Рефераты. Шпаргалка по философии






имущественным, профессиональным, образовательным и т. д. при этом

предлагаются различные критерии стратификации. Например. западногерманский

социолог Р.Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить

политическое понятие “авторитет”, которое, по его мнению, наиболее точно

характеризует отношения власти и борьбу между социальными группами за

власть.

1 Объективный идеализм и диалектика Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась

диалектика Гегеля. Гегель разрабатывал диалектику как философскую

науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие

закономерности развития объективной действительности. Подвергнув глубокой и

основательной критике метафизический метод мышления, Гегель сформулировал,

правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики.

Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира,

есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия. Стремясь последовательно

провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление

(абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс познания,

восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого

абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового

процесса. Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель

абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Основные части философской системы Гегеля - логика, философия

природы и философия духа. Логика, как это вытекает из исходного положения

гегелевской философии составляет важнейшую часть его системы, поскольку

тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и

занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и

человеческой истории и познания. Гегель объявляет логику учением о

сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской “Науке логики” кроме обычных

для логики вопросов и понятий, суждений, умозаключений рассматриваются

такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о

закономерностях самой действительности, о превращении количественных

изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.

Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном движении, переходят,

“переливаются” друг в друга, изменяются. развиваются, превращаются в свою

противоположность, обнаруживая внутренне присущие им противоречия, которые

и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идет от

абстрактного к конкретному, от одностороннего, бедного содержанием

понятия к понятию, все более богатому содержанием, охватывающему в единстве

различные, даже противоположные, стороны. Гегель показывает, что

количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершаются

путем скачка, прерыва непрерывности. Логический процесс развития

завершается у Гегеля понятием “абсолютной идеи”, которая вначале

“отчуждает” свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого

бытие становится содержательным.

Если логика, по Гегелю, есть “наука об идее в себе и для себя”, то

философия природы характеризуется им как “наука об идее в ее инобытии”.

Гегель не объясняет, как происходит переход от “чистой” логической идеи к

природе, он просто декларирует, что “абсолютная идея”, познав вое

собственное содержание, “решается из самой себя свободно отпустить себя в

качестве природы”. Значит ли это, что было время, когда еще не

существовало природы и “абсолютная идея” существовала сама по себе, так

сказать, в чистом, обнаженном виде ? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-

нибудь убедительного ответа. “Абсолютная идея”, по Гегелю, существует вне

времени, природа также не имеет начала во времени.

Главными формами природного бытия “абсолютной идеи” являются механика,

физика, органика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает

пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. В физике

Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химию, и т.п., пытаясь

вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют

последовательный иерархический ряд обнаружений порождающей их духовную

сущность.

Третья часть философии природы - органика - посвящена вопросам

геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход

от неживого к живому есть завершение природного процесса: “Дух выходит

таким образом из природы”. Это значит, что природа есть лишь низшая ступень

обнаружения и самопознания “абсолютной идеи”; свое высшее адекватное

воплощение “абсолютная идея” получает лишь в человеке, в развитии

общества.

Третья часть философской системы Гегеля - философия духа - посвящена

рассмотрению “абсолютной идеи” на заключительном этапе ее развития, когда

она, покидая природу, “возвращается” к самой себе в качестве “абсолютного

духа”, т.е. “абсолютной идеи”, преодолевшей свое “отчуждение”, снявшей

свое отрицание (природу) и развивающейся как самосознание человечества на

всем протяжении всемирной истории. Философия духа состоит из учения о

субъективном духе (антропология, феноменология, психология), учения об

объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об

абсолютном духе как высшей ступени самопознания “абсолютной идеи”

(искусство, религия, философия).

Антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию, феноменология

исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание

- разум, психология показывает теоретические и практические способности

духа,

Второй стадией развития человеческого духа является “объективный дух”.

Это понятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к

которым немецкий идеалист относит также семью, гражданское общество и

государство. Государство он характеризует как высшее развитие

объективного нравственного духа и подлинную основу экономических

отношений.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля. - высшие формы

самосознания “абсолютного духа”: в них завершается всемирная история и

мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию

Гегель рассматривал как наиболее глубокое выражение истины,

противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению

Гегеля, содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного, так

сказать наивного, образного представления. Поэтому, хотя философия. по

Гегелю. выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с

содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом

познания оказывается “абсолютная идея”, выражающая в системе Гегеля и Бога

и мир в целом.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания,

дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и

сформулировал три основных закона диалектики: закон перехода количественных

изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей и

закон отрицания отрицания. СМ Б 14_2, 15_2,16_2

24.2 Гносеология: знание и познание. Субъекты и объекты познания.

Теоретические познания или гносеология - раздел философии, изучающий

взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности,

отношение знания к действительности, возможности познания мира человека.

Теоретическое познание как философская дисциплина анализирует всеобщее

основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как

знание, выражающее реально, истинное положение вещей.

В античности центральной в теоретическом познании выступала проблема

отношения мнения и знания, истины и заблуждения. Знание понималось в

единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная

копия предмета, античная философия преимущественно изучала процесс,

посредством которого предмет переводится в состояние знания.

Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с

непониманием активности субъекта в процессе познания:

- истинный объект может быть только “дан” познающему;

- все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь

неистинное мнение.

Крупный шаг в развитии теоретического познания был сделан европейской

философией 17-18 в., главными для которой стали проблемы связи “Я” и

внешнего мира. В этот период проблематика теоретического познания занимала

центральное место в философии.

Ставилась задача отыскания абсолютно достоверного знания, которое было

бы исходным пунктом и вместе с тем предельным основанием всей остальной

совокупности знаний, позволяющим дать оценку этих знаний по степени их

ценности.

В немецкой классической философии проблемы теоретического познания

связывались с исследованием исторического развития форм практической и

познавательной деятельности. В философской системе Канта впервые

предпринималась попытка построить такое теоретическое познание, которая

была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности - как

онтологических ( раздел философии, изучающий фундаментальные причины бытия,

наиболее общие сущности и категории сущего), так и психологических. Кант

постулировал зависимость реальности от самого познания: объект, по Канту,

существует как таковой лишь в формах деятельности субъекта.

После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть

разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболее полно в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.