Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель
объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”,
“Парменид”, “Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев,
Парменида, Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании
бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и
отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие,
отождествляемое с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону,
как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними.
“Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не
зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи,
относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии
Платона учение о “мировой душе” - душа заключена в темницу нашего тела, но
способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от
различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об
истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания
бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в
смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только
вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил
математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания-
диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по
ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от
самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс
нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных
вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской
аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое
государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”):
государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп
граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией
кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения
труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль
в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших
дней.
2 Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и
теории познания.
Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и
мышления. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего
существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в
этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит).
Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор
посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий,
разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона
Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке
мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д. “ от
“аналитики “ как науку о вероятных мнениях от науки о доказательствах.
Платон считал противоречие необходимым условием для побуждения души к
размышлению, поскольку само бытие едино и множественно, вечно и преходяще,
покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл). В
схоластике Д. стали называть формальную логику, противопоставленную
риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении
противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время,
несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей
космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы
диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия
как условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном
общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем
учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания
и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и
космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в
познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в
учении об “антиномиях “. Позже в теории познания ( “Наукоучение ) Фихте
развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от
абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного
определения в другое, при котором обнаруживается односторонность и
ограниченность этих определений, т.е. они содержат отрицание самих себя.
Поэтому Д., согласно Гегелю, есть “движущая сила всякого научного
развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который
вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... “. Маркс с
Энгельсом построили Д. на основе материалистического понимания
исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов,
происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически
сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему
содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому
материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и
гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в
становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как
обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на
свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная
диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном
мире. О.д. это диалектика вещей. ( Первична ) Субьективная диалектика сам
диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. ( Вторична )
Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это
метод с помощью которого человек получает мнение ( знание ) по какому либо
вопросу или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит
движение человека от незнания к знанию. ействительнос
3 Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного
производства.
О. - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности
людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное
О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков. Становление
общества - сложный и длительный процесс. Решающим фактором возникновения
общества стал труд. О. - не просто совокупность людей, в одно целое их
объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего
материально-производственная. На такой основе возникают общественные
отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления
этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах.
Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль
в социальных процессах. Производство-понятие, характеризующее специфически
человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного
преобразования с целью создания необходимых материальных условий для своего
никчемного существования. В отличие от наивных зверюшек, поедающих травку и
друг друга, человек все это сначала производит. Для этого необходимы три
элемента: предмет природы, средства труда и собственно труд. П. всегда
носит общественный характер, и потому, что людям неохота геморроиться в
одиночку, и потому, что производя необходимое для жизни, люди косвенным
образом производят и общественные отношения, и самих себя, как социальных
элементов с мизерными способностями и непомерными потребностями.
Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от
духовного, являющегося другой стороной единого общественного П., значение,
включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе
(производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные
отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом
соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных
сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства.
П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим
в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет
потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления
и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением
через распределение, которое зависит от характера существующих
производственных отношений. В классово антагонистических обществах
владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а
трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым.
Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ
существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме
своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей.
Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного
человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде
всего процесс развития общественного производства. Общественное
производство основа любого общества. Само общество и возникло только как
объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для
совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае
представляет собой процесс развития общественного производства который в
современное время можно назвать прогрессом.
9.1 “Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45