Примером подобных априорных суждений являются математические аксиомы: “В
каждой науке столько науки, сколько в ней математики”. Далее рассуждения
Канта касаются научного знания, которое изучается трансцендентальной
эстетикой, аналитикой и диалектикой, которые объединяются в аналитическую
логику. Рассуждения Канта идут о чувственном знании и о логике. Говоря о
чувственном знании Кант выдвигает тезис о существовании априорных форм
чувственности. Подобными априорными формами являются пространство и время.
Он не противоречит реальности пространства и времени, но ставит вопрос о
возникновении этих понятий и приходит к выводу, что они возникли априорно,
как продукт воображения. Пространство является внешней формой организации
чувственности, в то время как время - внутренней. Пространство и время
существуют в субъекте и являются результатом воображения. Однако познание
не может ограничиваться суждением. Результатом познания является
формирование категорий. Кант критикует как сенсуалистов, рассматривающих
рациональное, как результат усовершенствования чувственного познания, так и
рационалистов, недооценивающих роль чувств. Кант задает вопрос о том, что
такое научное знание и делает вывод, что это синтез разума и чувств, на
уровне рассудка, выступающего организатором чувства и мысли. Кант выделяет
три ступени синтеза: 1. эвгезия - процесс формирования восприятия и
представлений 2. ......... - процесс, связанный с ассоциациями 3.
апперцепция - образы, возникшие в человеческом сознании сравниваются с
реальной действительностью. Кант делает вывод о том, что мысль не
тождественна действительности. Категории возникли не в результате движения
от чувственного к абстрактному, а в результате синтеза. Категории - это
априорные формы рассудка. Познавательная деятельность человека очень
сложна. Бог признается Кантом как логическая категория. В мире вещей не
может быть свободы. Свобода существует только в разуме. Человек познает
только феномен. Познание носит феноменальный характер. Сущность вещей
человек понять не может. По этому поводу Канта критиковали: за признание
“вещи в себе” вне нашего сознания - идеалисты; за агностицизм, который он
сам, впрочем, отвергает - материалисты. Рассудок всегда впадает в
противоречия (антиномии). Пример “Делима или неделима материя?”, “Конечна
или бесконечна субстанция?” - ответы на эти дефиниции неразрешимы на основе
эмпирического знания. Кант заключает, что человеческий рассудок сам диктует
природе свои принципы. Именно в категориях отражается функция рассудка,
т.к. категории - не обобщение эмпирических знаний, а априорные формы
рассудка. Работа “Критика чистого разума” - первая фундаментальная работа
Канта. Другие работы: “Критика практического разума” и “Критика способности
суждения”. Три основные способности человека 1. Чувственность ( ощущения )
2. Рассудок ( способность человека образовывать категории) 3. Разум (
способность формировать идеи ) Достоверное знание получается из синтеза
ощущений и понятий. Условие этого синтеза единство самого самосознания
человека. В этой структуре нет опыта и нет практики как критерия проверки
истинности знания.
28.2 Основание науки. Диалектика опыта и теории.
Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей.
Развиваясь в рамках: “живое созерцание - абстрактное мышление - практика”,
научное познание открывает новые свойства и связи исследуемой
действительности, фиксирует их в виде научных фактов. Наука ориентирована
на предметное и объективное исследование действительности. Научное познание
отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс
же этого отображения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта,
но и многочисленными факторами социокультурного характера. Среди основных
отличий науки от обыденного познания можно выделить: 1. Наука имеет дело с
особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.
2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий,
которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить
возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом 3. Наука
формирует специфические способы обоснования истинности знания -
экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний
из других, истинность которых уже доказана. 4. Системность и обоснованность
научного знания 5. Различия в методах познавательной деятельности между
научным и обыденным познанием. 6. Определенная система целостной ориентации
и условных установок, специфических для науки. Высшая ценность науки -
объективная истина. Основание научного знания обеспечивают целостность
предметной области. Она определяет стратегию научного поиска и во многом
обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей
исторической эпохи. Основание каждой конкретной науки имеют достаточно
сложную структуру. Можно выделить три главных составляющих блока оснований
науки: идеалы и нормы исследования научную картину мира философские
основания Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки,
отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия
какой тип продукта должен быть получен в результате их осуществления и
каким способом получить этот продукт Научная картина мира складывается в
результате синтеза знаний получаемых в различных областях науки и содержит
общие представления о мире вырабатываемые на соответствующих стадиях
исторического развития науки. Философские основания науки - это философские
идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и
содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают
включение научного знания в культуру. В структуре научного знания выделяют
прежде всего два уровня знаний - эмпирический и теоретический. Им
соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида
познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.
Основные критерии, по которым различаются эмпирический и теоретический
уровни, следующие: 1. Характер предмета исследования 2. Тип применяемых
средств исследования 3. Особенности метода Эмпирическое и теоретическое
исследования могут познать одну и ту же объективную реальность, но ее
представление в знаниях различно. Эмпирическое исследование в основе своей
ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне
эмпирического познания сущностные связи не выделяются в чистом виде. На
уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в
чистом виде. Теория и эмпирическое исследование имеют дело с различными
срезами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает
явления и их корреляции; в отношениях между явлениями оно стремится
установить проявление закономерностей. Но в чистом виде оно дается только в
результате теоретического исследования. Опыт и теория различаются также и
по средствам. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном
практическом взаимодействии с изучаемым объектом. Оно предполагает
осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. В теоретическом
исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с
объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в
мысленном эксперименте, но не в реальном. Эмпирический и теоретический типы
познания различаются по методам исследовательской деятельности. Основными
методами эмпирического исследования являются реальный эксперимент и
реальное наблюдение. В теоретическом исследовании применяются особые
методы: идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами,
методы построения теории, методы логического и исторического исследования и
т.д. Эмпирический и теоретический уровни знания отличаются по предмету,
средствам и методам исследования. Однако выделение каждого из них
представляет собой абстракцию. В реальной действительности они всегда
взаимодействуют. Научное знание в любой области науки представляет собой
массу взаимодействующих между собой типов знаний. Теория принимает участие
в формировании фактов; факты, в свою очередь, требуют построения новых
теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а затем
обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится
новая теория, которая дает объяснение известным ранее но не нашедшим до
этого момента объяснения фактам, либо заставляет по новому интерпретировать
известные фаты.
28.3 Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Жизнь как
ценность.
Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и
может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о
смысле и цели жизни. Размышления над этим вопросом для многих людей
оказываются исходным пунктом в выработке того, что принято называть
“основной” линией жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на
разных уровнях - будь то общество в целом или трудовой коллектив, или
семья, или близкие друзья. Осознавая, что не вечен, человек начинает
вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что
эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей
культуре человечества. Поисками ответа на этот вопрос занималась и
занимается мифология и различные, и религиозные учения, и искусство, и
различные направления философии. Философский материализм отрицает
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45