памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Уже одним тем, что
он отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе
образования общих понятий, Аристотель полемизирует с Платоном, который в
этом вопросе занимал противоположную позицию.
Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные
проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного
познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки.
Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона
исключенного третьего.
Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как
общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью
человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а
общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации
семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в
политическом сообществе людей, которые соединились для достижения
определенного блага. Основными задачами государства он считает
предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста
политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение
он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он
считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру
счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу
уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.
Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику,
проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного
гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической
деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью
и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует
действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает
удовлетворенность, благость.
Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В
отличие от Платона он придает искусству большое значение. Это видно уже из
того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням
человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве
Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином
значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным
уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения
(изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в
изображении действительности, чем, например, история.
7.2. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии
Диалектика является ядром Ф и выполняет методологическую роль.
Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как
системы: принципы, законы и категории. ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и
взаимодействия, развития. ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности,
количественно качественного перехода, отрицания отрицаний. КАТЕГОРИИ
(парные): не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание,
необходимость - случайность, сущность - явление, возможность -
действительность. Если показать методологическую роль и значение каждого
принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Ф - методология,
всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и
категории ПРИНЦИП - мировоззренческий и методологический регулятор теории.
Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. ВСЕОБЩАЯ
СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из
форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что
возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не
изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального
взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять
материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и
развитие как саморазвитие. СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно
следственные, структурные, функциональные, непосредственные,
опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные,
возможные и действительные. Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй
основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться
не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления
находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие
возникают. ПРОЦЕССЫ: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного
состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от
простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип
развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое
ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В
антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность
движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования
материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение
вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их
внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность
относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что
проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство
изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс
восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость
(невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление
(отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи
старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии
материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а
поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда
связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда
верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). ЦИКЛИЧНОСТЬ -
в процессе развития происходит не полное повторение каких-то стадий но на
новом уровне. Не всякое изменение - развитие, т.к. нельзя отождествить
сущность вещи с формой ее проявления. Изменение будет формой проявления, а
развитие - сущностью. Процесс развития носит всеобщий характер, а отрицание
всеобщности развития ведет к подрыву основ мировоззрения. В какой мере
принцип развития является регулятором человеческой деятельности? Эту
функцию он выполнят в творчестве, что является сущностью человеческой
деятельности. Логика сущности человеческой деятельности - логика развития.
Итак, методологическое значение принципа всеобщей связанности состоит в
том, что этот принцип ориентирует ,что к познанию надо подходить как к
процессу, где все явления находятся в тесной связи и взаимодействии, и все
вещи находятся во взаимозависимости. Методологическая же роль состоит в
том, что все явления материального мира могут быть правильно познаны, если
они рассматриваются исторически. Тогда процесс логического познания будет
находиться в тесной связи с историческим процессом, и познавая историю мы
познаем себя, т.к. мы развиваемся. Отсюда возникает принцип ИСТОРИЧЕСКОГО И
ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. ЗАКОНЫ - 3 основных. Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА
КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие
качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его
содержания. Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей
объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии.
Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические
выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому.
Раскрыть сущность закона без категорий невозможно. КАТЕГОРИИ: качество,
свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система
обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать
объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие
нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его
качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов
чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то,
которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто
наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета.
Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли
качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе
качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей. По
этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН
КОЛИЧЕСТВЕЕНО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в
вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола
не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств
у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи
обладающие свойством. КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует
прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития,
степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с
другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта
противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45