Рефераты. Основы философских знаний






плохая рама не зачеркнёт его гениальности; но если живопись убога, то

никакая шикарная рама не сможет превратить его в истинное произведение

искусства.

Очевидно, что вторая концепция приводит к мысли, что наличие в любом

обществе слоя антисоциальных личностей не только закономерно, но и

неуничтожимо. Иными словами, этот слой, увеличиваясь или уменьшаясь в

зависимости от исторических условий, будет всегда. И обществу нужно

примириться с его существованием, сконцентрировав свои усилия не на его

ликвидацию, что невозможно, а на минимизацию того неизбежного зла, которое

он несёт. Первая же концепция предполагает, что с уничтожением социальных

условий и причин этот слой людей исчезнет сам собой, ибо потеряет

питательную среду.

Какая же из этих двух концепций ближе к истине? Желание сказать, как

это часто делают, что "истина лежит посередине", мало помогает, так как

посередине лежит проблема. Чтоб разобраться в этом нелёгком и важном

вопросе, нам предстоит познакомиться с некоторыми дополнительными идеями и

фактами, которые накопились в этой области. Сначала обратимся к Библии и

посмотрим как этот мудрый источник объясняет различные качества души у

разных людей.

Христианская традиция

Текст Библии — это самый решительный протест против агрессии и насилия

в любых их формах. Основным понятием, связанным с реализацией зла, является

понятие греха. Греховными обозначаются поступки, которые идут вразрез с

должным, с нравственными установлениями Христа. Если вдуматься, то любой

грех, по сути дела, является той или иной формой агрессивности. Убийство,

прелюбодеяние, воровство, клевета и т.д. — всё это различные формы

вторжения и насилия. Основным средством, направленным против греховности,

христианство полагает раскаяние, покаяние, искупление. Бог — не

"полицейский" и не "судья", который, якобы, стоит на страже христианских

заповедей и стремится покарать каждого, переступившего их. Только

поверхностное мышление видит в Боге всего лишь карающую десницу. Когда

русский философ Н. Бердяев говорит, что ему ближе экзистенциальное

понимание Бога, который страдает и мучается, видя несовершенства людей, он

прав. Послать своего Сына на крест, чтобы в людях, видящих его мучения,

проснулась совесть, и они прозрели и раскаялись в грехах своих, поняв, что

Он берёт на себя их вину и поэтому погибает, — поступить так Бог —

"полицейский" никогда бы не смог.

Бог даёт человеку свободу, но и возлагает на него ответственность за

его поступки и мысли. Уже первые страницы Библии показывают, что люди

изначально склонны к греховности, но далеко не склонны к раскаянию.

Вспомним классический эпизод грехопадения первых людей в книге "Бытие".

Дьявол в лице змея искушает Еву: "Я слышал, что здесь вам всё запрещено

вкушать?", — коварно спрашивает он. "Нет, — простодушно отвечает Ева, — нам

всё можно вкушать, кроме плодов с древа познания. Иначе мы умрём." "Бог

обманул вас, — провоцирует змей, — не умрёте! Наоборот, станете как боги".

И когда Адам и Ева вкусили, то обнаружили свою наготу и устыдились, и

спрятались в заросли, услышав голос Бога. Ему сразу же стало ясно, что они

нарушили запрёт, но не гнев испытывает Бог, а жалость и огорчение,

сопровождаемые надеждой. Он даёт им шанс на покаяние: "Адам, где ты?". И

ещё раз вопрошает, надеясь, что они раскаются и попросят прощения.

Но нет, они и не думают каяться. На упрёки Бога Адам отвечает: "Я не

виноват. Это жена, которую Ты дал мне, научила меня". Это откровенный

вызов, дерзость, агрессия против Отца. Адам как бы обвиняет: ведь это Он

дал ему Еву, стало быть, Он и виноват. Тогда Бог обращает взор свой на Еву,

может она одумается и покается. На что Ева отвечает: "Я не виновата, это

змей искусил меня". Не надо думать, что Библия повествует всего лишь о

каких-то первых мифических людях; она рассказывает о нас с вами, живущих

сегодня, и о тех, кто будет жить завтра. Природа человека такова, что он

склонен к нарушению запретов, к агрессии; честолюбие и гордыня мешают его

покаянию. Не случайно первое грехопадение называют "первородным грехом", то

есть грехом от рождения.

Ещё более поучительна история о первом братоубийстве. Каин — старший

сын Адама и Евы. Его образ — это образ жестокого, агрессивного, алчного

человека. Завидуя своему младшему брату Авелю — чистому, добродушному и

трудолюбивому, он убивает его. Бог, уже зная об этом страшном преступлении,

вопрошает: "Каин, где брат твой Авель?" Он даёт ему шанс раскаяться,

попытаться искупить свой страшный грех. Но куда там! Ответ Каина дерзок:

"Откуда я знаю, разве я сторож брату моему". Вдумаемся: Библия показывает,

что Каин и Авель родились противоположными типами личности. В окружающей

Каина жизни нет даже намёка на такие внешние обстоятельства, которые могли

бы сделать его жестоким, агрессивным и дерзким. Остаётся одно объяснение —

он таким родился.

Приверженцы первой концепции, привыкшие объяснять формирование

определённого типа личности характером социальной среды, общественных

отношений и особенностями воспитания, должны признать, что в случае Каина и

Авеля это объяснение не работает. Ибо социальной среды, как таковой, ещё не

было, и воспитывались братья в одной семье, одними и теми же родителями.

Где же корни настолько принципиального различия между ними, что один

убивает другого? Они не во внешних обстоятельствах жизни, а во внутренних

различиях их душевного склада, их души различны от рождения, в этом суть.

Механизм различия

Каков же механизм этого различия, если братья родились от одного отца

и одной матери? Христианская традиция объясняет его следующим образом. (В

скобках заметим, что человеку неверующему этот механизм может показаться

фантастическим и абсолютно не научным. Но к Библии не стоит относиться как

к научному трактату. Многие истины в ней интуитивно угаданы, и результаты

уж слишком часто совпадают с тем, что мы видим в жизни).

Когда рождается живая душа, то, согласно христианским взглядам, Бог

посылает к ней ангелов, а Дьявол — бесов. Задача тех и других — проникнуть

в душу, определяя тем самым тип личности, говоря современным языком.

Однако, в душе есть два "места", две "вакансии". Это любопытный момент.

Здесь выражается диалектическое противоборство добра и зла, сил созидания и

сил разрушения. Исход борьбы ангелов и бесов за душу реализуется в трёх

возможных вариантах: либо душа окажется во власти двух ангелов; либо одного

ангела и одного беса; либо в ней угнездятся два беса. Соответственно этому

мы имеем перед собой либо человека с ангельской душой (порядочного,

доброго, трудолюбивого, совестливого); либо, так сказать, "промежуточный"

тип личности, который, в зависимости от обстоятельств, ведёт себя то

положительно, то отрицательно; либо человека с дьявольской душой

(жестокого, агрессивного, бессовестного, коварного).

С этой точки зрения "классификация" первых библейских людей по типу их

души даёт следующий результат: Адам и Ева относятся скорее всего ко второй

группе (вспомним их поведение в садах Эдема); Авель — к первой; Каин — к

третьей.

Попробуем теперь применить к библейской истории средства математики.

Нетрудно подсчитать, используя теорию вероятностей, что первый вариант

осуществляется в 25% случаев (0,5x0,5=0,25), второй — в 50% (1,0x0,5=0,5),

третий — снова в 25% случаев (0,5x0,5=0,25). Это даёт нам представление о

количественном соотношении разных (трёх) типов личности и больших

сообществах, если принять христианскую концепцию. Остаётся лишь поражаться

прозорливости Библии, которая демонстрирует в первой семье именно такие

пропорции.

Познакомимся теперь с результатами некоторых любопытных экспериментов

и жизненных наблюдений, которые дают пищу для дальнейших размышлений о

причинах различий между людьми.

Эксперимент с животными

Сначала рассмотрим эксперимент, который, осуществили американские

исследователи с крысами (крысы — благодатный материал для психологических

опытов, гак как они отличаются активностью, сообразительностью и быстро

осваиваются в новой для них обстановке). Суть его в следующем. В двух,

расположенных вплотную друг к другу клетках, помещены крысы, по одной в

каждой клетке (см. рис. 8). Они хорошо видят и слышат друг друга. В правой

клетке находятся два рычага, один из которых нажимается легко (назовем его

"лёгкий рычаг"), а другой — с трудом (назовем его "трудный рычаг").

При нажатии на любой из рычагов, в кормушке, находящейся между ними,

появляется небольшое количество лакомого для крысы корма. Однако лёгкий

рычаг связан проводами с левой крысой так, что если правая крыса нажимает

на лёгкий рычаг, то левая крыса получает ощутимый удар электрическим Током,

от которого она начинает громко визжать, корчиться от боли и метаться по

клетке. Трудный же рычаг с током не связан.

Итак, освоившись в клетке, правая крыса в конце концов начинает

нажимать на рычаги, спеша после каждого нажатия к кормушке. При этом она

прекрасно видит и слышит всё, что творится в левой клетке, когда она

нажимает на лёгкий рычаг.

Таким образом, здесь реализуются две принципиально противоположные

модели поведения: нажатие трудного рычага олицетворяет библейский принцип

"добывай хлеб свой в поте лица своего", не нанося при этом никому вреда;

тогда как нажатие лёгкого рычага означает приобретение благ без особого

труда, но с нанесением ущерба ближнему.

| | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.