Рефераты. Основы философских знаний






не бывает специалиста За пять лет обучения в вузе студент получает массу

таких знаний-рецептов. Чтобы взять интеграл, нужно действовать так-то и так-

то; чтобы рассчитать электрическую цепь, нужно выполнить то-то и то-то;

чтобы определить запасы нефтяного месторождения, нужно осуществить такие-то

и такие-то действия и т.п. Без овладения такими алгоритмами невозможно

обрести профессию. Но сводится ли высшее образование только к обученности?

Нет и нет.

Понятие образованности шире: оно включает в себя обученность как свой

фундамент, но, кроме того, предполагает овладение знаниями нерецептурными,

то есть гуманитарными, без которых не может быть подлинной культуры

человека, интеллигентности. Сюда входит знание общей истории и истории

своего народа, пусть не доскональное, но достаточно уверенное; знание

истории религии, включая знакомство с Библией; знание философии,

психологии, социологии, основ экономики; владение хотя бы одним иностранным

языком; компьютерная грамотность; знакомство с разными направлениями в

живописи, музыке; начитанность в области художественной литературы и т.п.

Соотношение понятий обученности и образованности показано графически на

рис. 1.

| | |

|[pic] |А — обученность; |

|Рис. 1 |Б — образованность; |

| |пространство между А и Б — |

| |гуманитарные |

| |знания; |

| |А входит в Б. |

|Соотношение понятий обучениости и образованности |

Рис. 1-а представляет достаточно образованного, но плохо обученного

специалиста. Такой человек опасен для общества своей некомпетентностью и

непрофессионализмом; он является источником всевозможных аварий и катастроф

на производстве и транспорте. Надо сказать, что вариант 1-а встречается

редко, так как по-настоящему образованный человек не потерпит собственного

непрофессионализма.

На рис. 1-в представлен технократ, то есть хорошо обученный, плохо

образованный человек. Его кругозор узок, мышление однонаправлено; его

нравственная ответственность за свои действия зачастую ослаблена; просто по-

человечески он мало интересен для других как личность за пределами своей

работы. Такой человек становится опасным для общества, будучи честолюбивым,

пробивается в руководители. Недостаток образованости быстро проявляется в

грубейших ошибках, отзывающихся на судьбах тысяч, а то и миллионов людей.

Можно сказать, чем выше должность, тем более отрицательным последствиям

приводит дефицит образованности у занимающего её человека.

Наконец, на рис. 1-б представлен специалист, который примерно в равной

степени уделяет внимание, как росту своих профессиональных знаний так и

своему общекультурному, гуманитарному развитию, хорошо понимая что между

ними должна быть гармония, а не противоборство. Такой вариант является

наиболее предпочтительным со всех точек зрения. Например, специальные

исследования показали, что при равной обученности тот из специалистов,

который более образован, находит более оригинальные инженерные решения,

работает продуктивнее и с большей экономией времени. Кроме того, замечено,

что в условиях демократического общества общественно-политическую карьеру

делают чаще всего те люди, которых отличает высокий уровень образованности.

Динамика образованности

На рис. 2 представлен график, позволяющий лучше понять соотношение

между специальными и гуманитарными знаниями в процессе получения человеком

среднего, а затем и высшего образования. На вертикальной оси откладываются

гуманитарные знания, а на горизонтальной — специальные.

В средней школе рост гуманитарных знаний опережает накопление

специальных, так как общеобразовательные предметы явно преобладают. В вузе

ситуация меняется: рост профессиональных знаний происходит быстрыми

темпами, тогда, как приращение гуманитарных знаний происходит медленнее

(дисциплины этого цикла составляют 25-30% учебных планов).

| | |

|[pic] |0-1 — средняя школа; |

| |1-2 — обучение в вузе; |

|Рис. 2 |2-3 — самообразование и послевузовское |

| |повышение квалификации |

|Динамика соотношения обученности и образованности |

После окончания вуза развитие специалиста путём самообразования может

пойти разными путями: а/ пренебрежение гуманитарными знаниями и своим

общекультурным ростом, и сосредоточение вниманий только на информации узко-

профессионального плана; б/ поддержание того уровня, который сложился к

окончанию вуза в отношении гуманитарного развития, и не более того; в/

забота о своём гармоническом развитии, когда росту профессиональной

квалификации и гуманитарному развитию личности уделяется примерно

одинаковое внимание.

Первые две тенденции из названных могут быть отнесены к

технократическим со всеми их отрицательными последствиями. В странах с

наиболее развитыми системами образования уже давно поняли губительность

технократизма, способного породить лишь "учёное невежество". В лучших

технических университетах Запада на изучение гуманитарных дисциплин

отводится до 40-45% учебного времени, а затраты на получение высшего

образования считаются самой прибыльной инвестицией.

Что даёт изучение философии

Следует сказать, что философия интересна сама по себе, безотносительно

к её полезности. Если вы любознательный человек, любящий учиться, узнавать

новое, то знакомство с философией обязательно принесёт вам интеллектуальное

удовольствие. И всё же стоит перечислить практические стороны влияния

философии на человека, учитывая, что часть студентов руководствуется

принципом: "А какая мне от этого польза?"

Во-первых, изучение философии развивает широту мышления. Широта

мышления — это умение находить связь между такими явлениями, которые

кажутся совершенно не связанными друг с другом. Философия, занимающаяся

широкими обобщениями, помогает развивать это ценное качество. Догадаться,

например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть

тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа

аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер

Чижевский, — для этого надо иметь философскую широту мышления.

Во-вторых, философия развивает гибкость мышления. Гибкость мышления —

это умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной,

бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг

Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя — Коперник.

Лобачевский подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что

параллельные прямые не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию.

Казалось, из прямых строительных элементов невозможно создать

гиперболическую поверхность, однако инженер Шухов сумел построить свои

знаменитые гиперболические башни, и именно из прямых элементов. Все эти

люди обладали гибким мышлением и не чурались философии.

В-третьих, философия развивает критичность и самостоятельность

мышления. Философский анализ какого-либо явления редко заканчивается

однозначным выводом, правильным на все времена. Обычно обнаруживается

"веер" ответов, зависящих от конкретной ситуации, от мировоззрения и

интересов личности. Вариативность философского знания способствует

выработке своей позиции, и каждый находит "своего" философа, идеи которого

наиболее соответствуют устремлениям и душевному складу человека.

В-четвертых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность —

терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать

его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на

собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого

деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией.

Заканчивая эту главу, можно сказать: если вы хотите выйти из

университета не только хорошо обученным, но и образованным человеком

высокой культуры, то пренебрегать гуманитарным знанием, включая философию,

которая составляет его основу, просто неразумно. Перейдём теперь к

знакомству с основными этапами развития философской мысли.

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Когда говорят о философии Древнего Востока, то прежде всего имеют в

виду философские учения Древней Индии и Древнего Китая, с которыми мы

кратко познакомимся.

Древнеиндийское общество

Расцвет культуры Древней Индии в первом тысячелетии до н.э.,

географически изолированной от остального мира горами и океаном, до сих пор

вызывает удивление учёных и пока не находит внятного объяснения. Открытие

металлургии, производства тканей, лекарственных препаратов, развитие

математики, философии и почий — далеко не полный перечень достижений того

времени. Они зафиксированы в древних рукописях, получивших название "Веды"

(знания). Собственно философская их часть — это "Упанишады" (букв. —

"сидящий у ног Учителя"). Индийские мудрецы делились знаниями со своими

учениками, которые тщательно записывали все сведения, сидя у ног учителя,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.