Рефераты. Основы философских знаний






вопрос: передаются ли качества души человека, включая агрессивность, по

наследству. В первой половине XIX в. Великобритания попыталась решить раз и

навсегда задачу очищения общества от криминальных личностей. Было решено,

хотя и не без острых дискуссий, сослать всевозможных уголовников,

насильников, рецидивистов, алкоголиков и т.п. в Австралию на вечное

поселение. Это была широкомасштабная, многолетняя и довольно дорогая

операция. Криминальные элементы из тюрем самой Англии и её колоний тысячами

вывозились десятками кораблей на край света без надежды когда-либо

вернуться на родину. Уголовники под присмотром администрации и надёжной

охраны сами строили поселения для себя, закладывали основы будущих

производств, занимались сельским хозяйством, создавали семьи и обзаводились

детьми.

Если бы качества этих "отбросов общества" передавались по наследству,

как полагал в свое время итальянский психиатр и криминалист Чезаре

Ломброзо, то можно вообразить, каким жутким стало бы спустя десятилетия

австралийское общество. Однако фактом является то, что оно теперь ничем не

хуже остальных сообществ, хотя предки большинства нынешних граждан

Австралии были насильниками и убийцами. Следовательно, склонность к

агрессии и жестокости не передаётся по наследству. А что же Англия? Её

надежды стать "стерильной" по большому счёту не оправдались; в конце

концов, она имеет такой же слой антисоциальных личностей, как и другие

страны.

Некоторые выводы

Итак, если доверять логике и фактам, то следует прийти к заключению,

что христианское объяснение, существования трёх групп людей, отличающихся

качествами души, имеет под собой основания. Механизм может быть оспорен, но

интуитивная догадка древних авторов удивительным образом подтверждается.

Внешние социальные условия и обстоятельства жизни, которые авторы цервой

концепции объявляют главным фактором, объясняющим поведение людей, на самом

деле не являются определяющими. Эти внешние факторы могут либо усиливать,

либо ослаблять, смягчать природные качества людей, но они не в состоянии

изменить их принципиально. Внешние факторы способны порождать те или иные

социальные явления, но они не могут объяснить, почему конкретными

субъектами этих явлений становятся именно эти, а не другие люди. Почему

именно этот человек становится террористом, а не другой; почему именно этот

человек становится серийным убийцей или киллером, а не его сосед; почему

именно этот насилует детей или женщин, а не другой, — на эти и подобные им

вопросы можно ответить только путём анализа их внутренних, врождённых

свойств, а не внешних условий и обстоятельств.

Необходимо свыкнуться с мыслью, что в любом обществе, на любой ступени

его развития, как бы далеко вперёд мы не заглядывали, всегда будет слой

людей от рождения жестоких и агрессивных, нацеленных на насилие и обман.

Этот слой, в зависимости от социальных процессов и исторических

обстоятельств, может становиться шире или уже, но он был, есть и будет

всегда. Вывод кажется слишком пессимистичным, удручающим. Однако горькая

истина предпочтительнее расслабляющей иллюзии.

Стало быть, обществу нужно научиться жить с этим слоем. Что значит

"научиться жить"? Это значит научиться распознавать таких людей, начиная с

детского возраста; предоставлять каждому, особенно в молодости, самый

широкий спектр возможностей для сублимации агрессивной энергии, как это

советует Фрейд; минимизировать неизбежное зло, исходящее от этого слоя

людей, всеми средствами, какие есть у государства.

Глава 16. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

Совместная деятельность людей порождает сложную систему их

взаимоотношений друг с другом, опосредованную институтами власти. Эти

отношения уместно разделить на две группы. К первой относятся те, которые

дестабилизируют состояние общества, имеют деструктивный характер. Ко второй

принадлежат такие отношения, которые, напротив, способствуют самосохранению

социальных структур, обеспечивают их стабильность и преемственность.

Развитие общества как раз и происходит благодаря единству этих

разнонаправленных векторов: отношения первого рода обеспечивают динамику

общественной жизни, тогда как отношения второго рода гарантируют её

относительную статику. Война и мир, любовь и ненависть, правые и левые,

радикалы и консерваторы, отцы и дети — вот лишь кое-что из длинного списка

таких отношений, который каждый без труда сможет продолжить. Важнейшим

регулятором этих отношений является государство.

Сущность государства

Государство — это аппарат управления делами общества. Этот аппарат

включает в себя следующие органы управления: правительство, законодательные

органы, органы регионального (местного) управления, судебные и

правоохранительные органы, прокуратуру, налоговые органы, армию.

Государство выполняет внешние функции (забота о целостности территории,

безопасность страны, контакты с внешним миром) и внутренние

(законодательная деятельность, контроль за соблюдением законов, создание

условий для развития экономики, забота о здоровье и образовании граждан,

сбор налогов). Однако никакой аппарат не способен функционировать сам по

себе, без людей. Люди, реализующие функции государства — это

государственные чиновники всех уровней, начиная с премьер-министра и кончая

рядовым клерком. Стало быть, государство правильнее было бы определить не

просто как аппарат управления, а как аппарат управления вместе (в единстве)

с людьми, которые конкретно осуществляют властные функции, властные

полномочия.

В древние времена, когда люди жили небольшими замкнутыми сообществами,

в государстве не было необходимости. Каждый знал каждого, и любые вопросы

решались сообща. Но по мере укрупнения сообществ и развития связей между

ними возникла необходимость в разделении труда: небольшая часть наиболее

уважаемых членов общества получила от остальных особые полномочия,

связанные с безопасностью, контролем и управлением. По мере эволюции

общества развивалось и государство, обрастая новыми структурными элементами

и функциями. Теорию возникновения государства как "общественного договора"

впервые разработал английский философ XVII в. Т. Гоббс.

Разумеется, в обществе с антагонистическими классами государство не

могло не защищать прежде всего интересы экономически господствующего

класса. Поэтому определение сущности государства как аппарата подавления

одним классом других, сложившееся в марксизме, верно для большого

исторического периода, связанного с классовой борьбой. Однако идея

государства "диктатуры пролетариата" оказалась в конечном счёте величайшей

фикцией, а вывод об "отмирании" государства не выдержал проверки временем.

Многовековая классовая борьба привела не к отказу от государства, а к

трансформации его в институт согласования интересов различных слоев

общества. То есть к ситуации, когда демократическое государство в равной

степени учитывает и защищает интересы каждого гражданина, независимо от его

социального положения и степени богатства. Если же государство начинает

служить интересам какого-либо "избранного" слоя, то демократические

механизмы вынуждают правительство к отставке. Современные государства,

таким образом, за редкими исключениями утратили классовую природу, реализуя

функцию классового сотрудничества, а не борьбы.

Однако самая большая опасность, которая исходит от государства, даже

самого демократичного, это его постоянное стремление превратиться из

средства оптимизации общественной жизни в её цель. Люди, голосуя на

выборах, отдают часть своих свобод государству, относясь к нему как к

нанимаемому обществом аппарату. Но государство в лице своих чиновников

стремится отнять у граждан и остальные свободы, представляя себя в качестве

высшей ценности. Иначе говоря, лозунг "государство для человека" оно тайно

или явно хочет перевернуть в духе Конфуция и Платона — "человек для

государства". Именно эта черта государства воспринималась со стороны Ницше

как "отвратительная", в силу чего он называл его "тюремщиком человека".

Государство, которое веками было отчуждённым по отношению к личности, в

наше время перестаёт быть таким, но рецидивы отчуждения всё время

заставляет общество быть начеку, не терять бдительности, В связи с этим

обратимся к понятию социального контроля.

Понятие социального контроля

Понятие "социальный контроль" определяется как совокупность процессов

в социальной системе, посредством которых обеспечивается следование

определённым образцам деятельности, а также соблюдение ограничений в

поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании

системы. Иными словами, социальный контроль — это система регламентации,

определяющая поведение индивида или социальной группы, при условии

выполнения которой общество сохраняется как целостность. Выход же индивида

или группы за пределы установленной регламентации автоматически означают

попадание их в "пространство наказания". Таким образом, понятие социального

контроля укладывается, если говорить максимально просто, в старую как мир и

вечно актуальную дилемму "можно-нельзя".

Принято различать два основных вида социального контроля — формальный

и неформальный. Формальный контроль осуществляется специально выделенными

для этой цели официальными "субъектами власти: юридический, идеологический,

профессиональный контроль. Неформальный контроль воплощается в неписанных

системах оценок и реакций, связанных с общественным мнением, традициями,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.