Рефераты. Шпаргалка по философии






памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Уже одним тем, что

он отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе

образования общих понятий, Аристотель полемизирует с Платоном, который в

этом вопросе занимал противоположную позицию.

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные

проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного

познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки.

Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона

исключенного третьего.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как

общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью

человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а

общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации

семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в

политическом сообществе людей, которые соединились для достижения

определенного блага. Основными задачами государства он считает

предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста

политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение

он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он

считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру

счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу

уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику,

проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного

гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической

деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью

и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует

действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает

удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В

отличие от Платона он придает искусству большое значение. Это видно уже из

того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням

человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве

Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином

значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным

уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения

(изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в

изображении действительности, чем, например, история.

7.2. Диалектика как наука о всеобщей связи и развитии

Диалектика является ядром Ф и выполняет методологическую роль.

Проявляется это в принципах, законах и категориях. Т.е. диалектики как

системы: принципы, законы и категории. ПРИНЦИПЫ: всеобщей связи и

взаимодействия, развития. ЗАКОНЫ: единства и борьбы противоположности,

количественно качественного перехода, отрицания отрицаний. КАТЕГОРИИ

(парные): не единичное - всеобщее, причина - следствие, форма - содержание,

необходимость - случайность, сущность - явление, возможность -

действительность. Если показать методологическую роль и значение каждого

принципа, закона и категории, тогда мы и скажем, что Ф - методология,

всеобщий метод познания. Мы проанализируем конкретные законы принципы и

категории ПРИНЦИП - мировоззренческий и методологический регулятор теории.

Принцип всегда предшествует теории из которого она развивается. ВСЕОБЩАЯ

СВЯЗЬ явлений - наиболее общая закономерность материального мира, одно из

форм бытия движущейся материи. Всеобщность связей означает, что

возникновение изменений, развитие, переход в иное качество возможен не

изолировано, а во взаимодействии. Принцип всеобщей связи и универсального

взаимодействия носит важное значение, поскольку позволяет понять

материальное единство мира и вскрыть источники движения как самодвижение и

развитие как саморазвитие. СВЯЗИ: внутренние и внешние, причинно

следственные, структурные, функциональные, непосредственные,

опосредованные, генетические, необходимые, закономерные, обратные,

возможные и действительные. Столь же многообразны и ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

механические, физические, химические, биологические, социальные. Второй

основной принцип диалектики - принцип РАЗВИТИЯ - мир должен рассматриваться

не как законченные предметы, а как процесс, где все эти предметы и явления

находятся в постоянном изменении и развитии. Одни предметы исчезают, другие

возникают. ПРОЦЕССЫ: перемещение тела в пространстве, изменение агрегатного

состояние, обратимые процессы (круговорот), необратимые (изменение от

простого к сложному - прогресс, и регресс). Регресс тоже входит в принцип

развития. Каково соотношение понятий движения, изменения и развития? Всякое

ли движение есть развитие? Да в логико-гносиологическом подходе. В

антологическом плане не всякое движение - развитие. Глубинная сущность

движения фиксируется понятием развития. Движение как способ существования

материи - развитие. А движение как многообразие его форм - изменение

вообще. Понятие развития выражает сущность этих форм, т.к. фиксирует их

внутреннюю связь. Развитие относится к движению так же как сущность

относится к явлениям. Развитие - сущность, а движение - то, что

проявляется. Развитие - мировоззренческий всеобщий принцип бытия, единство

изменения и сохранения. Развитие на уровне действительности - процесс

восхождения от старого к новому. Развитие характеризуется: необратимость

(невозможность полного возврата к своему прежнему состоянию), обновление

(отрицание старых качеств, принятие новых), преемственность (момент связи

старого и нового, единство прошлого настоящего и будущего в развитии

материальных систем), направленность (развитие - не движение по кругу, а

поступательное движение прогрессивное или регрессивное). Развитие всегда

связано с качественными превращениями предметов и обратное не всегда

верно(из льда в воду - изменение состояния, но не развитие). ЦИКЛИЧНОСТЬ -

в процессе развития происходит не полное повторение каких-то стадий но на

новом уровне. Не всякое изменение - развитие, т.к. нельзя отождествить

сущность вещи с формой ее проявления. Изменение будет формой проявления, а

развитие - сущностью. Процесс развития носит всеобщий характер, а отрицание

всеобщности развития ведет к подрыву основ мировоззрения. В какой мере

принцип развития является регулятором человеческой деятельности? Эту

функцию он выполнят в творчестве, что является сущностью человеческой

деятельности. Логика сущности человеческой деятельности - логика развития.

Итак, методологическое значение принципа всеобщей связанности состоит в

том, что этот принцип ориентирует ,что к познанию надо подходить как к

процессу, где все явления находятся в тесной связи и взаимодействии, и все

вещи находятся во взаимозависимости. Методологическая же роль состоит в

том, что все явления материального мира могут быть правильно познаны, если

они рассматриваются исторически. Тогда процесс логического познания будет

находиться в тесной связи с историческим процессом, и познавая историю мы

познаем себя, т.к. мы развиваемся. Отсюда возникает принцип ИСТОРИЧЕСКОГО И

ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. ЗАКОНЫ - 3 основных. Закон ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА

КОЛИЧЕСТВЕННО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ нацеливает исследователей на раскрытие

качественной определенности исследуемого объекта во всем богатстве его

содержания. Аналогичным образом появляется закон ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Он предполагает выявление внутренних противоречивостей

объекта, что особенно важно, когда мы хотим понять объект в его развитии.

Опираясь на закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ можно сформулировать методологические

выводы, характеризующие процесс перехода от одного состояния к другому.

Раскрыть сущность закона без категорий невозможно. КАТЕГОРИИ: качество,

свойство, количество, мера, скачек, переход. Любая материальная система

обладает комплексом материальных свойств, которые могут характеризовать

объем, размеры, внешнюю устойчивость. Одни свойства более важные, другие

нет. И вывод, что наиболее существенным свойством предмета составляют его

качества. Но не все свойства человек может рассмотреть с помощью органов

чувств. И где гарантия, что как раз наиболее существенным не буде то,

которое мы не улавливаем. Качество вещи, в отличии от свойства, не просто

наиболее существенное свойство, а это внутреннее определенность предмета.

Внутренняя определенность предмета определяет его качество. Существует ли

качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе

качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей. По

этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН

КОЛИЧЕСТВЕЕНО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в

вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола

не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств

у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи

обладающие свойством. КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует

прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития,

степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с

другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта

противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.