Рефераты. Основы философских знаний






измерения. Поэтому девиз учёного — измерь то, что можно измерить, и найди

способ измерить то, что измерению пока не поддаётся.

Роль практики

Практика — это предметно-орудийная деятельность людей, суть которой в

реализации тех или иных замыслов и проектов, вытекающих из их материальных

или духовных потребностей. Формы практической деятельности разнообразны:

это и приборный эксперимент в лаборатории; это и производственная

деятельность в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.п.;

это и конкретное участие людей в общественно-политической, жизни (участие в

выборах, референдумах, забастовках и т.д.).

Практика выступает основой познания, его главной движущей силой и, в

конечном счёте, его целью. Кроме того, практика является критерием

(мерилом) истинности научного знания. И в этом смысле практика выше теории.

Однако это не абсолютный критерий. Практика не только проверяет и

подтверждает истинность теории, если последняя действительно даёт

объективное знание, но она же со временем показывает ограниченность,

приблизительность этой теории, то есть относительность выраженного в ней

знания. Следовательно, практика является побудителем к построению новой

теории, дающей более точное знание и имеющей более широкие границы

применимости. Единство теории и практики выражено в известном афоризме:

"Практика без теории слепа; теория без практики мертва".

Важным вопросом в гносеологии является следующий: как отличить

собственно научную деятельность от псевдонаучной. Или, иными словами, каким

критериям должна отвечать деятельность учёного, чтобы определенно можно

было сказать, что это деятельность в рамках науки, а не за её пределами, не

около неё. Сообщество учёных за всю многовековую историю науки выработало

несколько таких основных критериев, принципов.

Принцип причинности

Прежде всего это принцип причинности (детерминизма). Суть его в том,

что всякое явление или событие (событием называется любое изменение

ситуации или процесса) имеет причину (или причины), которую можно

обнаружить и выразить на языке научных понятий. Допущение беспричинных

явлений или событий означает, что учёный покидает почву науки, начинает

заниматься мистикой. Например, предположение, что электрон "обладает

свободой воли", то есть может двигаться совершенно непредсказуемо, как бы

"по своему желанию" выбирая траекторию, свидетельствует о том, что автор

такого предположения выходит за границы науки как таковой, переходит в

область лженауки.

В истории философии были попытки вообще отрицать объективность

причинно-следственных связей. Например, английский философ XVIII в. Давид

Юм считал их не более чем "привычкой" человека к определённой

последовательности событий, которая в любой момент может нарушиться, в

результате чего случится то, чего никто не ожидал. Действительно, такие

нарушения случаются сплошь и рядом, однако и они имеют объективные (или

субъективные, если в процесс вмешивается человек) причины, существование

которых Юм как раз и отрицал, настаивая на принципиальной непознаваемости

связи явлений друг с другом. Вы, иронизировал он над детерминистами,

уподобляетесь курице, которая привыкла, что хозяин каждое утро приходит к

ней с лукошком кукурузных зёрен; но однажды он пришёл с ножом... Однако это

замечание Юма хотя и остроумно, но ошибочно. Если одно событие предшествует

другому по времени, то это, конечно, ещё не значит, что первое — причина, а

второе — его следствие. День не причина ночи, и ночь не причина дня, но

сама их смена имеет объективную (не зависящую от привычек людей) причину —

вращение Земли вокруг своей оси.

Причинно-следственная связь событий — это больше чем просто привычка.

Привычка опирается на веру, тогда как вывод об объективности причин и

следствий вытекает из всей многовековой практики человечества. Вся история

производства и научной деятельности людей показывает, что если мы не знаем

почему произошло то или иное событие, то это лишь означает, что мы ещё мало

знаем и поэтому пока ещё не можем объяснить причину данного события, но,

возможно, сумеем сделать это позже. В основе научной деятельности как раз и

лежит установление объективных причинно-следственных связей между явлениями

и событиями.

Принцип воспроизводимости результатов

Ещё одним важным критерием научности является принцип

воспроизводимости результатов эксперимента. В науке существует довольно

жёсткая конкуренция. Соображения приоритетности (кто первым сделал то или

иное открытие) играют далеко не последнюю роль. Учёные с исключительным

интересом следят за достижениями друг друга, особенно в области точных

наук. Для этого используются научные публикации в периодических изданиях,

монографиях, участие в симпозиумах, конференциях и т.п. Обмен свежей

информацией о полученных результатах — это та важнейшая сторона

деятельности сообщества учёных, без которой невозможно представить себе

развитие современной науки. Новое знание! тут же используется, чтобы

двигаться дальше.

Поэтому как только кем-либо из учёных, или группой учёных, получен

интересный и важный результат, в родственных по направлению лабораториях

непременно постараются повторить его, руководствуясь описанием в

публикации. Эксперимент считается строгим и представляющим интерес только в

том случае, если при соблюдении тех же условий будет получен именно тот

результат, о котором заявил его автор. Будучи подтвержденным, этот

результат становится вкладом в науку, которым теперь можно пользоваться в

дальнейших исследованиях. В противном случае авторитет автора в научном

мире будет серьёзнейшим образом подорван, и к его дальнейшим публикациям

будут относиться с недоверием.

Принцип соответствия

Серьёзным критерием научности в области теоретической деятельности

является также принцип соответствия, суть которого в следующем: новая

теория должна включать в себя старую теорию (предшественницу) как свой

частный случай. Иначе говоря, если на смену одной теории, уже проверенной

на практике, приходит другая, более точная, учитывающая факторы, которыми

пренебрегала первая, то уравнения этой новой теории должны превращаться в

уравнения старой, как только мы введём соответствующие ей ограничения.

Например, зависимость массы тела от скорости его движения в теории

относительности А. Эйнштейна выглядит так:

[pic]

где m0 — масса покоя; V — скорость тела; с — скорость света в вакууме.

Если ввести ограничение, то есть допустить, что скорость тела слишком мала

по сравнению со скоростью света, то величиной [pic] можно пренебречь, и

подкоренное выражение даёт единицу. Следовательно, т = т0 , то есть мы

получаем вывод, что масса тела не зависит от его скорости. А это и есть

основополагающий принцип классической механики Ньютона, на смену которой

пришла теория относительности.

Если же при сравнении старой и новой теории принцип соответствия не

выполняется, то это служит основанием серьёзных сомнений в истинности новой

теории.

"Бритва Оккама"

Люди, занимающиеся научными исследованиями, придерживаются также

принципа, получившего название "бритва Оккама". У. Оккам — английский

философ XIV в., выразил его в следующей форме: "Не следует умножать

сущности без надобности". Иными словами, объясняя какое-либо явление, не

нужно торопиться вводить для этого принципиально новые понятия; сначала

нужно попытаться сделать это, используя уже известные понятия и принципы. И

только в том случае, когда это не даёт результата, необходимо разработать и

ввести новые понятия.

Данный принцип Оккама можно назвать ещё принципом рациональности: если

имеются несколько объяснений (гипотез) данного явления или события, то

начинать проверку этих гипотез следует с самой простой, не требующей

сложных теоретических построений. В случае неудачи нужно; двигаясь

последовательно, перейти к более сложному объяснению и т.д.

Таким образом, перечисленные выше четыре принципа (причинности,

воспроизводимости, соответствия и рациональности), вместе с критерием

практической проверки, являющимся основным, дают достаточно надёжную защиту

от проникновения в науку таких "исследований", которые не могут быть

отнесены к собственно научным исследованиям.

Кумулятивизм

В прошлом в науке господствовал взгляд, согласно которому развитие

научного знания происходит путём непрерывного и кропотливого накопления

учёными различных сведений о мире. Иными словами, дело представлялось

следующим образом. Как строители кладут кирпич к кирпичу, строя здание, или

пчёлы несут и несут в свои ульи нектар, заполняя им восковые ячейки, так и

учёные добывают новые знания и добавляют их к уже имеющимся, обеспечивая

этим кумулятивный (накапливающий) рост науки. Такой подход исходил из чисто

количественного понимания развития науки, не учитывающего качественные

скачки, то есть нарушения плавности и непрерывности.

На Самом деле в развитии науки время от времени происходят настоящие

научные революции, когда рушатся старые представления, создаются новые

методы исследования и выдвигаются гипотезы, не укладывающиеся в прежние

привычные схемы. При этом приходится перестраивать старые "этажи" здания

науки. В результате изменяется научная картина мира, изменяется сам стиль

мышления учёных и их представления о "правилах" научной деятельности.

Примерами таких научных революций являются гелиоцентрическая система

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.