Рефераты. Основы философских знаний






индивида к цивилизационной культуре.

Существует и более строгое определение интеллекта: это понятие,

выражающее способность человека быстро принимать правильные решения в

условиях дефицита или избытка информации. В нём выделяются три ключевых

аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к цели; умение

действовать (анализировать) в некомфортных ситуациях, когда избыток

информации или её недостаток одинаково затрудняют поиск верного решения или

его вариантов. Чем быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше

ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой при этом оказывается

дефицит или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека.

Сознание и язык

Сознание неразрывно связано с речью — второй сигнальной системой

(первой являются ощущения). Понятие "язык" шире понятия "речь". Язык — это

любой способ передачи информации, тогда как речь — передача информации с

помощью слов. Есть язык звуков, жестов, мимики, рисунков и т.п.; и есть

язык слов — речь — высшая форма языка.

Язык животных выполняет лишь сигнальную функцию, он не способен

обозначать вещи и явления. Например, вожак гусиной стаи, заводя лисицу или

ястреба, тут же подаёт сигнал опасности, но именно сигнал, а не знак; его

крик одинаков при любой угрозе, он не обозначает характера опасности:

грозит она с земли или с воздуха, и что именно угрожает. Стая гусей в этот

момент прерывает своё занятие и поступает так, как поступает вожак —

взлетает, если поднимается в воздух он, или устремляется в кустарник, если

туда прячется вожак.

Речь, как язык сознания, как материальная оболочка мысли, не только

сигнализирует, но и обозначает, то есть выполняет знаковую функцию. Кроме

того, слово, выполняет функцию обобщения, без чего невозможно абстрактное

мышление. У животных, даже высших, эта функция практически не развита. Вот

описание хрестоматийного опыта. Шимпанзе была обучена заливать огонь водой

из банки, чтобы достать банан из ящика (огонь мешал это сделать). Когда

ящик с бананом и огонь расположили на плоту, а банку с водой оставили на

берегу, то шимпанзе побежала по мосткам за банкой с водой, хотя вокруг было

полно воды и имелась пустая банка.

Что мешает обезьяне зачерпнуть воды из озера? Низкий уровень

обобщения: для шимпанзе вода в банке и вода в озере — не одно и то же. У

неё нет понятия "вода вообще". Известно, что у отсталых народов севера

снег, лежащий на земле, имеет одно название; снег на дереве — другое;

падающий снег — третье, и т.д. Их сознание ещё не столь развито, чтобы

подняться до обобщающего понятия "снег вообще". Именно поэтому отсталые

народы не имеют философских систем, так как для их создания необходим

высокий уровень абстрактного мышления и соответствующей ему лексики.

Парадокс Лейбница

Во второй половине XIX в. в европейском научном мире происходили

довольно азартные дискуссии о природе мышления, отголоски которых звучат и

по сей день. В них участвовали не только философы, но и естествоиспытатели,

преимущественно — физиологи. Спор шёл вокруг вопроса: материальна мысль как

таковая, или нематериальна (идеальна)?

Одни учёные считали, что мысль — это особого рода вещество, выделяемое

мозгом во время его работы (в наше время высказываются предположения, что

материальность мысли имеет не вещественную, а полевую основу). Другие же

возражали, полагая, что хотя мысль и связана с материальными процессами в

мозге (физическими, химическими), но не более того; сама же мысль идеальна,

то есть не обладает ни одним из свойств, присущих веществу или физическому

полю.

Справедливости ради нужно сказать, что начало этой дискуссии положил

ещё раньше немецкий философ и математик Лейбниц. Он сформулировал парадокс,

суть которого, если говорить современным языком, можно выразить следующим

образом.

Представим себе, что человеческий мозг увеличился до размеров крупного

промышленного предприятия. И мы можем, проходя по его "цехам", наблюдать

работу оборудования и весь ход производства. При этом, однако, мы не смогли

бы понять из наших наблюдений, какого рода продукция производится на этом

заводе. Гудят станки, движутся конвейеры, мелькают детали и узлы, но

неясно, каков же конечный продукт. Будучи заинтригованными, мы просим

показать нам склад готовой продукции, на что получаем потрясающий ответ,

что такового на заводе вообще нет. Таким образом, парадокс заключается в

том, что мозг похож на завод, где всё крутится и вертится, однако

продукцией этого удивительного завода является не нечто осязаемое, а...

само это кручение и верчение.

Сторонники материальности мысли приводили в качестве аргумента

эксперимент (такие опыты физиологи демонстрировали студентам на своих

университетских лекциях). Студента укладывали на горизонтальную доску,

имеющую посередине ось вращения, и уравновешивали. Затем ему задавали

вопрос: "Сколько будет 14x17?". Он начинал думать, и равновесие нарушалось

в сторону головы. "Вот видите, — восклицал профессор, — мозг начал выделять

мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь, и голова стала тяжелее!".

На это сторонники идеальности мысли возражали, что при усиленном

размышлении увеличивается приток крови к головному мозгу, и опыт, таким

образом, ничего не доказывает.

Можно сделать вывод, что спор, по сути, свелся к вопросу: мысль — это

ПРОДУКТ мозга, или ФУНКЦИЯ мозга? Если верно первое, то мысль материальна;

если верно второе, то мысль идеальна. Дискуссия не окончена, хотя, нужно

заметить, большинство учёных склоняются к тому, что мысль — функция мозга;

и эта функция — анализ информации. Мозг не рождает информацию, а

перерабатывает её, переводя в новое качество. Информация же не обладает

свойствами материального объекта, то есть идеальна.

Сознание как отражение

Как и всё в мире сознание есть результат развития. Любой материальный

объект обладает свойством, которое можно рассматривать как предпосылку

сознания. Это свойство — отражение (отображение). Слово "отражение" в

привычном смысле означает отбрасывание, отскакивание чего-то от какой-либо

преграды, подобно тому, как лучи света отражаются от зеркальной

поверхности. В философии этот термин наполняется иным содержанием.

Когда вещи взаимодействуют друг с другом, то в них непременно

происходят какие-то изменения. При этом на какое-то время — короткое или

значительное — остаются следы воздействия, по которым довольно часто можно

догадаться, восстанавливая картину, что именно воздействовало и как.

Учёный, изучающий в лаборатории различные воздействия на предмет

исследования; охотник, идущий по следу таёжного зверя; дактилоскопист,

снимающий отпечатки пальцев на месте преступления и т.п. — все они так или

иначе заняты как раз восстановлением картины случившихся событий по их

следам. Стало быть, отражение — это реакция материальной системы на

воздействие, которая сопровождается запечатлением и сохранением следов

этого воздействия. Как универсальное (всеобщее) свойство материи отражение

сопровождает любое взаимодействие независимо от его природы. Если

рассматривать эволюцию материальных систем, то можно выделить простейшие

формы отражения (механические, электрические, химические и т.п.) и более

сложные, связанные с появлением живых существ. У одноклеточных это

раздражимость. У многоклеточных появляется избирательная реакция на

воздействия, возникают органы чувств и, как следствие, появляются ощущения.

На основе ощущений развивается психика. На базе психики формируется

способность к мышлению. Наконец, на фундаменте мышления появляется

сознание.

Таким образом, сознание является высшей ступенью развития такого

всеобщего свойства материй, как свойство отображать. Этот вывод позволяет

сделать предположение, что сознание в самом общем плане является

результатом эволюции живой материй, поднявшейся в своём развитии до

состояния общественной жизни, то есть человеческого общества. Однако наука

пока не может похвастать, что в вопросе о происхождении сознания имеется

полная ясность. Напротив, неясного гораздо больше.

Эволюционно-трудовая гипотеза

Объяснять происхождение сознания через случайность — занятие не очень

серьёзное. Вероятность такого события ничтожно мала; она намного меньше,

чем, скажем, вероятность того, что внезапный вихрь, налетевший на городскую

свалку, случайно "соберет" из хлама и мусора "Мерседес-600".

Одной из наиболее распространённых гипотез возникновения сознания

является эволюционно-трудовая гипотеза, соавторами которой считаются Ч.

Дарвин и Ф. Энгельс. Согласно ей многие тысячелетия назад один из подвидов

человекообразных обезьян через посредство трудовой деятельности и

членораздельной речи эволюционировал в сторону человеческого общества.

Предполагается, что этот процесс был длительным и постепенным.

Биологическими предпосылками к сознанию явились: крупный мозг, стадный

образ жизни обезьян, особенности анатомии передних конечностей, позволяющие

брать предметы. Это способствовало прямохождению и изготовлению простейших

орудий труда (как известно, ни одно животное не в состоянии изготовить

орудие труда).

Переход от мышления к сознанию, совершившийся когда-то на этой основе,

привёл к появлению у древних людей таких качеств, как умение общаться друг

с другом посредством слов и способность планировать свои действия

(животные, образно говоря, живут "сиюминутно"); Наглядную схему эволюционно-

трудового процесса можно увидеть любом школьном кабинете биологии, где в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.