Рефераты. Основы философских знаний






буржуазной лженауки, с помощью которой капиталисты обманывают рабочих.

Кроме того, считалось, что знание законов логики не помогает лучше мыслить,

подобно тому как знание физиологии пищеварения не помогает лучше

переваривать пищу. Действительно, законы традиционной логики не являются

достаточными для творческого мышления, но они есть его необходимое условие,

так как следование законам логики предостерегает от грубых ошибок, иными

словами, знание логики помигает мыслить не лучше, а безошибочнее.

Логические же ошибки встречаются сплошь и рядом, особенно на обыденном

уровне. Взять, например, знаменитую песню о Стеньке Разине, в которой

поётся: "Есть на Волге утёс, диким мохом порос он с вершины до самого

края". А через несколько строф слышим: "На вершине его не растет ничего,

только ветер свободный гуляет". Здесь явное нарушение закона исключенного

третьего. Однако люди десятки лет поют эту песню, не замечая логической

ошибки. Такие же нарушения встречаем в известнейшей песне "Подмосковные

вечера"; "Речка движется и не движется...; песня слышится и не слышится..."

и т. д.

Конечно, это безобидные случаи, для которых гораздо важнее поэтические

метафоры и их выразительность. Гораздо хуже и опаснее, когда не в ладах с

логикой оказывается специалист, в руках которого находится энергоёмкое

производство, или политик, решения которого влияют на жизнь миллионов

людей.

Законы логики, их четыре, не являются чем-то заумным и сложным; они

просты и понятны, так как обобщают многовековый и массовый человеческий

опыт.

Закон тождества

Суть этого закона в том, что всякий термин (термины —ключевые слова) в

процессе рассуждения должен иметь один и тот же смысл. Слова естественного

языка в большинстве случаев имеют несколько смыслов; если избран один

смысл, то нельзя в рассуждении "перескакивать" на другой смысл. В противном

случае совершается ошибка, получившая название "подмена термина".

Рассмотрим пример, который воспринимается как шутка, однако он точно

выражает суть нарушения закона тождества.

Студент "обращается к преподавателю:

— Скажите, можно ли наказывать человека за то, чего он не сделал?

— Нет, конечно; это будет не справедливо, — отвечает преподаватель.

— Тогда, — продолжает студент, — не наказывайте меня за то, что я не

сделал домашнее задание.

Нарушение заключается в том, что в первом случае студент использовал

термин "не сделал" в смысле "не совершил ничего предосудительного", а во

втором случае — в смысле "не выполнил заданного или обещанного".

В любой дискуссии, особенно научной, важно предварительно, уточнить

смысл основных терминов, которые предполагается использовать, и затем

строго придерживаться этого смысла. Иначе спор будет не о сути дела, а о

словах.

Закон непротиворечия

Формулировка этого закона: если есть два противоположных высказывания,

то они не могут быть одновременно истинными в одном и том же отношении.

Например, "Свет есть волновой процесс" и "Свет не есть волновой процесс".

Это противоположные высказывания, ибо второе отрицает то; что утверждается

в первом. Следовательно, истинным может быть только одно из них, в данном

случае — первое, так как свет в любых условиях сохраняет волновые свойства.

Если же во второе высказывание вкладывается смысл: "Свет есть

корпускулярный процесс", что тоже истинно, то нужно учитывать, что это уже

не противоположное, а дополняющее высказывание, объясняющее свет не в одном

и том же, а уже в другом отношении, Противоположным ему будет: "Свет не

есть корпускулярный процесс", что ложно, поскольку свет при любых условиях

сохраняет не только волновые, но и корпускулярные свойства, Многие

дискуссии просто не возникали бы, если бы оппоненты строго придерживались

законов логики.

Закон исключённого третьего

Если есть два противоположных высказывания, то они не могут быть

одновременно ложными; одно из них обязательно истинно, а другое —

обязательно, ложно; третьего не дано.

Например, в песне поётся: "Кораблям не спится в порту", а далее

слышим: "Им снятся моря...". Одно из двух — любо корабли "не спят", и тогда

они не могут ''видеть сны"; либо они "видят сны", следовательно, спят.

Третьего не дано.

Ещё пример. Высказывание: "Движущееся тело находится в данном месте и,

одновременно, не находится в нём", когда-то выдавалось за образец

диалектического мышления. В действительности оно явно нарушает закон

исключенного третьего и закон тождества, так как термин "находится"

используется здесь в разных смыслах: в первом случае в пространственном

отношении, а во втором — во временном (время пребывания движущегося тела

строго в границах данного места равно нулю).

Закон остаточного основания

Всякое высказывание должно быть обоснованным (доказанным), и

обоснование не должно быть избыточным. Пример из учебника логики. Некий

царь объезжал с проверкой свои крепости. Крепости должны были

приветствовать его залпом из всех орудий. Так и было. Но одна крепость

встретила его тишиной. Разгневанный царь обрушился на коменданта: "Почему

нет залпа!?". "Тому есть пять причин, — ответил дрожащий комендант — Во-

первых, в крепости нет пороха; во-вторых..." — "Довольно!", — прервал его

царь, который, очевидно, знал закон достаточного основания.

А вот отрывок из английской сказки, в которой нарочито нарушаются

сразу все четыре закона логики.

Вопрос: "Жива ли ещё та старушка, которую повесили в прошлую пятницу

за то, что она утопилась в собственной ванне? Она ещё жива?"

Ответ: "Ещё нет".

Попробуйте сообразить также, какой из законов логики нарушается в

плакате, висящем у входа в студенческую столовую: "Здесь можно заморить не

только червячка!"

Диалектика как метод

К общенаучным методам относится и диалектика. В Древней Греции

слово "диалектика" означало умение побеждать в споре, то есть умение

разрушать позицию оппонента и созидать собственную. В наше время это слово

обозначает учение о наиболее общих законах развития природы, общества и

познания. Философия прошла многовековый и трудный путь познания этих

законов, прежде чем они были четко сформулированы в философии Гегеля.

Ключевым понятием диалектики является "понятие "противоположности". Всякая

вещь, любой процесс содержат в себе такие свойства, которые находятся в

сложном отношении друг к другу: они не могут существовать друг без друга и,

одновременно, исключают друг друга. Положительные и отрицательные

электрические заряды, действие и противодействие, дифференцирование и

интегрирование, мужчины и женщины, добро и зло и т. п. — всё это примеры

противоположностей, ряд которых каждый может без труда продолжить.

Противоположности играют важнейшую роль в изменении и развитии любых вещей

и процессов.

Единство и борьба противоположностей

Суть этого закона в том, что единство и борьба противоположностей

является источником, причиной всякого изменения и развития.

Именно благодаря противоположностям в мире не найти ни одной вещи,

которая бы абсолютно не изменялась со временем. Процесс научного познания,

по своей сути, сводится к обнаружению и разрешению тех или иных

диалектических противоречий.

С точки зрения инженерного мышления полезно знать, что всякое

изобретение есть не что иное, как разрешение того или иного технического

противоречия. В большинстве случаев обнаружение и чёткая формулировка

такого противоречия означает половину успеха, если не больше.

Хрестоматийный пример — изобретение затвора у винтовки.

Первоначально оружие было шомпольным; через ствол шомполом набивали

порох, пыж, затем свинцовую пулю; для выстрела порох поджигался через

небольшое запальное отверстие. Противоречие заключалось в следующем. Чтобы

повысить скорострельность ружья, ствол надо было делать покороче, но чтобы

увеличить дальность и точность боя, ствол нужно было делать длиннее.

Требования, как видим, взаимоисключающие. И лишь когда оружейники осознали

и чётко сформулировали для себя это противоречие, возникла идея затвора,

позволяющая отделить функцию зарядки от функции выстрела у ствола.

Изобретательские приёмы, опирающиеся на закон единства и борьбы

противоположностей, получили названия "противопоставление" (поиск нового

образа как разрешение противоречия в старом) и "инверсия" (сделай

наоборот).

Переход количества в качество

Формулировка закона перехода количественных изменений в качественные и

обратно: всякое количественное изменение, выражающееся числом или степенью,

обязательно приводит к переходу вещи или процесса в новое качественное

состояние, то есть к появлению таких свойств, которых не было раньше; в

свою очередь, новое качество порождает новые количественные характеристики

вещи или процесса.

Например, охлаждение жидкости переводит её в твёрдое состояние;

появляются новые свойства и новые количественные характеристики —

кристаллическая решетка, твёрдость и т. п. Или рассмотрим струйку воды,

которой может играть рука ребёнка. Стоит только увеличить ее давление до

нескольких атмосфер, как перед нами уже мощная струя, бьющая из бранспойта

пожарника, ещё повысим давление — получим гидромонитор, разрушающий

угольный пласт и превращающий его в пульпу. Наконец, увеличим давление до

нескольких десятков атмосфер, и тонкая струя воды обретает способность

резать гранитный камень, как нож режет масло.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.