Рефераты. Шпаргалка по философии






Ф. ж. - субъективно-идеалистическое направление философии, сложившееся

в Германии (Ницше, Дильтей, Зиммель) и Франции (Бергсон) на рубеже 19 и 20

вв. Возникновение Ф. ж. было связано с быстрым развитием биологии,

психологии и др. наук, обнаруживших несостоятельность механистической

картины мира и была попыткой ограниченность механистического материализма

идеалистическими методами. Появление Ф. ж. в некотором смысле знаменовало

переход к иррационализму и нигилизму. В центре ее лежит понятие жизни как

абсолютного, бесконечного начала мира, которое в отличие от материи и

сознания активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с

помощью чувства или разума, она постигается только интуитивно, доступна

переживанию. В 20-30 гг. идеи Ф. ж. находят продолжение в творчестве

Шпенглера и Э.Шпрангера, а также в работах Л.Клагеса и А.Боймлера,

послуживших опорой идеологии фашизма. Некоторые идеи Ф. ж. послужили

истоками экзистенциализма. Фридрих Ницше (1844-1900) - представитель

волюнтаризма (лат. Voluntas - воля; направление идеалистической философии,

признающее волю как основу всего сущего. Следует различать два вида В. -

как форму объективного и субъективного идеализма, типичным представителям

первой - А.Шопенгауэру и Э.Гартману - свойственен фаталистический тотальный

пессимизм, второй - Штирнеру и Ницше - агрессивное воление) и один из

основоположников современного иррационализма (философское учение,

настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума и

признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п.).

Вместо классических понятий “материя” и “дух” ставит “жизнь” как “волю к

власти”. С этой позиции познание выступает как “орудие власти”. В законах

науки он видит только “полезные фикции”, в истине - полезное заблуждение

(прагматизм-приложение волюнтаризма к логике и гносеологии). Этот

гносеологический релятивизм сопровождается в этике противопоставлением

расхожей “морали рабов” “морали господ”, связанной с идеей “сверхчеловека”.

Анри Бергсон (1859-1941) - представитель версии интуитивизма. В учении

использованы мотивы Платона, позднего Шеллинга, Шопенгауэра. Центральное

понятие идеализма Б.- “чистая”, нематериальная “длительность”, отличаемая

от “времени” как искаженном интеллектом представлении о “длительности” -

первооснове всего сущего. Материя, время, движение - лишь частные формы

проявления длительности в рассудочных схемах науки. Познание длительности

доступно лишь интуиции, понимаемой как непонятийное, непосредственное

“постижение”, где “акт познания совпадает с актом, порождающим

действительность”. Во взглядах на общество оправдывал классовое господство,

считая его “естественным” состоянием, а войну - законом природы. Редиска.

Освальд Шпенглер (1880-1936) - теоретик культуры, историк, публицист.

Основное сочинение Ш., излагающее его философию истории,-”Закат Европы”.

Говорит, что Бисмарк это “о-го- го”, а война -”вечная форма высшего

человеческого бытия”. Отрицает понятие прогресса, противопоставляя ему

исторический фатализм, отвергает, негодяй, закономерное единство всемирно-

исторического развития. История распадается на ряд независимых, уникальных,

циклических “культур “ - особых сверхорганизмов, переживающих периоды

возникновения, расцвета и умирания. Задача философии - постижение

“морфологической структуры” каждой такой “мультуры”, в основе которой “душа

культуры”. Философия жизни утверждает, что познание основанное на логике

человеческого разума спекулятивно, поскольку оперирует с логическими

идеальными конструкциями не существующими в реальном мире. Этот взгляд, по

видимому, основывался на том факте, что технический рывок конца прошлого

века не дал человечеству ожидаемого от него счастья и достатка. Отсюда

неверие в силу разума и поиск новых форм. Философия жизни должна утверждать

самоценность жизни но поскольку она философия она ищет общие основы этой

жизни в частности волю и т.д. Неудивительно поэтому, что законы

биологической природы, в частности отношения хищник-жертва, были перенесены

на жизнь человеческого общества.

9.2 Категория диалектики как отражение всеобщих связей бытия и ступени

развития познания.

Вся доступная нам реальность есть совокупность предметов и явлений,

находящихся в самых разнообразных связях друг с другом. Любые предметы и

события суть звенья бесконечной цепи, объемлющей все существующее в мире в

единое целое. Понятие связи есть общее выражение зависимости между

явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития.

Типы связей определяются с точки зрения организованности материи.

Результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия является

специфическая и универсальная категория диалектики - категория развития.

Развитие есть необратимое, определенно направленное и закономерное

изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению

нового качества. Необратимость движения означает, что в процессе развития в

отличие от случаев циклического функционирования системы невозможен возврат

к уже пройденным состояниям, а определенная направленность, - что в

процессе развития постепенно накапливаются однокачественные изменения,

определяемые типом взаимодействия данного объекта с окружающим миром и его

внутренними противоречиями. Закономерное изменение означает, что в основе

развития лежат не случайные события, которые в бесконечном количестве

возмущают направленное изменение объекта, но те проистекающие из сути его

события, которые носят необходимый характер. Все три отмеченные признака

развития необходимо концентрируют внимание на четвертом моменте - на

появлении нового качества. Принцип целостности мира определяет

взаимосвязанность мира т.е. наличие связей между бесконечным количеством

частей и частичек составляющих этот мир. Взаимодействие частей через связи

обуславливает развитие мира. Диалектика претендует на описание законов по

которым происходит взаимодействие по связям и таким образом она претендует

на знание законов развития.

9.3 Способ производства как материальная основа целостности общества,

его конкретно-исторической определенности.

С. п. - понятие, характеризующее конкретный вид производства

необходимых для жизни средств, осуществляемого в формах исторически

определен- ных общественных отношений. История общественного развития - это

прежде всего история развития и смены С. п., чем и определяется изменение

всех других структурных элементов общества. С. п. является единством двух

неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных

отношений. Развитие производства начинается с развития его определяющей

стороны - производительных сил, которые на определенном уровне вступают в

противоречие с производственными отношениями, в рамках которых они до сих

пор развивались. Обострившееся до состояния конфликта, это противоречие

становится экономической основой социальной революции, которая приводит к

закономерному изменению производственных отношений. Замена же

производственных отношений, то есть старого экономического базиса новым,

приводит более или менее быстро к смене возвышавшейся над ним надстройки, к

изменению всего общества. Таким образом смена С. п. происходит не по

произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных

отношений характеру и уровню производительных сил. Эта смена придает

развитию всего общества характер естественно - исторического процесса смены

общественно-исторических формаций. Способ производства целиком определяет

вид общества. Способы производства были неодинаковы на протяжении истории

развития человечества. Каждой эпохе соответствует свой С.п. Способ

производства устанавливает экономические, производственные отношения в

обществе а через них определяет и все другие: юридические, моральные,

культурные. Поэтому С.п. служит материальной основой целостности общества.

Духовной основой целостности общества служит культура. Как говорил Маркс,

чтобы философствовать чело- век должен быть обут, одет иметь крышу над

головой. Если С.п. терпит кризис то терпит кризис и общество. Пример:

Революции в России, Франции, Англии.

10.2 Структурные связи. Элемент, структура, функция, система. Принцип

структурности.

Элемент (лат. Elementum - стихия, первоначальное вещество) - понятие

объекта, входящего в состав определенной системы и рассматриваемого в ее

пределах как неделимый. Неделимое в одной системе может быть делимым в

другой. Понятие Э. с необходимостью возникает в процессе исторического

описания природы. Первые древнегреческие материалисты признавали единым Э.

мира либо воду (Фалес), либо воздух (Анаксимен), либо огонь (Гераклит).

Демокрит, а позднее Эпикур, выдвинули учение об атомах как неделимых

частицах материи. В развитии учения о материи всегда существовало

противоречие между стремлением отыскать простейшие Э. материи и отсутствием

таковых вследствие неисчерпаемости материи.

Структура (лат. Structura - строение) - строение и внутренняя форма

организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между

ее элементами, а также законов данных взаимосвязей. С. - неотъемлемый

атрибут всех реально существующих объектов и систем. Каждый материальный

объект обладает неисчерпаемым многообразием внутренних и внешних связей,

способностью к переходам из одних состояний в другие.

В зависимости от достигнутого уровня познания или целей исследования в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.