плохая рама не зачеркнёт его гениальности; но если живопись убога, то
никакая шикарная рама не сможет превратить его в истинное произведение
искусства.
Очевидно, что вторая концепция приводит к мысли, что наличие в любом
обществе слоя антисоциальных личностей не только закономерно, но и
неуничтожимо. Иными словами, этот слой, увеличиваясь или уменьшаясь в
зависимости от исторических условий, будет всегда. И обществу нужно
примириться с его существованием, сконцентрировав свои усилия не на его
ликвидацию, что невозможно, а на минимизацию того неизбежного зла, которое
он несёт. Первая же концепция предполагает, что с уничтожением социальных
условий и причин этот слой людей исчезнет сам собой, ибо потеряет
питательную среду.
Какая же из этих двух концепций ближе к истине? Желание сказать, как
это часто делают, что "истина лежит посередине", мало помогает, так как
посередине лежит проблема. Чтоб разобраться в этом нелёгком и важном
вопросе, нам предстоит познакомиться с некоторыми дополнительными идеями и
фактами, которые накопились в этой области. Сначала обратимся к Библии и
посмотрим как этот мудрый источник объясняет различные качества души у
разных людей.
Христианская традиция
Текст Библии — это самый решительный протест против агрессии и насилия
в любых их формах. Основным понятием, связанным с реализацией зла, является
понятие греха. Греховными обозначаются поступки, которые идут вразрез с
должным, с нравственными установлениями Христа. Если вдуматься, то любой
грех, по сути дела, является той или иной формой агрессивности. Убийство,
прелюбодеяние, воровство, клевета и т.д. — всё это различные формы
вторжения и насилия. Основным средством, направленным против греховности,
христианство полагает раскаяние, покаяние, искупление. Бог — не
"полицейский" и не "судья", который, якобы, стоит на страже христианских
заповедей и стремится покарать каждого, переступившего их. Только
поверхностное мышление видит в Боге всего лишь карающую десницу. Когда
русский философ Н. Бердяев говорит, что ему ближе экзистенциальное
понимание Бога, который страдает и мучается, видя несовершенства людей, он
прав. Послать своего Сына на крест, чтобы в людях, видящих его мучения,
проснулась совесть, и они прозрели и раскаялись в грехах своих, поняв, что
Он берёт на себя их вину и поэтому погибает, — поступить так Бог —
"полицейский" никогда бы не смог.
Бог даёт человеку свободу, но и возлагает на него ответственность за
его поступки и мысли. Уже первые страницы Библии показывают, что люди
изначально склонны к греховности, но далеко не склонны к раскаянию.
Вспомним классический эпизод грехопадения первых людей в книге "Бытие".
Дьявол в лице змея искушает Еву: "Я слышал, что здесь вам всё запрещено
вкушать?", — коварно спрашивает он. "Нет, — простодушно отвечает Ева, — нам
всё можно вкушать, кроме плодов с древа познания. Иначе мы умрём." "Бог
обманул вас, — провоцирует змей, — не умрёте! Наоборот, станете как боги".
И когда Адам и Ева вкусили, то обнаружили свою наготу и устыдились, и
спрятались в заросли, услышав голос Бога. Ему сразу же стало ясно, что они
нарушили запрёт, но не гнев испытывает Бог, а жалость и огорчение,
сопровождаемые надеждой. Он даёт им шанс на покаяние: "Адам, где ты?". И
ещё раз вопрошает, надеясь, что они раскаются и попросят прощения.
Но нет, они и не думают каяться. На упрёки Бога Адам отвечает: "Я не
виноват. Это жена, которую Ты дал мне, научила меня". Это откровенный
вызов, дерзость, агрессия против Отца. Адам как бы обвиняет: ведь это Он
дал ему Еву, стало быть, Он и виноват. Тогда Бог обращает взор свой на Еву,
может она одумается и покается. На что Ева отвечает: "Я не виновата, это
змей искусил меня". Не надо думать, что Библия повествует всего лишь о
каких-то первых мифических людях; она рассказывает о нас с вами, живущих
сегодня, и о тех, кто будет жить завтра. Природа человека такова, что он
склонен к нарушению запретов, к агрессии; честолюбие и гордыня мешают его
покаянию. Не случайно первое грехопадение называют "первородным грехом", то
есть грехом от рождения.
Ещё более поучительна история о первом братоубийстве. Каин — старший
сын Адама и Евы. Его образ — это образ жестокого, агрессивного, алчного
человека. Завидуя своему младшему брату Авелю — чистому, добродушному и
трудолюбивому, он убивает его. Бог, уже зная об этом страшном преступлении,
вопрошает: "Каин, где брат твой Авель?" Он даёт ему шанс раскаяться,
попытаться искупить свой страшный грех. Но куда там! Ответ Каина дерзок:
"Откуда я знаю, разве я сторож брату моему". Вдумаемся: Библия показывает,
что Каин и Авель родились противоположными типами личности. В окружающей
Каина жизни нет даже намёка на такие внешние обстоятельства, которые могли
бы сделать его жестоким, агрессивным и дерзким. Остаётся одно объяснение —
он таким родился.
Приверженцы первой концепции, привыкшие объяснять формирование
определённого типа личности характером социальной среды, общественных
отношений и особенностями воспитания, должны признать, что в случае Каина и
Авеля это объяснение не работает. Ибо социальной среды, как таковой, ещё не
было, и воспитывались братья в одной семье, одними и теми же родителями.
Где же корни настолько принципиального различия между ними, что один
убивает другого? Они не во внешних обстоятельствах жизни, а во внутренних
различиях их душевного склада, их души различны от рождения, в этом суть.
Механизм различия
Каков же механизм этого различия, если братья родились от одного отца
и одной матери? Христианская традиция объясняет его следующим образом. (В
скобках заметим, что человеку неверующему этот механизм может показаться
фантастическим и абсолютно не научным. Но к Библии не стоит относиться как
к научному трактату. Многие истины в ней интуитивно угаданы, и результаты
уж слишком часто совпадают с тем, что мы видим в жизни).
Когда рождается живая душа, то, согласно христианским взглядам, Бог
посылает к ней ангелов, а Дьявол — бесов. Задача тех и других — проникнуть
в душу, определяя тем самым тип личности, говоря современным языком.
Однако, в душе есть два "места", две "вакансии". Это любопытный момент.
Здесь выражается диалектическое противоборство добра и зла, сил созидания и
сил разрушения. Исход борьбы ангелов и бесов за душу реализуется в трёх
возможных вариантах: либо душа окажется во власти двух ангелов; либо одного
ангела и одного беса; либо в ней угнездятся два беса. Соответственно этому
мы имеем перед собой либо человека с ангельской душой (порядочного,
доброго, трудолюбивого, совестливого); либо, так сказать, "промежуточный"
тип личности, который, в зависимости от обстоятельств, ведёт себя то
положительно, то отрицательно; либо человека с дьявольской душой
(жестокого, агрессивного, бессовестного, коварного).
С этой точки зрения "классификация" первых библейских людей по типу их
души даёт следующий результат: Адам и Ева относятся скорее всего ко второй
группе (вспомним их поведение в садах Эдема); Авель — к первой; Каин — к
третьей.
Попробуем теперь применить к библейской истории средства математики.
Нетрудно подсчитать, используя теорию вероятностей, что первый вариант
осуществляется в 25% случаев (0,5x0,5=0,25), второй — в 50% (1,0x0,5=0,5),
третий — снова в 25% случаев (0,5x0,5=0,25). Это даёт нам представление о
количественном соотношении разных (трёх) типов личности и больших
сообществах, если принять христианскую концепцию. Остаётся лишь поражаться
прозорливости Библии, которая демонстрирует в первой семье именно такие
пропорции.
Познакомимся теперь с результатами некоторых любопытных экспериментов
и жизненных наблюдений, которые дают пищу для дальнейших размышлений о
причинах различий между людьми.
Эксперимент с животными
Сначала рассмотрим эксперимент, который, осуществили американские
исследователи с крысами (крысы — благодатный материал для психологических
опытов, гак как они отличаются активностью, сообразительностью и быстро
осваиваются в новой для них обстановке). Суть его в следующем. В двух,
расположенных вплотную друг к другу клетках, помещены крысы, по одной в
каждой клетке (см. рис. 8). Они хорошо видят и слышат друг друга. В правой
клетке находятся два рычага, один из которых нажимается легко (назовем его
"лёгкий рычаг"), а другой — с трудом (назовем его "трудный рычаг").
При нажатии на любой из рычагов, в кормушке, находящейся между ними,
появляется небольшое количество лакомого для крысы корма. Однако лёгкий
рычаг связан проводами с левой крысой так, что если правая крыса нажимает
на лёгкий рычаг, то левая крыса получает ощутимый удар электрическим Током,
от которого она начинает громко визжать, корчиться от боли и метаться по
клетке. Трудный же рычаг с током не связан.
Итак, освоившись в клетке, правая крыса в конце концов начинает
нажимать на рычаги, спеша после каждого нажатия к кормушке. При этом она
прекрасно видит и слышит всё, что творится в левой клетке, когда она
нажимает на лёгкий рычаг.
Таким образом, здесь реализуются две принципиально противоположные
модели поведения: нажатие трудного рычага олицетворяет библейский принцип
"добывай хлеб свой в поте лица своего", не нанося при этом никому вреда;
тогда как нажатие лёгкого рычага означает приобретение благ без особого
труда, но с нанесением ущерба ближнему.
| | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39