противоположность добра и зла;
* они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными
навыками, развившимися исторически;
* они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;
* признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть
общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных
отношений;
* их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а
социально-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у
которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание
ответственности.
Однако с вопросом появления человека еще далеко не все ясно. Прежде
всего непонятно откуда взялась сама потребность в труде. Почему, прожив
обезьяной миллионы лет, человек вдруг ощутил потребность трудиться.
Феномен человека в том, что он единственное существо обладающее
сознанием. Человек единственное известное существо способное мыслить
абстрактно в то время как даже у высших животных предметное,
непосредственное мышление.
Используя разум человек самоорганизовался в общество и еще сильнее
выделился из природы биологической, животной.
4.3. Многомерность человеческого бытия. Диалектика как концепция
общественного процесса.
Непосредственно существуя как природное тело, человек подчиняется
законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем
законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют
на бытие человека. Можно сказать, что особенность человеческого
существования состоит в возникновении специфической, уникальной для живой
природы, "нежесткой" и неуниверсальной детерминации бытия человека со
стороны его тела. Нежесткость проявляется в таких, например, фактах, как
способность человека регулировать, контролировать свои фундаментальные
потребности, удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями
природы, а в пределах и формах, определяемых обществом, историей,
собственной волей индивида. Неуниверсальность же состоит в том, что многие
действия человека, которые могли бы определятся (и иногда определяются)
своего рода эгоизмом телесных потребностей, очень часто регулируются
другими мотивами - духовно-нравственными, социальными. Наиболее ярко это
проявляется в жертвенных поступках, но не только в них. Существование
человека - не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его
состоит в соединении - пересечении, взаимодействии - трех относительно
разных бытийственных измерений. Реально существует отдельный человек,
прежде всего как данная мыслящая и чувствующая "вещь" (тело). Это первое
измерение человеческого существования. Но одновременно человек существует
как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на
данном витке его развития, эволюции мира. Тут - второе измерение бытия
человека. Человек существует и как социально-историческое существо (третье
измерение его существования). Все три измерения человеческого
существования, взятые в единстве, - исходные характеристики бытия человека.
Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию
отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от
сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно
независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным
единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и
родового, личностного и общественного. Каждый из нас - реальность для
самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше
сознание. Духовное - это единство многообразного, которое охватывает
процессы сознания и бессознательного (тоже многоразличные по конкретным
формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающиеся,
материализующиеся в формах естественных языков искусственных знаково-
символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также
нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии
нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно
различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших
подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности
индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может
существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе,
объективируется (внеиндивидуальное, объективированное духовное). Первый вид
- индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание
индивида. Несомненно, существование сознания неотделимо от деятельности
мозга и нервной системы индивида, от существования его тела. Но сложность и
диалектика бытия индивидуализированных форм духовного в том и состоит, что
сознание и все его проявления, неотделимые от этих природно-биологических
процессов, к ним принципиально не сводимы. Индивидуализированное духовное в
широком смысле слова включает и бессознательное. Бытие
индивидуализированного духовного - важнейшая сторона бытия индивида. Без
нее невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие. И что
особенно важно, индивидуализированное духовное "локализовано" в
общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью
духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории. Вот
почему индивидуализированное и внеиндуализированное духовное так тесно
переплетены, способны "переливаться" друг в друга. Результаты деятельности
сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут
отделяться от него самого, как бы выходить "вовне". И тогда возникает
духовное второе типа - объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Специфика объективированного бытия заключается в том, что его элементы и
фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и
искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно
перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.
5.1.Материалистический атомизм Демокрита и Эпикура.
Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие
есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. Он дает
материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую,
далее неделимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает
бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно.
Атомы, по Демокриту, разделены пустотой, пустота - это небытие и, как
таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не
множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие
познаваемо. Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому
познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой
лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и
движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Демокрита
различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются
("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы
круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них
образуются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механического объяснения мира:
целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение
атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В
атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это
положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее
в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет"
единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые
трактует материалистически.
Учение Демокрита было дополнено и развито Эпикуром. Эпикур приписывает
атомам еще одно свойство - тяжесть. Он также допускает и признает
закономерным и определенное отклонение от прямолинейного движения, это дает
возможность более "диалектического" понимания проблемы движения. Согласно
Эпикуру, душа - это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая
материя, рассеянная по всему организму. Отсюда вытекает и отрицание
бессмертия души. Свою теорию Эпикур распространяет и на область этики и
общественного устройства. В этике он исходил из индивидуалистических, в
сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим
существом, и его чувства суть основной критерий морали. Высшим благом
Эпикур признавал блаженство, наслаждение. Оно состоит в удовлетворении
естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия
- спокойствия души, а тем самым и счастья. Эти моральные требования он
считал естественными, вытекающими из человеческой сущности. Принцип
наслаждения отражался и на социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал
он является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о
том, что не будут вредить друг другу. Эпикур в определенной мере
предвосхищает позднейшую теорию общественного договора.
5.2. Многообразие пространственно-временных свойств движущейся
материи. Биологическое и социальное пространство и время. Пространство и
время в психике человека.
Идея качественного многообразия пространственно-временных структур -
важнейший компонент диалектико-материалистической концепции пространства и
времени. Утверждая неразрывную связь пространства-времени с движущейся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45