Рефераты. Основы философских знаний






Билет 8

1. Корни "греческого чуда" (стр. 20/13). Афины и Спарта (стр. 21/13).

Дискуссия о делимости отрезка /апории Зенона/ (стр. 22/14). Атомизм

Демокрита (стр. 23/14).

2. Почему Ницше опасался системных философов и сам предпочитал писать

афористически? (стр. 67/42)

Билет 9

1. Греческие философы о душе. Теория идеального государства по Платону,

её анализ (стр. 25-26/16).

2. Гегель пишет: "Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

Истина есть процесс, а не готовый результат". Как вы это понимаете?

(стр. 91/57)

Билет 10

1. Сократ, его диалоги, их цель. Ирония и майевтика. Обстоятельства

смерти философа. (стр. 24-25/15)

2. Почему на картинах средневековых художников, изображающих мадонн с

младенцами, у младенцев, как правило, взрослое выражение лица?

Незнание какого закона диалектики объясняет это? (стр. 99,102/62,64)

Билет 11

1. Социальные процессы в Европе в XYII веке. Теория Мальтуса. Современные

демографические и геополитические проблемы (стр. 37-38/23).

2. Два человека, один из которых встал из постели, а другой вошёл с

мороза, опустили руки в один и тот же сосуд с водой. Один назвал её

холодной, а другой - тёплой. Чьё суждение является фактом? Почему?

Билет 12

1. Субъективная философия Дж. Беркли, её замысел и главный принцип.

Заслуга Беркли в анализе ощущений. Как обосновать несостоятельность

главного принципа Беркли? (стр. 39-40/24,25)

2. Декарт писал: "Наука подобна дереву. Корни его - философия, ствол -

Физика, ветви - все остальные науки. Плоды собирают не с корней, а

с ветвей, поэтому многие люди...". Продолжите мысль философа.

Аргументируйте. (стр. 130/81)

Билет 13

1. Принципы научного исследования по Декарту (стр. 35/22). Идолы ума по

Ф.Бэкону. (стр. 35-36/22)

2. Гераклит утверждал, что "в одну и ту же реку невозможно войти дважды".

Какие смыслы в философском плане содержатся в этом афоризме? (стр.

24/15)

Билет 14

1. Антиномии разума по Канту (стр. 42/27). Агностицизм Канта (стр.

43/27). Роль практики в научном познании (стр. 43/27).

2. Когда Будду спрашивали, конечен мир или бесконечен, имеет ли он начало

во времени или не имеет, — он называл такие вопросы "пустыми" и не

желал их обсуждать. Почему? (стр. 18/11)

Билет 15

1. Абсолютная идея и ступени её самопознания по Гегелю (стр. 45-46/28).

Система и метод Гегеля (стр. 46-47/28,29). Основные законы диалектики

(стр. 101-103/63-64).

2. Сократ говорил: "Я знаю, что я ничего не знаю. Но многие и этого не

знают". Какие философские смыслы содержатся в этом высказывании? (стр.

24-25/15)

Билет 16

1. Этапы развития русской философии, её основные направления (стр. 51-

52/32). Менталитет русских (стр. 53/33). Западники и славянофилы (стр.

53/33). "Философский пароход" (стр. 56/34).

2. "Если бы Агата Кристи была лишена писать детективы, она скорее всего

стала бы грабить банки". Какие идеи стоят за этой фразой З.Фрейда?

(стр. 77/48)

Билет 17

1. Ницше, его судьба (стр. 66/42). Самоопределения философа. Обвинения в

фашизме (стр. 67/42). Отношение Ницше к государству, религии и морали.

(стр. 68/43)

2. Демокрит считал, что "ничего случайного в мире нет, люди придумали

идол случая, чтобы прикрывать им собственное незнание причин".

Объясните уязвимость такой точки зрения. Что такое случайность?

Билет 18

1. Учение Ницше о "сверхчеловеке" (стр. 68/43). Воля к власти (стр.

69/43). Ступени развития духа (стр. 70/44). "Падающего - толкни" (стр.

70/44). Три варианта отношения к жизни и вариант Нише (стр. 71/44).

2. Фалеса однажды упрекнули, что он стал философом потому, что ни на что

другое не способен. Как философ доказал, что легко мог бы стать

богатым, умея, как учёный, предсказывать годы, урожайные на оливки?

Билет 19

1. Фрейд и большевизм (стр. 72/46). Последствия замалчивания.

Бессознательное и основные формы его проявления (стр. 73/46).

Вытеснение (стр. 79/47). Эдипов комплекс (стр. 75/47).

2. Категорический императив Канта (стр. 44/27). Сформулируйте его и дайте

интерпретацию

Билет 20

1. Фрейд о структуре личности /"Я", "Оно", "Оверх-Я"/, их основные

принципы (стр. 76/48). Три варианта борьбы "заключённого" и

"стражника" (стр. 77/48). Сублимация (стр. 77/48).

2. "Любая революция приводит к ещё более деспотической власти, чем была

до нее". Как понимать эти слова Ницше? Аргументируйте?

Билет 21

1. Философия существования. Основной вопрос и трагизм бытия человека.

Трансцендирование. Пограничная ситуация и переоценка ценностей.

2. Макиавелли утверждал: "Там, где начинается политика, там кончается

совесть". Аргументируйте вашу позицию. Начните с определения – что

такое политика?

Билет 22

1. Машинальные и лабиринтные люди. Одиночество и суицид. Смысл жизни и

смысл смерти. "Смерть стоит того, чтобы жить" - как это понимать?

2. Аристотель утверждал, что "целая вещь всегда больше, чем механическая

сумма его частей". Каков смысл этого высказывания?

Билет 23

1. Мышление, сознание, интеллект. Эволюционно-трудовая гипотеза сознания,

её сильные и слабые стороны.

2. Человек как Сизиф. Когда Сизиф более несчастен - когда вкатывает

камень, или когда спускается за ним? Аргументируйте.

Билет 24

1. Каковы сущностные признаки любого фашизма? Каковы их конкретные

проявления у немецкого фашизма, у русского фашизма?

2. В чём заключаются различия /их три/ между индуистской и христианской

кармой?

Билет 25

1. Теоцентризм средневековой философии. Доказательства Фомы Аквинского о

существовании Бога, их анализ.

2. Остаётся ли роза красной в абсолютной темноте? Какой цвет у розы,

когда на неё никто не смотрит? Аргументируйте. В чём здесь связь с

философией Беркли ?

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ. 2

Глава 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ 3

Возникновение философии (3). Мифологи (3). Религия (3). Как возникла

необходимость в философии (4). Бытие (4). Предмет философии (4). Всеобщее

(5). О недоверии к философии (5). Последствия политизацией философии (5).

Опасность технократизма (5). Обученность и образованность (6). Динамика

образованности (6). Что даёт изучение философии (7).

Глава 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 8

Древнеиндийское общество (8).Касты (8). Учение о Космосе (8). Реинкарнация

(8). Закон кармы (9). Виды кармы (9). Христианская традиция (10). Будда.

его судьба и учение (10). Основные идеи Будды (10). Философские основания

идей Будды (11). Философия Древнего Китая (11). Идеи Конфуция (11).

Система кэцзюй (12).

Глава 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА 13

Корни греческого чуда (13). Афины и Спарта (13). Поиски первоосновы бытия

(13). Апории Зенона (14). Атомизм Демокрита (14). Идеи Гераклита (15).

Диалоги Сократа (15). Смерть Сократа (15). Греки о душе (16). Идеальное

государство Платона (16). Логика Аристотеля (16). Римская философия (17).

Глава 4. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 18

Европа и христианство (18). Схоластика (18). Номинализм и реализм (18).

Теоцентризм средневековой философии (18). Разум и откровение (19).

Доказательства Фомы Аквинского (19). Критика доказательств (19). Философия

Возрождения (20).

Глава 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ВЕКА ПРОСВЕЩЕНИЯ 21

Развитие гносеологии (21). Философия и математика (21). Врождённые идеи

(21). Сенсуализм и рационализм (22). Принципы Декарта (22). Идолы ума по

Бэкону (22). Техническая революция (23).

Теория Мальтуса (23). Субъективизм Джорджа Беркли (24). Цвет розы в

темноте (24). Комбинации ощущений (24). Прав ли Беркли? (25).

Глава 6. НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII-XIX ВЕКОВ 26

Трансцендентальная философия Канта (26). Синтетические-априорные суждения

(26). Рассудок и разум (26). Антиномии разума (27). Агностицизм Канта

(27). Роль практики (27). Категорический императив (27). Философия Гегеля

(28). Абсолютная идея (28). Система Гегеля (28). Метод Гегеля (29). Европа

в XIX веке (29). Социология Маркса (30). Европа развивается не по Марксу

(30). Основные ошибки и уроки (31).

Глава 7. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 32

Немного истории (32). Религиозная философия (32). Русский менталитет (33).

Славянофилы и западники (33). Русские космисты (33). Биосфера и ноосфера

(34). Философия жизни (34). Драматический финал (34). Философский пароход

(34).

Глава 8. ФИЛОСОФИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ) 36

Человек и философия (36). Иррациональное в человеке (36). Основной вопрос

(36). Трансцендирование (37). Машинальные люди (37). Лабиринтные люди

(37). Человек как Сизиф (38). Пограничная ситуация (38). Смысл смерти

(39). Суицид (39). Свобода (39). Восприятие времени (40). Модели времени

(40).

Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ 42

Судьба философа (42). Справедливы ли обвинения в фашизме (42). Ницше и

читатель (42). Государство, религия, мораль (43). Сверхчеловек (43). Воля

к власти (43). Вечное круговращение (44). "Толкни слабого" (44). Вариант

Ницше (44).

Глава 10. ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ В УЧЕНИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА 46

Фрейд и СССР (46). Понятие бессознательного (46). Природа сновидений (47).

Вытеснение (47). Эдипов комплекс (47). "Сверх-Я" и "Оно" (48). Три

варианта (48). Сублимация (48). Энергия агрессивности (49).

Глава 11. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛоСОФИИ 50

Мышление (50). Сознание и интеллект (51). Сознание и язык (51). Парадокс

Лейбница (51). Сознание как отражение (52). Эволюционно-трудовая гипотеза

(52). Сильные стороны (53). Слабые стороны (53). Другие гипотезы (54).

Глава 12. ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 55

Движущие силы науки (55). Средства науки (55). Роль практики (55). Принцип

причинности (56). Принцип воспроизводимости результатов (56). Принцип

соответствия (56). "Бритва Оккама" (57). Кумулятивизм (57). Парадигма

(58). Понятие истины (58). Абсолютное и относительное в истине (58).

Верификация (59). Фальсифицируемость (59).

Глава 13. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 60

Понятие мётода (60). Обыденные методы (60). Эмпирические методы (60).

Теоретические методы (61). Законы логики (61). Закон тождества (62). Закон

непротиворечия (62). Закон исключённого третьего (62). Закон остаточного

основания (62). Диалектика как метод (63). Единство и борьба

противоположностей (63). Переход количества в качество (63). Отрицание

отрицания (63). Ложные методы (64). Софистика (64). Эклектика (64).

Глава 14. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ 66

Понятие техники (66). Философские проблемы (66). Инженерная философия

техники (67). Гуманитарная философия техники (68). Проблема отчуждения

(69). Информационная цивилизация (69).

Глава 15. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 71

Концепция внешних факторов (71). Концепция внутренних факторов (71).

Христианская традиция (72). Механизм различия (73). Эксперимент с

животными (73). Эксперимент с людьми (74). Опыт Форда (75). Опыт Англии

(75). Некоторые выводы (76).

Глава 16. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО 77

Сущность государства (77). Понятие социального контроля (77). Контроль как

условие развития (78). Гражданин и власть (78). Двунаправленность контроля

(79). Контроль и насилие (79). Две концепции законов (80).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ 82

ОГЛАВЛЕНИЕ. 85

-----------------------

[1] Это раздвоение несуществующего кажется фантастикой. Но вспомним

математику: 0 = +5-5. Физики активно разрабатывают идею рождения материи и

антиматерии из физического вакуума. Не случайно понятия "ноль" и "вакуум"

считаются наиболее сложными в науке.

[2] Бернштейн Э. Проблемы социализма; Бебель о Бернштейне. Речь А. Бебеля

на Гонноверском партайтаге 10 октября 1889 г. //Журнал "Жизнь". Орган

русских социал-демократов.— Лондон, 1902, № 1.

[3] Ницше Ф. Соч. в двух томах. Т. 1, М., 1990, с.41-45

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.