Рефераты. Шпаргалка по философии






противоположность добра и зла;

* они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными

навыками, развившимися исторически;

* они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

* признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть

общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных

отношений;

* их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а

социально-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у

которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание

ответственности.

Однако с вопросом появления человека еще далеко не все ясно. Прежде

всего непонятно откуда взялась сама потребность в труде. Почему, прожив

обезьяной миллионы лет, человек вдруг ощутил потребность трудиться.

Феномен человека в том, что он единственное существо обладающее

сознанием. Человек единственное известное существо способное мыслить

абстрактно в то время как даже у высших животных предметное,

непосредственное мышление.

Используя разум человек самоорганизовался в общество и еще сильнее

выделился из природы биологической, животной.

4.3. Многомерность человеческого бытия. Диалектика как концепция

общественного процесса.

Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется

законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем

законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют

на бытие человека. Можно сказать, что особенность человеческого

существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой

природы, "нежесткой" и неуниверсальной детерминации бытия человека со

стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как

способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные

потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями

природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей,

собственной волей индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие

действия человека, которые могли бы определятся (и иногда определяются)

своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются

другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это

проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. Существование

человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его

состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех относительно

разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный человек,

прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это первое

измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует

как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на

данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение бытия

человека. Человек существует и как социально-историческое существо (третье

измерение его существования). Все три измерения человеческого

существования, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.

Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию

отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от

сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно

независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным

единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и

родового, личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для

самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше

сознание. Духовное - это единство многообразного, которое охватывает

процессы сознания и бессознательного (тоже многоразличные по конкретным

формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающиеся,

материализующиеся в формах естественных языков искусственных знаково-

символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также

нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии

нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно

различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших

подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности

индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может

существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе,

объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид

- индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание

индивида. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности

мозга и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и

диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоит, что

сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических

процессов, к ним принципиально не сводимы. Индивидуализированное духовное в

широком смысле слова включает и бессознательное. Бытие

индивидуализированного духовного - важнейшая сторона бытия индивида. Без

нее невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие. И что

особенно важно, индивидуализированное духовное "локализовано" в

общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью

духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории. Вот

почему индивидуализированное и внеиндуализированное духовное так тесно

переплетены, способны "переливаться" друг в друга. Результаты деятельности

сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут

отделяться от него самого, как бы выходить "вовне". И тогда возникает

духовное второе типа - объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Специфика объективированного бытия заключается в том, что его элементы и

фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и

искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно

перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

5.1.Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура.

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие

есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает

материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую,

далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает

бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно.

Атомы, по Демокриту, разделены пустотой, пустота - это небытие и, как

таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не

множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие

познаваемо. Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому

познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой

лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и

движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Демокрита

различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются

("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы

круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них

образуются тела, доступные нашему восприятию.

Демокрит предложил продуманный вариант механического объяснения мира:

целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение

атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В

атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это

положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее

в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет"

единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые

трактует материалистически.

Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает

атомам еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает

закономерным и определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает

возможность более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно

Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая

материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание

бессмертия души. Свою теорию Эпикур распространяет и на область этики и

общественного устройства. В этике он исходил из индивидуалистических, в

сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим

существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом

Эпикур признавал блаженство, наслаждение. Оно состоит в удовлетворении

естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия

- спокойствия души, а тем самым и счастья. Эти моральные требования он

считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Принцип

наслаждения отражался и на социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал

он является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о

том, что не будут вредить друг другу. Эпикур в определенной мере

предвосхищает позднейшую теорию общественного договора.

5.2. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся

материи. Биологическое и социальное пространство и время. Пространство и

время в психике человека.

Идея качественного многообразия пространственно-временных структур -

важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и

времени. Утверждая неразрывную связь пространства-времени с движущейся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.