Рефераты. Основы философских знаний






заманчивыми и благородными целями оно не пыталось оправдаться. Это реально

лишь в том случае, если меньшинство не подавляется, не преследуется, не

загоняется в угол, а имеет правовые гарантии стоять на своих позициях,

легально распространять свои взгляды, завоёвывать общественное мнение. Но

уважение к меньшинству невозможно без уважения к индивиду, без признания

прав личности на равенство с институтами власти. Если общество таково, что

отдельный человек в его структуре ничтожен, то меньшинство бесправно. Если

меньшинство бесправно, то естественное развитие замирает, ибо генератором

новых идей всегда является именно меньшинство. Если развитие замирает, то

большинство превращается в силу, уничтожающую не только меньшинство, но и

самоё себя. Трагическим финалом такого "развития" может быть только гибель

нации.

Глава 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Русская философия начинает отсчёт своего существования примерно с X в.

н.э. История сохранила имя первого древнерусского философа — киевского

митрополита Илариона, главной идеей которого была мысль о включенности

русской земли в общемировой процесс "торжества божественного света"

(имелось в виду учение Христа, противопоставляемое "тьме язычества"). Сразу

же возникает вопрос о причинах такого явного отставания в формировании

философии у русских по сравнению с другими народами, тем более, что долгие

века русская философия, если судить строго, не была, собственно, "русской",

а была в основном заимствованной.

Немного истории

Дело заключается прежде всего в исторической молодости нашей нации.

Климатические условия на родине наших далёких предков изначально были столь

суровы, что заселение земель, названных уже в наше время "европейская часть

СССР", началось лишь тогда, когда у народов Среднего и Ближнего Востока уже

Давно была своя государственность, письменность и довольно высокая

культура. Достаточно сказать, что ко времени крещения Киевской Руси в 988

г. на этих обширнейших землях проживало немногим более трёх миллионов

человек.

Заселение этих территорий происходило за счёт миграционных потоков с

востока и с юга, В результате образовались кочевые племена, занимавшиеся в

основном скотоводством. В трудах древнегреческих историков их называли

"венеды", затем — "анты". "Славяне" — это уже самоназвание наших предков

(сначала было "словяне" — от "словные", то есть говорящие на своём

наречии).

В результате христианизации Руси активно началось культурное

приобщение славян к более цивилизованным соседям. В начале XI в. в Киеве

уже действовала первая "высшая школа", курируемая князем Ярославом Мудрым.

Десятки переводчиков, а это были самые образованные люди своего времени,

денно и нощно трудились, перелагая на старославянский лучшие в Европе книги

по всемирной истории, философии, географии, космогонии, богословию.

Одновременно вырабатывалась новая научная лексика, поскольку для многих

понятий просто не было в языке подходящих терминов.

Качество преподавания в Киевской школе высшего учения было настолько

высоким, что в неё не гнушались посылать своих отпрысков для прохождения

наук норвежские, шведские, датские и венгерские монархи. В школе изучалась

древнегреческая философия, знакомство с которой произошло благодаря связям

с Византией (поэтому начальный этап приобщения Руси к мировой философской

мысли получил название "византийский"). Трудно сказать, каких бы высот

достигло развитие образования на Руси, включая философское, если бы не

беда, обрушившаяся на нашу землю — нашествие монголо-татар, затормозившее

все сферы общественного прогресса чуть ли не на триста лет.

В XVII-XVIII вв. в первых российских университетах изучались в

основном, наряду с греческими, французские авторы, что объяснялось тесными

связями с Францией. При этом, с основанием в 1765 г. Московского

университета, философию в нашей стране начинают преподавать на русском

языке (прежде это делалось на латинском).

В XIX в. в центре внимания российских философов была интерпретация

текстов классических немецких философов, прежде всего — Канта. И лишь

начиная со второй половины XIX в., и в начале XX в. русская философия

становится, наконец, оригинальной и самостоятельной. Во весь голос заявили

о себе, привлекая внимание всей образованной Европы, такие мыслители, как

П.Л. Чаадаев и Н.Г. Чернышевский, Вл.С. Соловьев и Н.Ф. Федоров, Ф.М.

Достоевский и Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев и П.А. Флоренский, И.О. Лосский и

И.А. Ильин, В.И. Вернадский и К.Э. Циолковский.

Религиозная философия

В русской философии сложилось несколько направлений. Одно из них,

привлекшее наибольшее внимание мировой философской мысли, — религиозно-

философское. Была предпринята попытка, оказавшаяся в целом удачной,

гармонического соединения философии (преимущественно идеалистического

характера) и православной религии. Представителями этого направления

западная философия была оценена как слишком рационалистическая,

акцентирующая внимание в большей степени на познании природы, нежели на

исследование внутреннего мира человека.

В основу русской религиозной философии была положена идея приоритета

христианской нравственности перед всеми остальными принципами, а также идея

"всеединства", призывающая народы к отказу от конфронтации и недоверия друг

к другу. При этом русские мыслители ориентировали философию не на борьбу с

религией, и не на соперничество с естественными науками в познании мира, а

на триединый союз между всеми ними. Истинное знание, писал Вл. Соловьев,

возможно лишь в результате синтеза теологии, философии и опытных наук; в

основу же этого синтеза следует положить нравственное начало. Без него

любая область человеческого духа, предостерегает философ, превращается в

совокупность идей, опасных для человека. Любой идее, если она противоречит

нравственным установлениям Христа,

должно быть отказано в реализации.

Русский менталитет

Русские философы большое внимание уделили изучению национальных

особенностей русского характера, психологии русских. Отмечалась особая

склонность россиян к патернализму ("патер" — отец), имеющая свои корни в

молодости нации, что придаёт её характеру черты, свойственные ребёнку.

Ребёнок, каким бы ни был его отец, любит отца и преклоняется перед ним,

хотя порой и страшится его. Точно так молодая нация испытывает особое

чувство к царю, вождю, в конечном счете всецело доверяя ему свою судьбу.

Нация может злиться, выражать недоверие, даже высмеивать, но в решающий

момент она, как бы забыв обо всех своих обидах и недовольствах, уповает, на

"отца", ибо монархическое начало изначально присуще в той или иной степени

каждому русскому.

Другая черта характера русских — доверчивость и нетерпеливость.

Русских легко обмануть, увлечь их какой-либо сомнительной идеей. Увлекшись

же, русские хотят достичь всего быстро, в один-два шага. Нации трудно

откладывать исполнение желаний. При этом русские легко переступают границу

разумной меры. Их бесстрашие перед возможным риском и надежда на

традиционное "авось вывезет", или на чудо, удивляют рациональных

европейцев, имеющих гораздо больший исторический опыт.

Ещё одна черта — особое отношение к своей исторической миссии,

склонность к преувеличенному пониманию своей роли в судьбах человечества.

Пренебрегать нерешённостью насущных проблем, терпеть сиюминутные лишения и

неудобства, и, одновременно, мечтать о переустройстве мира, — национальная

черта русских. Она проявилась и в острой полемике между философами, по-

разному представлявшими себе перспективы дальнейшего развития русской

нации.

Славянофилы и западники

Одни из них, называвшие себя "славянофилами" ("филео" — любить),

считали, что Россия должна идти своим самобытным путём, не перенимая

веяния, идущие с Запада. Основой российской самобытности они полагали, во-

первых, православную религию, без которой нация утратит целостность; во-

вторых, монархическое правление, отвечающее духу патернализма; в-третьих,

крестьянскую общину, которую расценивали как наиболее подходящую русскому

характеру форму хозяйствования.

Иначе подходили к вопросу "западники". Они видели перспективу развития

России в усилении контактов с Западом, в постепенном переходе страны к

европейской системе ценностей: демократическая республика, научно-

технический прогресс, свобода вероисповедания или атеизма, развитие

индивидуального фермерства и т.п.

Мы погорячимся, если скажем, что эта дискуссия о стратегических путях

развития России уже ушла в прошлое. Она продолжается. И сегодняшние горячие

споры на эту тему в ветвях власти, да и среди думающей части населения,—

веское тому подтверждение.

Русские космисты

Второе направление, активно развиваемое русскими философами, —

исследование проблемы единства человека и космоса, значение которой стало

ясно, пожалуй, только к концу нашего столетия. В начале XX в. в европейской

философии существовали две противоположные точки зрения. Одна из них,

получившая название "космоцентризм", исходила из идеи, согласно которой

человечество, что бы оно о себе не мнило, — ничтожная сила, несравнимая по

масштабам с космическими силами. Образно говоря, человечество — не более

чем "плесень" на теле земного шара, влияние которой на космические процессы

стремится к нулю. Тем более, что оно в любую секунду просто может исчезнуть

по причине какой-либо, даже не очень значительной, космической катастрофы.

Другая точка зрения, получившая название "антропоцентризм", опиралась

на идею, что возникновение человечества не случайно, а как бы входит в

программу саморазвития космоса; что лишь на первых ступенях его возможности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.