Рефераты. Основы философских знаний






являются "вещами в себе", считает философ.

Роль практики

Рассматривая процесс научного познания как специфический вид

деятельности человека, Кант вплотную подошёл к понятию практики. Однако

последнего шага так и не сделал. Практика — это орудийно-предметная

деятельность, направленная на удовлетворение тех или иных потребностей

человеческого общества. Кант же ограничился лишь разумно-логической

стороной деятельности, не видя связи логики познания с экспериментом и

промышленным производством. Не со всеми его ответами на приведенные выше

вопросы можно согласиться.

Так, анализ первого же ответа показывает, что хотя любопытство учёного

— мощный двигатель познания, но не решающий. Например, и геометрия возникла

именно в Древнем Египте не из "чистого созерцания пространства", как

считает Кант, а из вполне земной практической потребности. В этой стране

разливы Нила весной и осенью, принося на поля отличное удобрение — речной

ил, одновременно смывали и заносили илом границы между земельными участками

(межи). Восстановление этих границ при отсутствии знаний было довольно

сложным делом, что не раз приводило к острым конфликтам между владельцами

земли. Именно это практическое обстоятельство вызвало в конце концов особый

интерес к способам измерения площадей разной конфигурации; само название

"геометрия" указывает на её происхождение ("гео" — земля; "метр" — меряю).

Точно так арифметика появилась не из "чистого созерцания временного

ряда", а из практической потребности в счёте, возникающей при развитии

торговли; десятичная система исчисления прямо указывает на первый

"калькулятор" — две человеческих руки. Термодинамика возникла в результате

сильного желания владельцев первых паровых машин повысить их отдачу (КПД).

Подобные примеры можно множить и множить.

Трудно согласиться и с четвёртым ответом Канта. Кроме чувств и разума

у познающего субъекта (Кант считал субъектом отдельного человека, тогда как

субъектом познания может быть и сообщество учёных) есть ещё такое мощное

средство, как практическая проверка теоретического знания. Таким образом,

практика выступает не только как основная движущая сила познания, но и как

главный критерий истины. Она же, со временем, показывает ограниченность,

относительность наших знаний.

Категорический императив

Кантовский агностицизм в целом не выдерживает критики, но в нём есть и

рациональное содержание. Говоря о "вещах в себе", философ предостерегает от

чрезмерного преклонения перед возможностями науки. Он как бы говорит

учёным: "Будьте осторожны ! Наука не всё может; исследования могут

приводить к ошибочным результатам". Кант предупреждает от иллюзии в

всесилии науки. Особенно, добавим, когда речь идёт о социальных науках, где

возможности эксперимента сильно ограничены, а "проверка практикой" иногда

лишь констатирует сломанные судьбы десятков миллионов людей, слишком

доверившихся "единственно научным теориям".

Нравственные принципы Кант ставит выше научных истин "Две вещи в мире

не перестают удивлять и восхищать меня, — говорит философ, — это звёздное

небо надо мной, и моральный закон во мне". Его притягивают своей

таинственностью глубины космоса и загадочность человеческой души, тайна

совести. Если приходится выбирать между научными истинами и принципами

совести, то предпочтение, считает Кант, нужно отдать совести, какими бы

привлекательными и заманчивыми научные истины не были. Иными словами, если

наука "диктует" совершить нечто (скажем - революцию, гражданскую войну), и

это нечто требует переступить через совесть, то от него надо отказаться.

Высший нравственный принцип Канта, получивший название "категорический

императив", звучит так: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать

основой всеобщего законодательства". Что означает — живи так, чтобы с твоей

жизни могли быть списаны законы жизни для всех людей. Можно выразить мысль

ещё проще — поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с

тобой. Кант призывает каждого из нас не превращать другого человека в

средство для достижения своих партикулярных (частных) целей. Всё, что есть

в мире, говорит Кант, может быть использовано как средство; всё, кроме

человека, который сам по себе есть цель.

Философия Гегеля

Георг Гегель создал удивительно стройную философскую систему, в

которую вошли не только логика (теория мышления) и онтология (теория

бытия), но также философия истории и философия государственного права,

философия религии и философия искусства. В основу своей системы он положил

идею тождества субъекта и объекта. Если предшественники Гегеля исходили из

противопоставления друг другу мысли (понятия) и объективного мира (бытия),

то он, напротив, полагает понятие сущностью природных вещей. Поэтому

понятия о вещах, которые образуются в головах людей, он рассматривает лишь

как "бледную копию" объективно существующих понятий. Понятие есть душа

вещи. Гносеология, стало быть, сливается воедино с онтологией. В связи с

этим его система получила название "объективный идеализм" в противовес

"субъективному идеализму" Беркли.

Таким образом, вещи существуют благодаря тому, что они есть

"материализованные понятия". Но эти понятия обладают способностью к

изменению, саморазвитию. Источником последнего, по Гегелю, являются

диалектические противоречия (с этим понятием мы познакомимся в тринадцатой

главе).

Абсолютная идея

При создании системы, призванной объяснить возникновение и сущность

видимого мира, самой сложной задачей является проблема начала. С чего

начинать? Гегель решает эту задачу следующим образом (ход мысли философа

поначалу шокирует неподготовленное мышление, поэтому наберёмся терпения).

Представьте себе, хотя это нелегко, что в мире ещё ничего нет, то есть

нет самого мира. Нет ни одной вещи; нет даже пространства и времени.

Ничего. Но это "ничего", однако, существует, что бесспорно. Эта абсолютная

пустота, ничто, нуль — "пустое бытие", то есть "бытие небытия". Гегель

называет его "неопределённое бытие".

Кажется, что с этой точки Невозможно сдвинуться, ибо из ничего не

может родиться что-то. Но послушаем дальше. Дело в том, что неопределённое

бытие есть мысль. Мысль совершенно пустая. Чья мысль? — спросит читатель. —

Ничья! О чём мысль? — Ни о чём! Где она находится? — Нигде! Эту абсолютно

пустую мысль Гегель называет "абсолютная идея" (мировой дух). Абсолютная в

том смысле, что она абсолютно не обладает какими-либо характеристиками

кроме того, что она — мысль.

Поскольку же она — мысль, идея однажды как бы просыпается и

обнаруживает собственное существование: "Я — есть"(в словечке "однажды"

читатель может заметить логический "прокол": этим словом Гегель неявно

вводит время, которого, по условию, ещё нет). Таким образом, мысль

раздваивается на "просто мысль" и "мысль о себе самой". Стало быть, уже

есть две мысли. Из двух же мыслей может родиться третья, что и происходит:

появляется понятие становления, как единства бытия и небытия. Из ничего

возникает нечто; бытие становится определённым[1].

Система Гегеля

Таким образом, абсолютная идея начинает долгий путь самопознания своих

возможностей, первый этап которого — логика, развитие чистой мысли.

Абсолютная идея как бы спрашивает себя: "Что я есть? Что я могу? В чём моя

суетность?". Не удовлетворяясь игрой в чистые понятия и желая иметь "место"

и "длительность", она превращается в пространство и время. Далее происходит

материализация идеи — овеществление выработанных ранее понятий: возникает

неживая материя ("окаменелый интеллект"). Из неживой субстанции появляется

живая. На основе живой материи возникает человек и человеческое общество.

Развиваясь, общество рождает государство — высшую ступень мирового духа, по

мнению Гегеля. В лоне государства возникает философия как попытка

субъективного осмысления объективного саморазвития абсолютной идеи. В лице

философов она всё больше приближается к пониманию собственной сущности.

Эволюция философии в конце концов приводит к появлению философской системы

Гегеля, которая, наконец, даёт исчерпывающее объяснение — откуда и как всё

возникло, и почему это "всё" именно таково. Абсолютная идея, образно

говоря, теперь может передохнуть и удовлетворённо сказать себе устами

философа: "Я прошла все ступени развития, стала всем, чем могла стать,

разобралась в своей собственной сущности". Круг замкнулся (см. рис. 4).

[pic]

Рис. 4

Этапы развития абсолютной идеи

Можно представить себе интеллектуальный восторг философа, завершившего

в четырнадцати томах сочинений свой грандиозный замысел. И было чем

гордиться: подобной энциклопедической системы философского знания, в

которой логика бытия сливается воедино с логики познания, история ещё не

знала. Осознание сделанного, видимо, привело Гегеля к мысли,

противоположной сдержанной позиции Канта относительно возможностей науки. В

трудах Гегеля явственно прослеживается идея: нет ничего более высокого и

значимого, нежели научная истина; стало быть, она выше морали.

Конечно, в системе Гегеля много мистического, особенно на первых её

ступенях. Кроме того, философ подводит нас к мысли, что на его учении

дальнейшее развитие философии как бы прекращается; всё объяснено, и другим

философам остаётся только осмысливать сделанное Гегелем.

Метод Гегеля

Но если мы обратим внимание на следующие после пространства и времени

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.