Рефераты. Основы философских знаний






заболевают психически потому, что им удаётся так или иначе сублимировать

свою природную тягу к агрессии, выраженную в той или иной степени. Отсюда

следует важный вывод: если человек в силу тех или иных причин не нашел

способов сублимации своей агрессивной энергии, то его природная тяга к

разрушению может вылиться в варварские формы. Вот описание поведения

деревенского подростка; оказавшегося в подобной ситуации.

Воскресный день. Старшие отдыхают после обеда. А наш подросток,

запасшись коробком спичек, проделывает следующее. Сидя возле копны сена, он

поджигает пучок сена и смотрит, как огонь подбирается к копне. Не давая ему

разгореться, он гасит огонь. Затем снова поджигает, и даёт огню разгореться

сильнее, и снова гасит; Он прекрасно понимает возможные последствия, своего

''эксперимента": может сгореть всё — и дом, и пристройки. Но продолжает,

взмокнув от напряжения. Ещё и ещё раз. Гасить огонь становится всё труднее.

И прекращает лишь тогда, когда чувствует: ещё чуть-чуть и погасить огонь

уже не удастся. Рубашка прилипла к телу. Обессиленный, он опрокидывается на

спину и долго лежит, прислушиваясь к своим ощущениям. Несколько месяцев он

теперь будет жить спокойно.

Не следует думать, что подросток психически нездоров. Обычный

деревенский парнишка. Он вряд ли сможет внятно объяснить, что именно

толкнуло его на столь рискованные действия. Мы же с вами понимаем:

однообразие и пресность деревенской жизни, отсутствие острых ощущений,

возможностей для сублимации агрессивности, заставили его искать выход для

энергии разрушения, и он нашёл его. Способ мог быть другим, но вряд ли он

мог быть цивилизованным.

Что движет бытовым вандализмом подростков, когда они безмотивно

истязают слабого, мучают животных, срезают телефонные трубки, поджигают

кнопку в лифтах и т.п.? Говорят — недостатки воспитания. Конечно, но не это

главное. Зачастую это дети из вполне благополучных семей, с прекрасными

характеристиками из школы. Что же движет обыкновенным подростком, когда он,

затаившись, ждет ночного трамвая, чтобы швырнуть камень в его освещенные

окна? Он знает, чем это чревато; знает, что может быть пойман и наказан, и

всё-таки, Им движет то же самое удовольствие риска, опасности, разрушения,

остроты переживания, которое двигало деревенским парнишкой, испытывавшим

судьбу поджиганием сена.

Не имея достаточных способов для сублимации своей природной

агрессивности, подростки находят варварские, дикие формы. Это и вина, и

беда их. Значит, государство, общество, семья не предоставили им

достаточного спектра возможностей для трансформации агрессивной энергии в

культурные формы. Ими должны быть: широкая сеть спортивных залов,

стадионов, небольших и хорошо оборудованных спортивных площадок во дворах,

дискотек, клубов по интересам, всевозможных развдекательно-соревновательных

шоу и т.п., участвуя в которых молодые люди могли бы давать цивилизованный

выход своей агрессивности, в существовании которой они не виноваты.

В западных странах, где учение Фрейда в обязательном порядке входит в

школьные и университетские программы, его, идеи давно уже стали

составляющим звеном государственной политики в отношении молодёжи.

Например, ни один проект крупного жилого дома, не говоря уж о микрорайоне,

не будет утвержден муниципалитетом, если в нём не предусмотрены спортивные

залы и площадки, помещения для клубов и дискотек. Особое внимание этому

уделяется в студенческих кампусах (общежитиях). Именно поэтому, надо дут

мать, подростковый вандализм на Западе далеко не так масштабен, как у нас.

Разумеется, мы коснулись далеко не всех идей выдающегося психолога и

философа, каким является Зигмунд Фрейд. Автор надеется, что интерес к ним

побудит студентов к самообразованию в этой области.

Глава 11. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

Происхождение сознания и его сущность — одна из сложнейших философских

проблем. Достаточно сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии о

вторичности или первичности сознания по отношению к материальному миру. О

мыслительной деятельности человека известно уже довольно много

(нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и т.п.),

однако остаётся ещё немало загадочного и таинственного.

Например, человек в состоянии управлять многими функциями своего

организма: может некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи;

встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения

собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время

приостановить процесс мышления, который продолжается непрерывно и днём и

ночью, — всю жизнь. Попробуйте ни о чём не думать, и вы тут же поймаете

себя на том, что, по крайней мере, думаете о том, что ни о чём не думаете.

Близкие друг к другу понятия "мышление", "сознание" и интеллект"

иногда неоправданно отождествляют; считают, что это одно и то же. Это

допустимо в обыденной жизни, но в научном плане их следует различать.

Мышление

Мышление,— это способность к логическим операциям, то есть умений

выводить одно, из другого с помощью слов или образов. Эта способность

имеется у любого живого существа от рождения, если его нервная система

достигла определённого уровня развития и сложности. Каждый, кто наблюдал за

поведением животных, вспомнит не один случай, когда животное демонстрирует

логичное поведение, далеко не всегда генетически запрограммированное.

Животные способны обучаться новому и "изобретать" такие действия, которых

нет в генетическом коде.

Автор этих строк однажды чуть не опоздал на работу, наблюдая, как

ворона подкладывала грецкие орехи на трамвайные рельсы. Установлено,

например, что многим животным свойственна даже такая сложная логическая

операция, как счёт. Правда, счёт у них осуществляется не на абстрактном

уровне (словами или цифрами), а на образном. Птицы умеют "считать" до трёх,

муравьи — до двенадцати, собаки — до двадцати, дельфины — до шестидесяти.

Приведу описание классического эксперимента с муравьями, подтверждающего

это умение.

Недалеко от муравейника исследователи расположили доску, утыканную

колышками (см. рис. 7).

| | |

|[pic] |1 — муравейник; |

|Рис. 7 |2 — доска с колышками; |

| |3 — лакомство; |

| |4 — траектория муравья-разведчика. |

|Эксперимент на способность муравьев к счёту |

На одном из колышков, скажем, на пятом по счёту от муравейника,

поместили лакомство. Муравей-разведчик, наткнувшись на доску, начинает

обследовать колышки, поочерёдно взбираясь на них. Дойдя до пятого и

обнаружив пищу, он спускается и по доске устремляется в муравейник. Спустя

время из него выбегают муравьи-грузчики и уверенно-деловито направляются

сразу к пятому колышку, минуя первые четыре.

Не совсем ясно, как именно "разведчик" передал информацию о

местонахождении лакомства своим коллегам, но возникает предположение, что

здесь замешан счёт. Следует возражение, что "грузчики" бегут по обратным

следам "разведчика", или ориентируются на запах пищи, и счёт здесь ни при

чём. Чтобы проверить это, исследователи в то время, когда "разведчик"

скрывается в муравейнике, выдёргивают первый колышек. И что же? "Грузчики"

бегут к шестому колышку, который теперь стал пятым, и, естественно, не

находят пищи. Можно представить себе их разочарование.

Чтобы снять все сомнения, в очередном эксперименте в момент, когда

"разведчик" скрывается в муравейнике, вообще заменяют доску новой доской с

колышками, но уже без всякого лакомства. Таким образом, следы и запахи

теперь полностью отсутствуют. Однако "грузчики" по-прежнему бегут прямо к

пятому колышку.

Когда в эксперименте лакомство располагали на 7, 8, 9 и т.д. колышках,

вплоть до двенадцатого, "грузчики" действовали весьма уверенно; но стоило

только поместить пищу на тринадцатый колышек или дальше, они оказывались

неспособными найти её.

Сознание и интеллект

Сознание — это способность мышления анализировать само себя. Умением

думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. По крайней мере,

другие случаи науке не известны. И это умение рождает понятие "Я", то есть

осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных

человеческих, качеств.

Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребёнка при общении с

окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения сознание

не возникает. Случаи, когда младенцы волею обстоятельств надолго попадают в

стаю обезьян или волков и в силу этого навсегда утрачивают возможность

стать людьми в строгом смысле этого слова, лишний раз подтверждают

сказанное. Следовательно, сознание — не природный, не биологический, а

социальный, общественно-исторический продукт.

Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное

влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических

операций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое

осознаёт себя, становится способным к целенаправленному развитию и

совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека.

Можно сказать, что интеллект человека — это его мышление, облагороженное

сознанием. В таком случае интеллект содержит в себе две составляющие;

природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретённую через приобщение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.