Изобретательский приём, основанный на данном законе диалектики,
получил название "гиперболизация" — мысленное увеличение или уменьшение
детали, узла, устройства и т. п., сопровождающееся анализом возможных
качественных изменений и выбором подходящего варианта. Скажем, машинка для
стрижки волос, газонокосилка, сенокосилка, комбайн — всё это результаты
использования приёма гиперболизации в инженерном творчестве.
Отрицание отрицания
Суть закона двойного отрицания заключается в том, что развитие вещи
или процесса проходит три этапа: исходная ступень (тезис), переход в
противоположность (антитезис), соединение некоторых свойств тезиса и
антитезиса (синтез), приводящее к новому качественному состоянию.
Это новое состояние означает как бы возврат к исходной ступени, но
именно "как бы", так как происходит обогащение возможностями второй
ступени. Следовательно, вместо движения по кругу возникает восхождение по
спирали. Хрестоматийный образ такого спиралевидного развития — пшеничное
зерно отрицается стеблем, а стебель, в свою очередь, отрицается колосом.
В инженерном деле важно знать историю своей специальности, историю
попыток решения той или иной технической проблемы. Триадичный характер
развития технических идей (новое есть хорошо забытое старое) приводит к
выводу, что знание истории своего дела позволяет не повторять уже сделанных
когда-то ошибок, не заходить в тупики, в которых изобретатели уже побывали
и убедились в их бесперспективности. С другой стороны, знание истории
проблемы зачастую помогает найти ключ к решению современной задачи, так как
в прошлом могли рождаться идеи, опережающие своё время, но реализуемые в
наши дни в связи с появлением новых технологий и материалов.
Ложные методы
Существуют методы, которые имеют внешние признаки правильных, а на
самом деле таковыми не являются. В науке их называют псевдонаучными. Как
правило, такими методами пользуются люди, которых интересует не истина как
таковая, а реализация каких-либо корыстных целей или стремление к победе
над оппонентом любой ценой. Иными словами, использование ложных методов
свидетельствует прежде всего о моральной нечистоплотности субъекта. Нужно
знать признаки таких методов, чтобы своевременно разоблачать тех, кто берёт
их на вооружение по принципу "цель оправдывает средства".
Простейший из таких "методов" — подгонка результатов. Когда студент на
лабораторной работе "подгоняет" точки, чтобы они ложились на графике
поближе к теоретической кривой, то есть вносит в таблицу не истинные
показания приборов, а "правильные", — это обычно воспринимается как
безобидная студенческая лукавость.
Однако не так уж редки случаи, когда молодой диссертант ведёт себя по-
студенчески: не видит, точнее, не хочет видеть отклонений экспериментальных
данных от теоретических установок, с которыми он уже свыкся или в которых
крайне заинтересован. Легче "не заметить" аномалию, чем искать объяснение
её появлению. Начинается фальсификация истины из корыстных побуждений или
из страха покуситься на устоявшиеся авторитеты, который является самым
большим грехом в науке.
Софистика
Одним из ложных методов является софистика. Софистами в античные
времена называли учителей "ложной мудрости", которые за деньги обучали
своих учеников умению побеждать своих оппонентов в политике или судебных
процессах, не гнушаясь при этом никакими средствами. Софистика — это приёмы
ведения дискуссии, когда целью является не объективная истина, а лишь
победа в споре.
Приёмы софистов, в том числе в науке, многообразны. Это ловкая подмена
терминов, ложные ссылки на авторитетов, когда приведенную "цитату"
невозможно быстро проверить — действительно ли так говорил тот "или иной
выдающийся учёный. Это замалчивание "невыгодных" фактов, их подтасовка, или
даже выдумывание "фактов" в расчёте на неожиданный удар по оппоненту. Это
переход на личность оппонента, поиски "компромата" на него с целью
дискредитировать его в глазах окружающих. Это манипулирование эмоциями
публики или толпы с целью завоевать доверие, пусть даже временное.
Софист обычно проявляет чудеса изворотливости, в том числе логической,
не брезгует самыми грязными, средствами, вплоть до закулисных интриг,
наушничества, сколачивания "своих" группировок и т. п. Самым опасным для
софиста является человек, который хорошо знает его приёмы и уловки и, не
стесняясь, разоблачает их аргументировано и публично. Однако разоблачение
софиста, требует изрядного мужества, так как софисты мстительны и коварны.
При этом нужно избежать соблазна воспользоваться в разоблачении софиста его
же средствами.
Эклектика
Ещё одним из ложных методов является эклектика. Это способ
"выдёргивания" идей из различных, порой даже противоположных, концепций или
теорий и их механическое соединение в одно целое. При этом создаётся
видимость новизны. Получается некое подобие "лоскутного одеяла", какие шили
из-за бедности крестьянки из кусочков ткани, остающихся от других пошивок.
Эклектизм в науке — это по сути дела не что иное, как плагиат, но не
прямолинейный, а замаскированный. Главный признак эклектика —
беспринципность, желание бесконфликтного существования, стремление к
чрезмерной "гибкости" позиции. Самый опасный человек для эклектика — так
называемый "энциклопедист", то есть человек с широкими познаниями и
эрудицией, который легко распознает плагиат, даже тщательно
закамуфлированный.
Особенно опасен эклектизм в политике. Заимствовать идеи из программ
других политических партий; давать обещания, которые приятно слышать
избирателям; говорить сегодня одно, завтра — другое, порой прямо
противоположное: манипулировать кадрами в угоду сильным оппонентам;
искажать факты без зазрения совести и т.п. — вот далеко не полный перечень
приёмов политика-эклектика. Выразительным примером подобного поведения,
хотя и шутливым, является одна из историй, случившаяся с Ходжей Насреддином
— среднеазиатским мудрецом.
Однажды, повествует легенда, к Ходже пришёл сосед с жалобой на другого
соседа, с которым у него произошёл конфликт. Выслушав его, Насреддин
сказал, что он прав. Удовлетворенный сосед ушёл. Спустя время пришёл второй
сосед и тоже начал жаловаться на первого, обвиняя его во всех смертных
грехах. Выслушав его, и ему Ходжа сказал, что он прав. И этот сосед ушёл
удовлетворённым. Жена Насреддина, которая слышала оба разговора,
возмутилась: "Как так, Ходжа? Они утверждали противоположные вещи и каждому
ты сказал, что он прав. Такое ведь невозможно!". На что Ходжа, подумав,
ответил: "И ты права, жена моя". И жена удовлетворилась.
Конечно, с житейской точки зрения поведение Ходжи Насреддина нельзя не
признать разумным, однако в логическом плане оно представляет собой
эклектизм чистейшей воды.
Как бы то ни было, уловки софистов и эклектиков нельзя оставлять
безнаказанными; в противном случае это плохо кончается.
Глава 14. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Развитие человека и развитие техники связаны между собой неразрывно.
Если сравнить деятельность животных и деятельность человека, то сразу
бросается в глаза принципиальное отличие. Животные лишь приспосабливаются к
окружающей среде, почти не изменяя её. Они органично слиты с природой, так
как представляют собой её часть. При этом животные, создавая различные
сооружения (восковые ячейки у пчёл, птичьи гнёзда, плотины у бобров и
т.п.), пользуются только своими естественными органами. Человек же не
ограничивается приспосабливанием к природе; напротив, он начинает активно и
сознательно преобразовывать её, в известной степени подчинять её себе ради
удовлетворения своих потребностей. На первых ступенях эволюции общества эта
преобразующе-подчиняющая деятельность людей ещё мало заметна. Но с
дальнейшим развитием она становится всё более очевидной и определяющей.
Понятие техники
Техника (от греч. — "мастерство") — это совокупность средств,
создаваемых для осуществления производства и обслуживания
непроизводственных потребностей общества. Она появляется путём
опредмечивания в природном материале трудовых функций, опыта и знаний
людей. Основное назначение техники — частичная или полная замена
производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его
производительности. Техника является составной частью производительных сил
общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития.
Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная техника
включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства
коммуникации (железные дороги, мосты, каналы, трубопроводы и т.п.),
технические средства связи (радио, телефон, телевидение), подземные
коммуникации, одним словом то, что принято сейчас называть инфраструктурой
производства. Активная техника — это орудия труда (физического и
умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии,
средства программного управления, компьютеры и т.д.
В историческом плане создание активной техники предшествует появлению
пассивной техники. Историю техники можно делить на этапы по разным
критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век,
бронзовый, железный и т.д.); по применению различных видов энергии (век
пара, век электричества и т.п.); по качественно отличающимся технологиям.
Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39