Одно из доказательств, ставшее знаменитым, и получившее название
онтологическое доказательство бытия Бога", привёл в XI в. философ Ансельм
Кентерберийский. Суть его в следующем.
Ансельм за аксиому принимает тезис: "Бог есть совершенство".
Существование же входит, наряду с другими качествами, в понятие
"совершенство" по определению, ибо если нечто не существует, то назвать его
совершенным уже нельзя; не все необходимые для этого качества наличествуют.
Следовательно, Бог существует.
Это доказательство построено на дедуктивном выводе (движение мысли от
общего — к частному), оперирующем чистыми "универсалиями" (понятиями). В
конечном счёте это напоминает словесную эквилибристику, и уже некоторые
современники Ансельма это понимали. С таким же успехом, например, можно
доказать существование "совершенного человека", понятие о котором есть в
нашем уме.
Разум и откровение
Другим путем пошел самый крупный средневековый философ — Фома
Аквинский, живший в XIII в. Фома разграничивает области философии и
теологии: предметом первой являются "истины разума", к которым человек
приходит путём логического рассуждения и опыта; предмет же второй — "истины
откровения", доступные через божественное озарение, и не иначе.
Истины откровения иррациональны, то есть не могут быть логически
обоснованными. Истины разума — это знания; истины откровения — вера. При
этом вторые выше первых. Богословские истины "сверхразумны", но не
"противоразумны". Поэтому Фома не только допускает поддержку со стороны
разума в укреплении веры, но и сам приводит доказательства существования
Бога.
Однако в отличие от Ансельма Фома ищет их не в логическом
"жонглировании" универсалиями, а в самом действительном мире, как в
творении Бога. Его идея проста: если Бог сотворил мир, а это так, то в
самом этом мире можно найти доказательства существования Творца (подобно
тому, как глядя на табуретку, мы догадываемся о существовании мастера,
который её изготовил).
Доказательства Фомы Аквинского
Фома приводит пять доказательств. Рассмотрим их по порядку.
Первое из них основывается на понятии "движение". Всякая вещь
движется под воздействием, какой-либо другой вещи, рассуждает философ. Эта
другая — под действием третьей и т.д. Последовательность не может быть
бесконечной; следовательно, должна существовать вещь, которая движет
другие, но сама не нуждается в источнике движения, то есть должен быть
Перводвигатель; это и есть Бог.
Второе доказательство опирается на понятия "причина" и "следствие".
Всякое следствие имеет свою причину; эта причина сама является следствием
другой причины; та, в свою очередь, — следствие третьей причины и т.д.
(модель похожа на цепочку из костяшек домино). Стало быть, должна быть
Первопричина, которая не нуждается в причине. Это и есть Бог.
Третье доказательство исходит из категорий "случайность" и
"необходимость". Все вещи в мире случайны, то есть могут быть, а могут и не
быть. Но если бы абсолютно всё в мире было случайным, то и сам мир был бы
случайным. В таком случае его бы уже не было. Однако мир есть.
Следовательно, в нём должна быть необходимость. Эта абсолютная и
единственная Необходимость и есть Бог.
Четвёртое доказательство использует понятие "совершенство", что
напоминает об аргументации Ансельма. Но ход мысли Аквинского иной. Вещи
отличаются друг от друга степенью совершенства, констатирует он. Змея
совершеннее червя, а человек совершеннее обезьяны. Стало быть, все вещи в
мире можно расположить в воображаемый ряд, где каждая следующая вещь
совершеннее предыдущей. Из них должна быть самая совершенная — это и есть
Бог.
Наконец, пятое доказательство берёт за основу понятие
"целесообразность". Мир устроен гармонично; одна вещь соответствует другим,
а те — ей. На фруктовых деревьях, к примеру, сначала распускаются цветы, и
только потом — листья, чтобы не мешать пчёлам опылять соцветия. Стало
быть, существование каждой вещи подчинено определённой цели, замыслу. И эта
цель — гармония. Следовательно, должен быть Целеполагатель — Бог.
Критика доказательств
Философы — современники Фомы и жившие позже выдвигали контрдоводы.
Так, первые два доказательства были бы неопровержимыми, если бы было точно
известно, что мир конечен, и число вещей, в нём тоже конечно. Однако никто
ещё не доказал конечность мира; напротив, немало доводов в пользу его
бесконечности.
Из третьего доказательства следует существование необходимости в самих
явлениях природы, а вовсе не самого Бога. Это значит, что всякое случайное
событие содержит в себе элемент необходимости, вытекающей из внутренней
природы вещей. Прорастание пшеничных зёрен — необходимость; выпадение града
— необходимость. Но что именно это растение погибает именно от этой градины
— случайность. Иными словами, случайность — это точка пересечения
необходимостей.
Четвёртое доказательство уязвимо в том отношении, что не существует,
чётких и объективных критериев совершенства. Человек совершеннее обезьяны,
когда создаёт орудия труда, изготовляет жилище и одежду. Но обезьяна
совершеннее человека, когда нужно лазать по деревьям и срывать кокосовые
орехи. Иначе говоря, совершенство может быть только в каком-то отношении, а
не вообще.
Что касается пятого доказательства, которое часто признают наиболее
убедительным, то нужно заметить, что оно вступает в явное противоречие с
третьим, чего не заметил Фома. Действительно, в третьем утверждается, что
все вещи в мире случайны; однако случайные вещи не могут гармонировать,
соответствовать друг другу, что очевидно.
Споры вокруг этих доказательств не затихают и по сей день. Как бы то
ни было, можно сказать, что пока на Земле живут люди, они будут размышлять
по поводу веры, и будут спорить; вопрос остаётся открытым. Каждый — и
верующий, и атеист — имеет право на свою позицию. Одному легче жить,
будучи, атеистом; другому — с верой в Бога, Важно только, чтобы один не
считал другого врагом только на том основании, что тот иначе мыслит, иначе
представляет себе мироздание.
Философия Возрождения
К концу средневековья позиции церкви в Европе начинают ослабевать.
Светская власть всё больше теснит власть религиозную. Это происходит в силу
ряда причин. Развиваются и укрепляются ремёсла, возникают мануфактуры с
чертами разделения труда, появляются серьёзные технические изобретения
(печатный станок, доменный металлургический процесс, ветряные и водяные
двигатели), активизируется торговля, растут города. Начиная с XII в.
появляются первые университеты, нарастает престиж научного знания.
Феодальные отношения, господствовавшие на континенте в течение столетий,
начинают превращаться в тормоз общественного прогресса.
В духовной сфере намечается возврат к греческим ценностям. Появляются
совершенно новые понятия, каких не было прежде: "личность", "инженер"
(изобретательный), "студент" (жаждущий знаний). Начинается бурный расцвет
искусств, прежде всего в Италии и в Испании.
Всё это сопровождалось нарастающей критикой религиозного
мировоззрения. Изменилось и направление философских исследований, которые
начали выходить из монашеских келий. Бурно развивается натурфилософия
(философия природы); создаются философские системы, авторов которых
интересует уже не просто возрождение того или иного античного учения, а
самостоятельное исследование природы, основанное на познании её собственных
законов. Джордано Бруно, позже казнённый инквизицией за свои еретические
взгляды и требование передать государству церковные земли, разрабатывает,
опираясь на идеи Коперника, теорию множественности миров. Галилео Галилей в
своих натурфилософских сочинениях развивает новую картину мира, исследует
механическую форму движения тел.
Философия Ренессанса уделяет внимание и социально-политическим
учениям. Она приобретает черты антропоцентризма (антропос — человек): в
центре внимания философов — личность, её интересы и развитие, её творческий
потенциал. Философы подвергают критике существующие общественные порядки и
социальную несправедливость. Томас Мор и Томмазо Кампанелла в своих
произведениях "Утопия" и "Город Солнца" рисуют идеальные общественные
устройства, лишённые частной собственности, деспотической силы государства,
разделения на бедных и богатых.
В это же время Макиавелли, ставший в последующем знаменитым как
"теоретик власти", провозглашает в своей работе "Государь" идеал
политического вождя. Насилие, вероломство, жестокость — вот арсенал
последнего. Нравственно всё, что способствует укреплению власти; где
начинается политика, там кончается совесть; цель оправдывает средства — эти
и подобные им принципы сделали эту небольшую по объёму книжку настольной
книгой многих диктаторов.
Глава 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Новым временем принято называть XVII в., а следующий век — XVIII —
получил в истории название века Просвещения. Новое время характеризуется
прежде всего научной революцией в естествознании и математике. В
исследованиях природы учёные всё чаще прибегают к экспериментальному
методу. На его базе Галилей открывает законы кинематики, а Ньютон — законы
динамики. Французский философ Рене Декарт создаёт аналитическую геометрию и
формулирует законы преломления света и закон сохранения импульса в
механике.
Лейбниц и Ньютон независимо друг от друга вводят понятие бесконечно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39