Рефераты. Основы философских знаний






Изобретательский приём, основанный на данном законе диалектики,

получил название "гиперболизация" — мысленное увеличение или уменьшение

детали, узла, устройства и т. п., сопровождающееся анализом возможных

качественных изменений и выбором подходящего варианта. Скажем, машинка для

стрижки волос, газонокосилка, сенокосилка, комбайн — всё это результаты

использования приёма гиперболизации в инженерном творчестве.

Отрицание отрицания

Суть закона двойного отрицания заключается в том, что развитие вещи

или процесса проходит три этапа: исходная ступень (тезис), переход в

противоположность (антитезис), соединение некоторых свойств тезиса и

антитезиса (синтез), приводящее к новому качественному состоянию.

Это новое состояние означает как бы возврат к исходной ступени, но

именно "как бы", так как происходит обогащение возможностями второй

ступени. Следовательно, вместо движения по кругу возникает восхождение по

спирали. Хрестоматийный образ такого спиралевидного развития — пшеничное

зерно отрицается стеблем, а стебель, в свою очередь, отрицается колосом.

В инженерном деле важно знать историю своей специальности, историю

попыток решения той или иной технической проблемы. Триадичный характер

развития технических идей (новое есть хорошо забытое старое) приводит к

выводу, что знание истории своего дела позволяет не повторять уже сделанных

когда-то ошибок, не заходить в тупики, в которых изобретатели уже побывали

и убедились в их бесперспективности. С другой стороны, знание истории

проблемы зачастую помогает найти ключ к решению современной задачи, так как

в прошлом могли рождаться идеи, опережающие своё время, но реализуемые в

наши дни в связи с появлением новых технологий и материалов.

Ложные методы

Существуют методы, которые имеют внешние признаки правильных, а на

самом деле таковыми не являются. В науке их называют псевдонаучными. Как

правило, такими методами пользуются люди, которых интересует не истина как

таковая, а реализация каких-либо корыстных целей или стремление к победе

над оппонентом любой ценой. Иными словами, использование ложных методов

свидетельствует прежде всего о моральной нечистоплотности субъекта. Нужно

знать признаки таких методов, чтобы своевременно разоблачать тех, кто берёт

их на вооружение по принципу "цель оправдывает средства".

Простейший из таких "методов" — подгонка результатов. Когда студент на

лабораторной работе "подгоняет" точки, чтобы они ложились на графике

поближе к теоретической кривой, то есть вносит в таблицу не истинные

показания приборов, а "правильные", — это обычно воспринимается как

безобидная студенческая лукавость.

Однако не так уж редки случаи, когда молодой диссертант ведёт себя по-

студенчески: не видит, точнее, не хочет видеть отклонений экспериментальных

данных от теоретических установок, с которыми он уже свыкся или в которых

крайне заинтересован. Легче "не заметить" аномалию, чем искать объяснение

её появлению. Начинается фальсификация истины из корыстных побуждений или

из страха покуситься на устоявшиеся авторитеты, который является самым

большим грехом в науке.

Софистика

Одним из ложных методов является софистика. Софистами в античные

времена называли учителей "ложной мудрости", которые за деньги обучали

своих учеников умению побеждать своих оппонентов в политике или судебных

процессах, не гнушаясь при этом никакими средствами. Софистика — это приёмы

ведения дискуссии, когда целью является не объективная истина, а лишь

победа в споре.

Приёмы софистов, в том числе в науке, многообразны. Это ловкая подмена

терминов, ложные ссылки на авторитетов, когда приведенную "цитату"

невозможно быстро проверить — действительно ли так говорил тот "или иной

выдающийся учёный. Это замалчивание "невыгодных" фактов, их подтасовка, или

даже выдумывание "фактов" в расчёте на неожиданный удар по оппоненту. Это

переход на личность оппонента, поиски "компромата" на него с целью

дискредитировать его в глазах окружающих. Это манипулирование эмоциями

публики или толпы с целью завоевать доверие, пусть даже временное.

Софист обычно проявляет чудеса изворотливости, в том числе логической,

не брезгует самыми грязными, средствами, вплоть до закулисных интриг,

наушничества, сколачивания "своих" группировок и т. п. Самым опасным для

софиста является человек, который хорошо знает его приёмы и уловки и, не

стесняясь, разоблачает их аргументировано и публично. Однако разоблачение

софиста, требует изрядного мужества, так как софисты мстительны и коварны.

При этом нужно избежать соблазна воспользоваться в разоблачении софиста его

же средствами.

Эклектика

Ещё одним из ложных методов является эклектика. Это способ

"выдёргивания" идей из различных, порой даже противоположных, концепций или

теорий и их механическое соединение в одно целое. При этом создаётся

видимость новизны. Получается некое подобие "лоскутного одеяла", какие шили

из-за бедности крестьянки из кусочков ткани, остающихся от других пошивок.

Эклектизм в науке — это по сути дела не что иное, как плагиат, но не

прямолинейный, а замаскированный. Главный признак эклектика —

беспринципность, желание бесконфликтного существования, стремление к

чрезмерной "гибкости" позиции. Самый опасный человек для эклектика — так

называемый "энциклопедист", то есть человек с широкими познаниями и

эрудицией, который легко распознает плагиат, даже тщательно

закамуфлированный.

Особенно опасен эклектизм в политике. Заимствовать идеи из программ

других политических партий; давать обещания, которые приятно слышать

избирателям; говорить сегодня одно, завтра — другое, порой прямо

противоположное: манипулировать кадрами в угоду сильным оппонентам;

искажать факты без зазрения совести и т.п. — вот далеко не полный перечень

приёмов политика-эклектика. Выразительным примером подобного поведения,

хотя и шутливым, является одна из историй, случившаяся с Ходжей Насреддином

— среднеазиатским мудрецом.

Однажды, повествует легенда, к Ходже пришёл сосед с жалобой на другого

соседа, с которым у него произошёл конфликт. Выслушав его, Насреддин

сказал, что он прав. Удовлетворенный сосед ушёл. Спустя время пришёл второй

сосед и тоже начал жаловаться на первого, обвиняя его во всех смертных

грехах. Выслушав его, и ему Ходжа сказал, что он прав. И этот сосед ушёл

удовлетворённым. Жена Насреддина, которая слышала оба разговора,

возмутилась: "Как так, Ходжа? Они утверждали противоположные вещи и каждому

ты сказал, что он прав. Такое ведь невозможно!". На что Ходжа, подумав,

ответил: "И ты права, жена моя". И жена удовлетворилась.

Конечно, с житейской точки зрения поведение Ходжи Насреддина нельзя не

признать разумным, однако в логическом плане оно представляет собой

эклектизм чистейшей воды.

Как бы то ни было, уловки софистов и эклектиков нельзя оставлять

безнаказанными; в противном случае это плохо кончается.

Глава 14. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Развитие человека и развитие техники связаны между собой неразрывно.

Если сравнить деятельность животных и деятельность человека, то сразу

бросается в глаза принципиальное отличие. Животные лишь приспосабливаются к

окружающей среде, почти не изменяя её. Они органично слиты с природой, так

как представляют собой её часть. При этом животные, создавая различные

сооружения (восковые ячейки у пчёл, птичьи гнёзда, плотины у бобров и

т.п.), пользуются только своими естественными органами. Человек же не

ограничивается приспосабливанием к природе; напротив, он начинает активно и

сознательно преобразовывать её, в известной степени подчинять её себе ради

удовлетворения своих потребностей. На первых ступенях эволюции общества эта

преобразующе-подчиняющая деятельность людей ещё мало заметна. Но с

дальнейшим развитием она становится всё более очевидной и определяющей.

Понятие техники

Техника (от греч. — "мастерство") — это совокупность средств,

создаваемых для осуществления производства и обслуживания

непроизводственных потребностей общества. Она появляется путём

опредмечивания в природном материале трудовых функций, опыта и знаний

людей. Основное назначение техники — частичная или полная замена

производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его

производительности. Техника является составной частью производительных сил

общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития.

Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная техника

включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства

коммуникации (железные дороги, мосты, каналы, трубопроводы и т.п.),

технические средства связи (радио, телефон, телевидение), подземные

коммуникации, одним словом то, что принято сейчас называть инфраструктурой

производства. Активная техника — это орудия труда (физического и

умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии,

средства программного управления, компьютеры и т.д.

В историческом плане создание активной техники предшествует появлению

пассивной техники. Историю техники можно делить на этапы по разным

критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век,

бронзовый, железный и т.д.); по применению различных видов энергии (век

пара, век электричества и т.п.); по качественно отличающимся технологиям.

Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.