личность, и достаточно сильная личность. Ложь — следствие давящего
воздействия других людей или обстоятельств жизни, когда человек в силу
своей слабости вынужден приспосабливаться к ним, расплачиваясь за это
утратой ощущения свободы.
Но приспособляемость опасна. Известен поучительный, хотя и не
лишённый жестокости, эксперимент. Если лягушек поместить в посудину с водой
и начать эту воду очень медленно подогревать, то они постепенно свариваются
и погибают, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства. Их
способность приспосабливаться к температуре окружающей среды в данных
условиях оказывается губительной. Так и у человека, слишком уж
"лавирующего", подлаживающегося под внешние факторы и других людей,
происходит утрата своего "Я", потеря чувства свободы, что означает в
конечном счёте потерю самоуважения и внутреннего достоинства.
Восприятие времени
Экзистенциальная философия рассматривает существование и как
"переживание времени". При этом одним людям свойственна погруженность в
прошлое. Они консервативны по духу; для них настоящее (сейчас) имеет смысл
лишь как продолжение того, что уже было. В интерпретации настоящего их
отличает особая склонность к аналогии с прошедшими событиями, уважение к
прецеденту. Принимая то или иное решение в своей личной жизни, они прежде
"всего "оборачиваются назад" и ищут там уверенности в своих поступках,
которые чаще всего предсказуемы для наблюдательного ума. Они обожают
исторические параллели и любят читать историческую литературу.
Другие люди, напротив, "растворены" в настоящем. Их стихия —
спонтанность (самопроизвольность) бытия; ими движут больше эмоции, нежели
разумные начала. Их поведение чаще всего непредсказуемо, решения —
импульсивны (Вронский в "Войне и мире" Л. Толстого — пример такой личности,
тогда как Каренин — образец первого типа). Такие люди не склонны искать
убедительную аргументацию своих решений; на них слабо влияют логические
доводы и ссылки на аналогии. "Копаться в прошлом" для них — самое унылое
занятие.
Наконец, третий тип людей — это люди, устремленные по своей природе в
будущее. Это чаще всего творческие натуры. Они торопливы, не любят долго и
терпеливо ждать результатов своих действий; они, образно говоря "любят
пилить дрова" (имеется в виду, что это занятие мгновенно приносит, видимый
результат). Самое ужасное для такого человека, — монотонная, однообразная
работа, рассчитанная на длительные сроки. Они любят начинать новое дело, но
доводить его до конца — не их стихия. Их одолевают проекты, но их замыслы
плохо понимают, что порой приводит в отчаяние.
Разумеется, описанные типы не следует абсолютизировать и
противопоставлять их друг другу; каждый из них имеет свои достоинства и
недостатки. Не будем забывать — человек есть существо динамическое,
способное изменяться и поворачиваться самыми неожиданными сторонами.
Модели времени
Кроме того, приведенное выше описание опирается на традиционную,
прямолинейную модель времени (см. рис. 5). Однако существует и иная,
спиралевидная модель, вытекающая (здесь мы невольно забегаем вперёд) из
закона отрицания (см. рис. 6).
| | |П – прошлое; | | |
| |[pic] |Н – |[pic] | |
| | |настоящее; | | |
| |Рис. 5 |Б – будущее. |Рис. 6 | |
| |Прямолинейная | |Спиралевидная | |
| |модель времени | |модель времени | |
Во втором случае время "заворачивается" подобно конденсаторной фольге,
в результате чего прошлое, настоящее и будущее существуют как бы
параллельно друг другу. В современной физике есть вполне жизнеспособные
гипотезы, наделяющие время энергетическими характеристиками. Физики говорят
о ''хрональном поле" (хронос — время) и "тахионах" — частицах этого поля.
Отсюда следует предположение, что мощные энергетические воздействия
(землетрясение, взрыв атомной бомбы и т.п.), в том числе психологические
(войны, конфликты), могут деформировать хрональное поле и "замыкать"
настоящее с прошлым или будущим. Таким образом, в результате этого "пробоя"
прошлое или будущее могут "врываться" в настоящее, порождая явления,
совершенно необъяснимые с точки зрения традиционных представлений.
Обратимся теперь к одному из представителей описанного выше
философского направления — к Фридриху Ницше. Выбор не случаен. Из всех
отвергавшихся в нашей стране он был наиболее замалчиваемым.
Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ
Ф. Ницше, немец с польскими корнями, жил во второй половине XIX в. Он
родился в семье священника, получил прекрасное гуманитарное образование.
Уже в юношеские годы он заявил о себе как о незаурядной личности.
Достаточно сказать, что во время учёбы на втором курсе университета
факультет пригласил его читать лекции студентам по истории искусств, на
которых частенько и не без удовольствия сиживали его старшие коллеги —
профессора.
Судьба философа
Ницше является, пожалуй, самым противоречивым мыслителем в истории
философии. Жестокая болезнь, терзавшая его на протяжении почти всей
взрослой жизни, а также одиночество и непонимание многими окружающими,
сделали его колючим и язвительным человеком. Это проявилось в неординарном
характере его идей, порой шокирующих читателей, привыкших к классическим
философским построениям.
Кроме того, огромный ущерб его научной репутации был нанесен уже после
смерти философа, последовавшей в 1900 г., его ближайшими родственниками —
сестрой и зятем. Они были видными фигурами в фашистской партии Германии и
хорошо понимали, что партия нуждается в "своём" философе. Ницше оказался
жертвой этого желания, одобренного Адольфом Гитлером (в 1934 г. в
пропагандистских целях последний даже посетил архив Ницше). Последние годы
жизни Ницше посвятил своему главному и неоконченному труду "Воля к власти
(опыт переоценки всех ценностей)" Воспользовавшись тем, что рукописи этой
книги оказались в их руках, родственники фальсифицировали их, добавив в них
идеи откровенно фашистского толка. Его труд был хитроумно напичкан такими
отрывками, которые придали философу одиозную "славу" теоретика фашизма, а
его концепция "сверхчеловека" самым оскорбительным образом
трансформировалась в идею "истинного арийца". Шлейф этой провокации до сих
пор проходит через многие головы, в том числе и в России, одурманенные в
своё время пропагандой.
Справедливы ли обвинения в фашизме
Чтобы определиться в отношении этих обвинений, рассмотрим кратко
главные признаки фашизма. Это живучее политическое течение в разных странах
имеет свои оттенки. Например, основными признаками немецкого фашизма
являются следующие три: а/ идея превосходства арийской расы над всеми
остальными; б/ идея геноцида (физического уничтожения евреев, уходящая
своими корнями в крестовые походы против "мучителей Христа"; в/
славянофобия — страх и недоверие к славянам, считавшимися главными врагами
арийской расы.
У американского фашизма эти же идеи несколько отличаются: а/ идея
превосходства американской нации; б/ идея геноцида по отношению к "чёрным";
в/ презрительное, в лучшем случае — равнодушное, отношение ко всему
неамериканскому.
В основании русского фашизма лежат следующие признаки: а/ идея
превосходства славянской расы над другими; б/ идея вытеснения из России
"инородцев" особенно — евреев ("чемодан — вокзал — Израиль"); в/ абсолютное
недоверие ко всему, что исходит от Запада.
Таким образом, в основе любого фашизма, если отвлечься от частностей,
усматриваем три сущностных признака: идея превосходства одной расы или
нации; идея геноцида или вытеснения того или иного народа; идея страха или
недоверия к какой-либо нации или расе.
Ни на один из этих признаков в трудах Ницше, не замаранных
фальсификацией, нет и намека. Упрекнуть в фашизме философа, который
говорил, что ему "иногда стыдно за то, что он — немец"; который писал, что
"одарённость славян выше, чем одарённость немцев"; который вообще никогда
не поднимал антисемитскую тему, — значит серьёзно погрешить против истины и
оскорбить его память. Недоверчивый читатель может сам убедиться в этом,
если возьмет на себя труд заглянуть в двухтомник сочинений Ницше, изданный,
наконец, в России[3].
Ницше и читатель
Читать Ницше нелегко, к нему надо привыкнуть. Это своеобразный и, так
сказать, "непричёсанный" философ.
Его стиль далёк от академического, он непредсказуем и афористичен в
поворотах мысли. Иногда считают, что его манера писать кратко и отрывочно
объясняется серьёзностью его болезни (когда человек знает, что в любую
минуту может умереть, ему некогда писать длинные, логически связанные
тексты).
Но дело не только в этом. Ницше был принципиальным противником
"системной" философии. Когда философ строит систему, то он неизбежно будет
лгать, считал Ницше, так как всё время вынужден оглядываться назад: не
противоречит ли то, что он пишет сейчас, тому, что он писал прежде. Взгляды
же имеют свойство так или иначе меняться, но философу приходится
подстраивать их в угоду системе, что вызывает недоверие к такому автору.
Ницше - далеко не добродушный мыслитель. "Я — антиБудда", "человек —
динамит", "философ неприятных истин", — говорил он сам о себе. "Мой способ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39