Рефераты. Шпаргалка по философии






Платон (428/427-348/347 до н.э.) - ученик Сократа, основатель

объективного идеализма, автор свыше 30 философских диалогов (“Софист”,

“Парменид”, “Госидарство” и т.д.). Широко использовал учения пифагорейцев,

Парменида, Гераклита и, конечно же, Сократа. Развил теорию о существовании

бестелесных форм вещей, которые называл “формами” или “идеями” и

отождествлял с бытием. “Идеям” Платон противопоставлял небытие,

отождествляемое с материей и пространством. Чувственный мир, по Платону,

как порождение бытия и небытия занимает срединное положение между ними.

“Идеи” вечны, занебесны, не возникают и не погибают, безотносительны, не

зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи,

относительны, зависят от пространства и времени. В центре космологии

Платона учение о “мировой душе” - душа заключена в темницу нашего тела, но

способна к перевоплощениям. Платон различал виды познания в зависимости от

различий познаваемых предметов. Достоверное познание возможно только об

истинно сущих “видах”. Источником такого познания служат воспоминания

бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в

смертное тело. О чувственных вещах и явлениях возможно не знание, но только

вероятное мнение. Между идеями и чувственными вещами Платон поместил

математические объекты, доступные рассудочному познанию. Метод познания-

диалектика, под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по

ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и обратное нисхождение от

самых общих понятий к понятиям все меньшей общности. При этом процесс

нисхождения касается только “видов”, но не самих чувственных единичных

вещей. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской

аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое

государство, существование которого основано на рабском труде (“Законы”):

государством правят “философы”, охраняют “стражи”, ниже обоих этих групп

граждан -”ремесленники”. По словам Маркса, утопия Платона была идеализацией

кастового строя Египта, но при этом Платон гениально понял роль разделения

труда в образовании греческого “полиса”. Учение Платона играло видную роль

в эволюции идеалистической философии и сохраняет свою актуальность до наших

дней.

2 Объективная и субъективная диалектика. Единство диалектики, логики и

теории познания.

Д. - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и

мышления. Уже античная философия подчеркнула изменчивость всего

существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в

этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит).

Первоначально этим термином обозначались: 1) способность вести спор

посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий,

разделения вещей на роды и виды. Аристотель считал изобретателем Д. Зенона

Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке

мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает “Д. “ от

“аналитики “ как науку о вероятных мнениях от науки о доказательствах.

Платон считал противоречие необходимым условием для побуждения души к

размышлению, поскольку само бытие едино и множественно, вечно и преходяще,

покоится и движется. Развитие Д. продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл). В

схоластике Д. стали называть формальную логику, противопоставленную

риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о “совпадении

противоположностей “ выдвигают Николай Кузанский и Бруно. В новое время,

несмотря на господство метафизики, Декарт и Спиноза (первый - в своей

космогонии, второй - в учении о субстанции как о самопричине) дают образцы

диалектического мышления. В 18 в. во Франции Руссо исследует противоречия

как условие исторического развития, Дидро, кроме того, - в современном

общественном сознании. Первыми пробили брешь в метафизике Лейбниц в своем

учении о саморазвитии монад и о противоречивом единстве принципов познания

и Кант, который указал на значение противоположных сил в физическом и

космогоническом процессах, ввел - впервые после Декарта - идею развития в

познание природы. В теории познания Кант развивает диалектические идеи в

учении об “антиномиях “. Позже в теории познания ( “Наукоучение ) Фихте

развил “антитетический “ метод выведения категорий. В отличие от

абстрактных определений рассудка Д., по Гегелю, есть такой переход одного

определения в другое, при котором обнаруживается односторонность и

ограниченность этих определений, т.е. они содержат отрицание самих себя.

Поэтому Д., согласно Гегелю, есть “движущая сила всякого научного

развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который

вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость... “. Маркс с

Энгельсом построили Д. на основе материалистического понимания

исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов,

происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной Д. органически

сочетаются законы развития как бытия, так и познания, ибо они по своему

содержанию тождественны, отличаясь только по форме. Поэтому

материалистическая Д. есть не только “онтологическое “, но и

гносеологическое учение, и логика, рассматривающие мышление и познание в

становлении и развитии. В этом смысле и теория познания рассматривается как

обобщенная история познания и каждое понятие, каждая категория, несмотря на

свой предельно общий характер, отмечены печатью историчности. Объективная

диалектика описывает связи и ютношения которые имеют место в материальном

мире. О.д. это диалектика вещей. ( Первична ) Субьективная диалектика сам

диалектический процесс мышления. С.д. это диалектика идей. ( Вторична )

Логика это способ существования человеческого мышления. Диалектика это

метод с помощью которого человек получает мнение ( знание ) по какому либо

вопросу или предмету. Теория познания это теория оюъясняющая как происходит

движение человека от незнания к знанию. ействительнос

3 Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного

производства.

О. - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности

людей. В более узком смысле слова О. может рассматриваться как конкретное

О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков. Становление

общества - сложный и длительный процесс. Решающим фактором возникновения

общества стал труд. О. - не просто совокупность людей, в одно целое их

объединяет человеческая деятельность в различных ее видах, и прежде всего

материально-производственная. На такой основе возникают общественные

отношения, в первую очередь производственные, служащие формой осуществления

этой деятельности и закрепляемые в различных социальных институтах.

Отражением всего этого служит общественное сознание, играющее активную роль

в социальных процессах. Производство-понятие, характеризующее специфически

человеческий тип обмена веществ с природой - процесс активного

преобразования с целью создания необходимых материальных условий для своего

никчемного существования. В отличие от наивных зверюшек, поедающих травку и

друг друга, человек все это сначала производит. Для этого необходимы три

элемента: предмет природы, средства труда и собственно труд. П. всегда

носит общественный характер, и потому, что людям неохота геморроиться в

одиночку, и потому, что производя необходимое для жизни, люди косвенным

образом производят и общественные отношения, и самих себя, как социальных

элементов с мизерными способностями и непомерными потребностями.

Материальное производство, имеющее, по Марксу, давлеющее, в отличие от

духовного, являющегося другой стороной единого общественного П., значение,

включает в себя два рода отношений: отношение людей к природе

(производительные силы) и отношение людей друг к другу (производственные

отношения). Взаимодействие этих двух сторон определяется законом

соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных

сил. П. всегда существует как исторически определенный способ производства.

П. и потребление это два различных полюса общественной жизни, определяющим

в этом взаимодействии является П., которое не только создает предмет

потребления и определяет способ потребления, но и служит основой появления

и развития человеческих потребностей. Производство связано с потреблением

через распределение, которое зависит от характера существующих

производственных отношений. В классово антагонистических обществах

владельцы средств производства присваивают себе прибавочный продукт, а

трудящиеся массы (вот - так лексическая находка!) довольствуются малым.

Впрочем иногда и не довольствуются, и тогда держись. Общество как способ

существования человечества принципиально несводимо к арифметической сумме

своих граждан. Т.е. общество не механическое объединение людей.

Следовательно и развитие общества несводимо к развитию как конкретного

человека так и человека вообще. Развитие общества представляет собой прежде

всего процесс развития общественного производства. Общественное

производство основа любого общества. Само общество и возникло только как

объединение людей для совместного преодоления определенных трудностей, для

совместного добывания пищи, например. Саморазвитие общества в таком случае

представляет собой процесс развития общественного производства который в

современное время можно назвать прогрессом.

9.1 “Философия жизни”. Ф.Ницше. А.Бергсон. О.Шпенглер

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.