Рефераты. Шпаргалка по философии






материей, эта концепция предполагает, что развитие материи и появление

новых форм ее движения должно сопровождаться становление качественно

специфических форм пространства и времени. Современная наука дает большой

материал для разработки и конкретизации этой идеи. Три основных сферы

материального мира - неживая природа, жизнь, общество - характеризуются

специфическими пространственно-временными структурами. В неживой природе,

представленной возникшими в нашей Метагалактике уровнями организации

материи, существуют особенности пространства-времени в мега-, макро- и

микромире. В локальных областях макромира пространство-время

характеризуется евклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики

существенную роль начинает играть кривизна пространства-времени, связанная

с взаимодействием тяготеющих масс. На микромир современная физика

распространяет квантовые эффекты и пространство-время в нем становится

дискретным.

Появление живой природы также было связано с формированием

специфического типа ее пространственно-временной организации. Возникает

особое, биологическое пространство время, как бы вписанное во внешнее по

отношению к нему пространство-время неживой природы. Пространственную

организацию живых молекул характеризует асимметрия "левого" и "правого" в

группировках атомов. Большинство органических молекул может существовать в

двух формах, отличающихся пространственной ориентацией одних и тех же

группировок атомов, что же касается живых систем, то в составляющих их

молекулах имеются только "левосторонние" формы. Неравенство правизны и

левизны проявляется не только на молекулярном уровне, но и на уровне

организмов. Резкое проявление левизны в организации живого В.И. Вернадский

оценивал как свидетельство особенностей биологического пространства. Он

выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу следует рассматривать как

сложную композицию различных неевклидовых пространств организмов и

локальных евклидовых пространств неорганических объектов, с которыми

взаимодействуют эти организмы. Живая материя имеет специфику не только

пространственной, но и временной организации. Приспособительная активность

организмов во многом связана с формированием в процессе эволюции внутри них

своеобразных моделей временной организации внешних процессов. Такие модели

являются так называемыми биологическими часами. Живой организм путем

иерархической организации системы биологических часов (от клетки до работы

отдельных органов и системы органов) запускает такие реакции, которые

обеспечат его приспособление к будущим событиям. Он как бы обгоняет время.

Спрессовывая прошлое в своей внутренней пространственно-временной

организации, он живет и настоящим и будущим одновременно.

Возникновение социально организованной материи связано с формированием

новых, качественно специфических пространственно-временных структур. Здесь

возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений,

в котором воспроизводится и развивается человек как общественное существо.

Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса,

обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд

подпространств, характер которых и их взаимосвязь исторически меняются по

мере развития общества. Освоенное человеком, "очеловеченное", и неосвоенное

пространство природы с точки зрения природных свойств не различаются. Но в

социальном плане их различие существенно. Оно определено отношением

человека к миру, исторически складывающимися особенностями воспроизводства

способов человеческой деятельности и поведения. Специфические черты и

характеристики социального пространства отражаются, хотя и не всегда

адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи.

Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство

полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов,

архитектура городов - все это социальные пространственные структуры.

Историческое развитие меняет пространственную среду, и новые

пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их.

Специфика социального пространства тесно связана с со спецификой

социального времени, которое является внутренним временем общественной

жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных

процессов. Социальное время является мерой изменчивости общественных

процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних

стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были

замедленными. Социальное время в этих обществах носило квазициклический

характер. Человек жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось

ему золотым веком. Идея направленности времени и ориентация на будущее

возникли в культуре значительно позднее. Т.о. социально-историческое время

течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере

общественного прогресса. Причем само ускорение социально-исторического

времени происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований это

ускорение, своеобразное спрессовывание исторического времени, его насыщение

социально значимыми историческими событиями, происходит в значительно

большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития. Социальное

время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно

возникает как наложение друг на друга различных временных структур. В

рамках исторического времени, в котором происходят события, характеризующие

историю народа, нации, развитие и смену общественно-экономических формаций,

можно выделить время индивидуального бытия человека, которое определяется

протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий.

5.3. Субъекты и движущие силы исторического процесса. Народные массы,

классы, нации, личности.

Тот факт, что историю творят люди достаточно очевиден. Но как

разобраться в этом бесчисленном множестве целей, интересов, устремлений,

воль, которые инициируют и сопровождают действия индивидов? Это возможно

только при условии перехода от индивидуальных действий к массовым,

своеобразного "сведения" индивидуального к социальному. Метод такого

"сведения" основан на том, что имеются общие, существенные, типические

черты в бесконечном многообразии человеческих поступков, стремлений, целей.

Эти общие черты обнаруживаются благодаря выявлению материальных

общественных отношений, на основе которых формируется социальная структура

общества, а действия индивидов связываются с действиями составляющих эту

структуру больших социальных групп. При таком подходе ни в какой мере не

ущемляется ни уникальность человеческой личности, ни ее роль в обществе.

Напротив, на научную почву ставится объяснение возможностей ее воздействия

на ход истории. Но предпосылкой и обязательным условием этого объяснения

является, сведение индивидуального к социальному, т.е. выделение больших

социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не

тождественных их простой сумме, обладающих своими особыми, индивидуальными

чертами и признаками. Все это открывает также путь для теоретического

исследования движущих сил и субъектов исторического процесса.

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его

"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, и

выдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельности

осуществляется и развертывается история. Понятие "субъект исторического

процесса" не тождественно предыдущему. До уровня субъекта поднимаются

только те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает свое

место в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвует

в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат

истории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является

личность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группа

может быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общие

интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность.

Основными социальными субъектами исторического процесса в

послепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесс

социального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабо

дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными

или прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основным

средством решения социальных проблем, движущей силой общественного развития

на определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называются

большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного

производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в

общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и

размерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Роль

социального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,

когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегда

возглавляются классами, которые и в этом случае остаются основными

движущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс не

может осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуя

вокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. И

чем глубже преобразование, тем шире объем массы, участвующей в нем. В

социально-философском смысле народ как творец истории - это широкая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.