
многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами
чувственности - пространством и временем, т. е. располагаются в
традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих
преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и
индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления -
понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый
характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств,
форму чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась
ему", и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они
существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями. Человек, по мнению
Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы
их качество и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не
знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны
его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в -
себе", непознанными, нераскрытыми.
Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить
"вещи сами по себе" и явления . Отсюда вытекал вывод об ограниченности
возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности
и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами
опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум -
это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка,
ставит перед ним цели. разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не
сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с
помощью разума(Платон). Идеи - это представления о цели, к которой
стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи
разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к
деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию
и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории -
действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии,
запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям
разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на
мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии - это
противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею
мира в целом, то, оказывается можно доказать справедливость двух
противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в
пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного
человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире
"вещей самих по себе".
22.2 Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация.
Управление.
В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг
сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным
для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из
материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный характер духа,
сознания, и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи
и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.
Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом вопросе, говорит, что
материя вырабатывает в процессе восходящего развития своих форм такие
свойства и способности , вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы
же те основания в здании материи, не обладающей изначально сознанием ,
которые делают возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ
положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи ,которое
выступает своего рода связующим звеном между материей ощущающей и материей
неощущающей,
Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой
материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,
диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки
для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания .
Важнейшей из этих предпосылок является положение о том , что любые формы
виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках
взаимодействия материальных образований и систем , находящихся на разных
уровнях развития .
Ленинское понятие отражения и основанная на нем теория отражения дают
теоретическую и методологическую основу для анализа генезиса сознания как
отражения в гносеологическом смысле.
Все явления, объекты ,процессы беспрестанно взаимодействуют между
собой и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения.
Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них
соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том
объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце
нагревается.
Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее
к материи которая обладает психикой и сознанием , является возникновение
информационного отражения , переход от отражения как всеобщего свойства
материи (которое присуще любым видам материального взаимодействия ) к
использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на
другие для активной ориентации в действительности.
При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой
природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего
каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать
отражение , связанное с активным использованием результатов внешних
воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует
понимать достаточно широко ; как свойство явлений быть побудителем
известных действий ,способствовать активной ориентации в окружающем мире .
При информационном отражении внешнее воздействие влияет на изменение
состояния системы не прямо , а косвенно. Это воздействие опосредуется
приведением в активное состояние заложенной в материальной системе
внутренней программы построения движения. Информационно-сигнальный характер
внешнего воздействия определяется не свойствами этого воздействия как
такового - скажем, его энергетическими свойствами ,- а способностями
отражающей системы определенным образом использовать это воздействие в
качестве средства для ориентации системы.
Генетически исходной формой отражения , специфической для живой
природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность
организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие
определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои
лепестки под воздействием света и тени.
Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в
появлении чувственности (способности к ощущению). Если раздражимость
присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для
животного мира .
Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое
отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения
На стадии психического отражения получает свое развернутое выражение
присущая всякому отражению в живой природе диалектика внутренней
активности и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет
собой сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия
внешней среды и реализации внутренних целей установок программ живого
существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как
реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45