Рефераты. Основы философских знаний






личность, и достаточно сильная личность. Ложь — следствие давящего

воздействия других людей или обстоятельств жизни, когда человек в силу

своей слабости вынужден приспосабливаться к ним, расплачиваясь за это

утратой ощущения свободы.

Но приспособляемость опасна. Известен поучительный, хотя и не

лишённый жестокости, эксперимент. Если лягушек поместить в посудину с водой

и начать эту воду очень медленно подогревать, то они постепенно свариваются

и погибают, не проявляя при этом никаких признаков беспокойства. Их

способность приспосабливаться к температуре окружающей среды в данных

условиях оказывается губительной. Так и у человека, слишком уж

"лавирующего", подлаживающегося под внешние факторы и других людей,

происходит утрата своего "Я", потеря чувства свободы, что означает в

конечном счёте потерю самоуважения и внутреннего достоинства.

Восприятие времени

Экзистенциальная философия рассматривает существование и как

"переживание времени". При этом одним людям свойственна погруженность в

прошлое. Они консервативны по духу; для них настоящее (сейчас) имеет смысл

лишь как продолжение того, что уже было. В интерпретации настоящего их

отличает особая склонность к аналогии с прошедшими событиями, уважение к

прецеденту. Принимая то или иное решение в своей личной жизни, они прежде

"всего "оборачиваются назад" и ищут там уверенности в своих поступках,

которые чаще всего предсказуемы для наблюдательного ума. Они обожают

исторические параллели и любят читать историческую литературу.

Другие люди, напротив, "растворены" в настоящем. Их стихия —

спонтанность (самопроизвольность) бытия; ими движут больше эмоции, нежели

разумные начала. Их поведение чаще всего непредсказуемо, решения —

импульсивны (Вронский в "Войне и мире" Л. Толстого — пример такой личности,

тогда как Каренин — образец первого типа). Такие люди не склонны искать

убедительную аргументацию своих решений; на них слабо влияют логические

доводы и ссылки на аналогии. "Копаться в прошлом" для них — самое унылое

занятие.

Наконец, третий тип людей — это люди, устремленные по своей природе в

будущее. Это чаще всего творческие натуры. Они торопливы, не любят долго и

терпеливо ждать результатов своих действий; они, образно говоря "любят

пилить дрова" (имеется в виду, что это занятие мгновенно приносит, видимый

результат). Самое ужасное для такого человека, — монотонная, однообразная

работа, рассчитанная на длительные сроки. Они любят начинать новое дело, но

доводить его до конца — не их стихия. Их одолевают проекты, но их замыслы

плохо понимают, что порой приводит в отчаяние.

Разумеется, описанные типы не следует абсолютизировать и

противопоставлять их друг другу; каждый из них имеет свои достоинства и

недостатки. Не будем забывать — человек есть существо динамическое,

способное изменяться и поворачиваться самыми неожиданными сторонами.

Модели времени

Кроме того, приведенное выше описание опирается на традиционную,

прямолинейную модель времени (см. рис. 5). Однако существует и иная,

спиралевидная модель, вытекающая (здесь мы невольно забегаем вперёд) из

закона отрицания (см. рис. 6).

| | |П – прошлое; | | |

| |[pic] |Н – |[pic] | |

| | |настоящее; | | |

| |Рис. 5 |Б – будущее. |Рис. 6 | |

| |Прямолинейная | |Спиралевидная | |

| |модель времени | |модель времени | |

Во втором случае время "заворачивается" подобно конденсаторной фольге,

в результате чего прошлое, настоящее и будущее существуют как бы

параллельно друг другу. В современной физике есть вполне жизнеспособные

гипотезы, наделяющие время энергетическими характеристиками. Физики говорят

о ''хрональном поле" (хронос — время) и "тахионах" — частицах этого поля.

Отсюда следует предположение, что мощные энергетические воздействия

(землетрясение, взрыв атомной бомбы и т.п.), в том числе психологические

(войны, конфликты), могут деформировать хрональное поле и "замыкать"

настоящее с прошлым или будущим. Таким образом, в результате этого "пробоя"

прошлое или будущее могут "врываться" в настоящее, порождая явления,

совершенно необъяснимые с точки зрения традиционных представлений.

Обратимся теперь к одному из представителей описанного выше

философского направления — к Фридриху Ницше. Выбор не случаен. Из всех

отвергавшихся в нашей стране он был наиболее замалчиваемым.

Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Ф. Ницше, немец с польскими корнями, жил во второй половине XIX в. Он

родился в семье священника, получил прекрасное гуманитарное образование.

Уже в юношеские годы он заявил о себе как о незаурядной личности.

Достаточно сказать, что во время учёбы на втором курсе университета

факультет пригласил его читать лекции студентам по истории искусств, на

которых частенько и не без удовольствия сиживали его старшие коллеги —

профессора.

Судьба философа

Ницше является, пожалуй, самым противоречивым мыслителем в истории

философии. Жестокая болезнь, терзавшая его на протяжении почти всей

взрослой жизни, а также одиночество и непонимание многими окружающими,

сделали его колючим и язвительным человеком. Это проявилось в неординарном

характере его идей, порой шокирующих читателей, привыкших к классическим

философским построениям.

Кроме того, огромный ущерб его научной репутации был нанесен уже после

смерти философа, последовавшей в 1900 г., его ближайшими родственниками —

сестрой и зятем. Они были видными фигурами в фашистской партии Германии и

хорошо понимали, что партия нуждается в "своём" философе. Ницше оказался

жертвой этого желания, одобренного Адольфом Гитлером (в 1934 г. в

пропагандистских целях последний даже посетил архив Ницше). Последние годы

жизни Ницше посвятил своему главному и неоконченному труду "Воля к власти

(опыт переоценки всех ценностей)" Воспользовавшись тем, что рукописи этой

книги оказались в их руках, родственники фальсифицировали их, добавив в них

идеи откровенно фашистского толка. Его труд был хитроумно напичкан такими

отрывками, которые придали философу одиозную "славу" теоретика фашизма, а

его концепция "сверхчеловека" самым оскорбительным образом

трансформировалась в идею "истинного арийца". Шлейф этой провокации до сих

пор проходит через многие головы, в том числе и в России, одурманенные в

своё время пропагандой.

Справедливы ли обвинения в фашизме

Чтобы определиться в отношении этих обвинений, рассмотрим кратко

главные признаки фашизма. Это живучее политическое течение в разных странах

имеет свои оттенки. Например, основными признаками немецкого фашизма

являются следующие три: а/ идея превосходства арийской расы над всеми

остальными; б/ идея геноцида (физического уничтожения евреев, уходящая

своими корнями в крестовые походы против "мучителей Христа"; в/

славянофобия — страх и недоверие к славянам, считавшимися главными врагами

арийской расы.

У американского фашизма эти же идеи несколько отличаются: а/ идея

превосходства американской нации; б/ идея геноцида по отношению к "чёрным";

в/ презрительное, в лучшем случае — равнодушное, отношение ко всему

неамериканскому.

В основании русского фашизма лежат следующие признаки: а/ идея

превосходства славянской расы над другими; б/ идея вытеснения из России

"инородцев" особенно — евреев ("чемодан — вокзал — Израиль"); в/ абсолютное

недоверие ко всему, что исходит от Запада.

Таким образом, в основе любого фашизма, если отвлечься от частностей,

усматриваем три сущностных признака: идея превосходства одной расы или

нации; идея геноцида или вытеснения того или иного народа; идея страха или

недоверия к какой-либо нации или расе.

Ни на один из этих признаков в трудах Ницше, не замаранных

фальсификацией, нет и намека. Упрекнуть в фашизме философа, который

говорил, что ему "иногда стыдно за то, что он — немец"; который писал, что

"одарённость славян выше, чем одарённость немцев"; который вообще никогда

не поднимал антисемитскую тему, — значит серьёзно погрешить против истины и

оскорбить его память. Недоверчивый читатель может сам убедиться в этом,

если возьмет на себя труд заглянуть в двухтомник сочинений Ницше, изданный,

наконец, в России[3].

Ницше и читатель

Читать Ницше нелегко, к нему надо привыкнуть. Это своеобразный и, так

сказать, "непричёсанный" философ.

Его стиль далёк от академического, он непредсказуем и афористичен в

поворотах мысли. Иногда считают, что его манера писать кратко и отрывочно

объясняется серьёзностью его болезни (когда человек знает, что в любую

минуту может умереть, ему некогда писать длинные, логически связанные

тексты).

Но дело не только в этом. Ницше был принципиальным противником

"системной" философии. Когда философ строит систему, то он неизбежно будет

лгать, считал Ницше, так как всё время вынужден оглядываться назад: не

противоречит ли то, что он пишет сейчас, тому, что он писал прежде. Взгляды

же имеют свойство так или иначе меняться, но философу приходится

подстраивать их в угоду системе, что вызывает недоверие к такому автору.

Ницше - далеко не добродушный мыслитель. "Я — антиБудда", "человек —

динамит", "философ неприятных истин", — говорил он сам о себе. "Мой способ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.