заманчивыми и благородными целями оно не пыталось оправдаться. Это реально
лишь в том случае, если меньшинство не подавляется, не преследуется, не
загоняется в угол, а имеет правовые гарантии стоять на своих позициях,
легально распространять свои взгляды, завоёвывать общественное мнение. Но
уважение к меньшинству невозможно без уважения к индивиду, без признания
прав личности на равенство с институтами власти. Если общество таково, что
отдельный человек в его структуре ничтожен, то меньшинство бесправно. Если
меньшинство бесправно, то естественное развитие замирает, ибо генератором
новых идей всегда является именно меньшинство. Если развитие замирает, то
большинство превращается в силу, уничтожающую не только меньшинство, но и
самоё себя. Трагическим финалом такого "развития" может быть только гибель
нации.
Глава 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Русская философия начинает отсчёт своего существования примерно с X в.
н.э. История сохранила имя первого древнерусского философа — киевского
митрополита Илариона, главной идеей которого была мысль о включенности
русской земли в общемировой процесс "торжества божественного света"
(имелось в виду учение Христа, противопоставляемое "тьме язычества"). Сразу
же возникает вопрос о причинах такого явного отставания в формировании
философии у русских по сравнению с другими народами, тем более, что долгие
века русская философия, если судить строго, не была, собственно, "русской",
а была в основном заимствованной.
Немного истории
Дело заключается прежде всего в исторической молодости нашей нации.
Климатические условия на родине наших далёких предков изначально были столь
суровы, что заселение земель, названных уже в наше время "европейская часть
СССР", началось лишь тогда, когда у народов Среднего и Ближнего Востока уже
Давно была своя государственность, письменность и довольно высокая
культура. Достаточно сказать, что ко времени крещения Киевской Руси в 988
г. на этих обширнейших землях проживало немногим более трёх миллионов
человек.
Заселение этих территорий происходило за счёт миграционных потоков с
востока и с юга, В результате образовались кочевые племена, занимавшиеся в
основном скотоводством. В трудах древнегреческих историков их называли
"венеды", затем — "анты". "Славяне" — это уже самоназвание наших предков
(сначала было "словяне" — от "словные", то есть говорящие на своём
наречии).
В результате христианизации Руси активно началось культурное
приобщение славян к более цивилизованным соседям. В начале XI в. в Киеве
уже действовала первая "высшая школа", курируемая князем Ярославом Мудрым.
Десятки переводчиков, а это были самые образованные люди своего времени,
денно и нощно трудились, перелагая на старославянский лучшие в Европе книги
по всемирной истории, философии, географии, космогонии, богословию.
Одновременно вырабатывалась новая научная лексика, поскольку для многих
понятий просто не было в языке подходящих терминов.
Качество преподавания в Киевской школе высшего учения было настолько
высоким, что в неё не гнушались посылать своих отпрысков для прохождения
наук норвежские, шведские, датские и венгерские монархи. В школе изучалась
древнегреческая философия, знакомство с которой произошло благодаря связям
с Византией (поэтому начальный этап приобщения Руси к мировой философской
мысли получил название "византийский"). Трудно сказать, каких бы высот
достигло развитие образования на Руси, включая философское, если бы не
беда, обрушившаяся на нашу землю — нашествие монголо-татар, затормозившее
все сферы общественного прогресса чуть ли не на триста лет.
В XVII-XVIII вв. в первых российских университетах изучались в
основном, наряду с греческими, французские авторы, что объяснялось тесными
связями с Францией. При этом, с основанием в 1765 г. Московского
университета, философию в нашей стране начинают преподавать на русском
языке (прежде это делалось на латинском).
В XIX в. в центре внимания российских философов была интерпретация
текстов классических немецких философов, прежде всего — Канта. И лишь
начиная со второй половины XIX в., и в начале XX в. русская философия
становится, наконец, оригинальной и самостоятельной. Во весь голос заявили
о себе, привлекая внимание всей образованной Европы, такие мыслители, как
П.Л. Чаадаев и Н.Г. Чернышевский, Вл.С. Соловьев и Н.Ф. Федоров, Ф.М.
Достоевский и Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев и П.А. Флоренский, И.О. Лосский и
И.А. Ильин, В.И. Вернадский и К.Э. Циолковский.
Религиозная философия
В русской философии сложилось несколько направлений. Одно из них,
привлекшее наибольшее внимание мировой философской мысли, — религиозно-
философское. Была предпринята попытка, оказавшаяся в целом удачной,
гармонического соединения философии (преимущественно идеалистического
характера) и православной религии. Представителями этого направления
западная философия была оценена как слишком рационалистическая,
акцентирующая внимание в большей степени на познании природы, нежели на
исследование внутреннего мира человека.
В основу русской религиозной философии была положена идея приоритета
христианской нравственности перед всеми остальными принципами, а также идея
"всеединства", призывающая народы к отказу от конфронтации и недоверия друг
к другу. При этом русские мыслители ориентировали философию не на борьбу с
религией, и не на соперничество с естественными науками в познании мира, а
на триединый союз между всеми ними. Истинное знание, писал Вл. Соловьев,
возможно лишь в результате синтеза теологии, философии и опытных наук; в
основу же этого синтеза следует положить нравственное начало. Без него
любая область человеческого духа, предостерегает философ, превращается в
совокупность идей, опасных для человека. Любой идее, если она противоречит
нравственным установлениям Христа,
должно быть отказано в реализации.
Русский менталитет
Русские философы большое внимание уделили изучению национальных
особенностей русского характера, психологии русских. Отмечалась особая
склонность россиян к патернализму ("патер" — отец), имеющая свои корни в
молодости нации, что придаёт её характеру черты, свойственные ребёнку.
Ребёнок, каким бы ни был его отец, любит отца и преклоняется перед ним,
хотя порой и страшится его. Точно так молодая нация испытывает особое
чувство к царю, вождю, в конечном счете всецело доверяя ему свою судьбу.
Нация может злиться, выражать недоверие, даже высмеивать, но в решающий
момент она, как бы забыв обо всех своих обидах и недовольствах, уповает, на
"отца", ибо монархическое начало изначально присуще в той или иной степени
каждому русскому.
Другая черта характера русских — доверчивость и нетерпеливость.
Русских легко обмануть, увлечь их какой-либо сомнительной идеей. Увлекшись
же, русские хотят достичь всего быстро, в один-два шага. Нации трудно
откладывать исполнение желаний. При этом русские легко переступают границу
разумной меры. Их бесстрашие перед возможным риском и надежда на
традиционное "авось вывезет", или на чудо, удивляют рациональных
европейцев, имеющих гораздо больший исторический опыт.
Ещё одна черта — особое отношение к своей исторической миссии,
склонность к преувеличенному пониманию своей роли в судьбах человечества.
Пренебрегать нерешённостью насущных проблем, терпеть сиюминутные лишения и
неудобства, и, одновременно, мечтать о переустройстве мира, — национальная
черта русских. Она проявилась и в острой полемике между философами, по-
разному представлявшими себе перспективы дальнейшего развития русской
Славянофилы и западники
Одни из них, называвшие себя "славянофилами" ("филео" — любить),
считали, что Россия должна идти своим самобытным путём, не перенимая
веяния, идущие с Запада. Основой российской самобытности они полагали, во-
первых, православную религию, без которой нация утратит целостность; во-
вторых, монархическое правление, отвечающее духу патернализма; в-третьих,
крестьянскую общину, которую расценивали как наиболее подходящую русскому
характеру форму хозяйствования.
Иначе подходили к вопросу "западники". Они видели перспективу развития
России в усилении контактов с Западом, в постепенном переходе страны к
европейской системе ценностей: демократическая республика, научно-
технический прогресс, свобода вероисповедания или атеизма, развитие
индивидуального фермерства и т.п.
Мы погорячимся, если скажем, что эта дискуссия о стратегических путях
развития России уже ушла в прошлое. Она продолжается. И сегодняшние горячие
споры на эту тему в ветвях власти, да и среди думающей части населения,—
веское тому подтверждение.
Русские космисты
Второе направление, активно развиваемое русскими философами, —
исследование проблемы единства человека и космоса, значение которой стало
ясно, пожалуй, только к концу нашего столетия. В начале XX в. в европейской
философии существовали две противоположные точки зрения. Одна из них,
получившая название "космоцентризм", исходила из идеи, согласно которой
человечество, что бы оно о себе не мнило, — ничтожная сила, несравнимая по
масштабам с космическими силами. Образно говоря, человечество — не более
чем "плесень" на теле земного шара, влияние которой на космические процессы
стремится к нулю. Тем более, что оно в любую секунду просто может исчезнуть
по причине какой-либо, даже не очень значительной, космической катастрофы.
Другая точка зрения, получившая название "антропоцентризм", опиралась
на идею, что возникновение человечества не случайно, а как бы входит в
программу саморазвития космоса; что лишь на первых ступенях его возможности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39