Рефераты. Основы философских знаний






действительно невозможно. Стало быть, его следует объявить ненаучным.

Однако рассмотрим высказывание, в истинности которого вряд ли кто-либо

будет сомневаться — "часть меньше целого". Оно тоже не фальсифицируется.

Следовательно, желая доказать ложность философских истин, точнее — их

ненаучность, автор принципа фальсифицируемости рискует избавить науку от

многих и многих теоретических положений, истинность и научность которых

очевидна. Таким образом, данный принцип, как и принцип верифицируемости, не

может служить абсолютным критерием отсечения ненаучных теоретических

высказываний от научных. Можно сделать предположение, что таких абсолютных

критериев вообще не существует; Здание научного знания оказывается сложнее,

чем это представляется некоторым философам науки.

Глава 13. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие мётода

Слово "метод" в переводе с греческого означает "исследование". Метод —

это способ достижения цели, определённые приёмы познания или практической

деятельности. Методология — учение о методах. Метод не следует путать с

методикой. Методика — это алгоритм каких-либо действий, для овладения

которым не требуется обязательное знание теории процесса. Иными словами,

это лишь техническая, внешняя сторона метода. Метод же опирается на

определённую научную концепцию и систему теоретических знаний, то есть

является следствием глубокого проникновения в суть явления. Например,

существует метод "меченных атомов": в лекарство вводят небольшое количество

радиоактивного изотопа, а затем с помощью регистрирующих излучение приборов

наблюдают за концентрацией атомов этого изотопа" в тех или иных органах

человеческого тела, делая отсюда выводы о распространении в нём лекарства.

Методика на основе этого метода означает лишь процедуру, последовательные

действия, необходимые для конкретной реализации метода (приготовление

раствора, обеспечение стерильности, введение раствора в организм,

подключение приборов и т.п.).

Френсис Бэкон сравнивал метод с фонарём, которым путник в темноте

освещает себе путь. Даже хромой человек, говорил он, вооружённый правильным

методом, достигнет цели раньше, нежели всадник, скачущий наобум. Знаменитый

русский учёный И.П. Павлов подчёркивал, что даже не очень талантливый

учёный, если он использует надёжный метод, обязательно достигнет успеха.

Применительно к высшему техническому образованию можно сказать, что главная

задача студента — овладеть методами инженерной деятельности, для чего

необходимо усвоить всё богатство фундаментальных теоретических знаний по

своей специальности. Методы принято подразделять на обыденные и научные.

Обыденные методы

Обыденными называются методы деятельности, которыми люди пользуются в

своей повседневной жизни.

Это прежде всего метод "здравого смысла" — способ действий на основе

массового житейского опыта. Способы действий, приводящие к успеху,

накапливались, закреплялись и передавались от поколения к поколению.

Принцип метода здравого смысла — подражание, а его девиз — "делай как я".

Ещё один обыденный метод — метод "проб и ошибок". Этот метод

используется, когда нет теории процесса, или она не известна. Человек

пытается достичь цели; но не знает, каким путём идти. Он пробует так,

пробует эдак — не получается. Попробовал иначе — получилось! Хотя чёткого

представления — почему получилось — у него нет. Однако цель достигнута.

Очевидно, что метод проб и ошибок — не лучший метод. Но, как говорится,

лучше плохой метод, чем никакого. Следует заметить, что если в научной

лаборатории пользуются методом проб и ошибок, то это говорит о невысоком

качестве исследований.

Эмпирические методы

Научные методы подразделяются на эмпирические (опытные) и

теоретические. К эмпирическим относится наблюдение — самый исторически

древний метод. Наблюдение — это исследование какого-либо процесса без

вмешательства в его протекание. Более высокая ступень — эксперимент,

который осуществляется с обязательным вмешательством в изучаемый процесс.

Допустим, мы хотим измерить силу тока в электрической цепи. Для этого

включаем в цепь амперметр. И хотя, амперметр обладает очень маленьким

собственным сопротивлением, его включение несколько увеличивает

сопротивление цепи. Следовательно, его показания немного меньше

действительного значения силы тока. Но разницу при желании легко вычислить,

добавив её к показаниям прибора. Таким образом, вмешательство и процесс

включением измерительных приборов искажает сам процесс, но в большинстве

случаев это вмешательство легко скорректировать, сделав соответствующие

расчёты.

Однако существуют эксперименты, когда вмешательство становится

непредсказуемым. Это прежде всего связано с исследованиями микромира, то

есть мира элементарных частиц. Например, принцип неопределённостей

Гейзенберга гласит: если мы измеряем координаты элементарной частицы,

скажем — электрона, то её импульс (произведение массы на скорость)

становится неопределённым, и наоборот. Следовательно, рассчитать

''возмущение", вызванное вмешательством в процесс, уже не удаётся. Не

удаётся не потому, что мы не знаем, как это сделать, а потому, что это

принципиально невозможно. То есть элементарная частица, если бы она умела

говорить, сама о себе не могла бы сказать, какая у неё скорость в тот

момент, когда объявляет свою координату. Именно эта особенность

эксперимента в области микромира в своё время породила острые дискуссии в

философии науки, пока учёные не осознали, что при переходе к очень малым

пространственным и временным промежуткам явления природы обретают

совершенно непривычные свойства, какие не встречались прежде. Осознание

этого момента существенным образом повлияло на методы научного

исследования: выяснилось, что каждый метод не абсолютен, то есть имеет

границы своей применимости.

Теоретические методы

Теоретические методы, в отличие от эмпирических, не нуждаются в прямом

приборном обеспечении.

Главным средством этих методов является логическая работа мысли,

подчиняющаяся определённым правилам, выработанным за всю многовековую

историю научных исследовании. К теоретическим методам относятся следующие.

Абстрагирование — отвлечение от тех свойств изучаемого объекта,

которые в данном исследовании не играют существенной роли. Синонимом

абстрагирования является термин "идеализация". Например, в понятии

"математический маятник" мы отвлекаемся от веса нити, её растяжимости, и

мысленно заменяем колеблющееся на нити тело "материальной точкой", то есть

пренебрегаем размерами этого тела. Такая идеализация становится возможной

потому, что перечисленные свойства мало влияют на основные характеристики

процесса колебаний.

Индукция — вывод общего следствия из частных посылок, и дедукция —

выведение частных следствий из общих положений. Индукция может быть полной

и неполной. Полной называется индукция, когда исследованы абсолютно все

объекты, свойства которых обобщаются. Например, изучив все металлы, мы

приходим к заключению, что все металлы электропроводны. Если бы мы сделали

это же предположение, изучив лишь часть металлов (как и было в истории

науки), то это была бы неполная индукция.

Индукция и дедукция, как методы теоретического мышления, всегда

выступают в единстве друг с другом. Великий сыщик Шерлок Холмс был не

совсем прав, называя себя мастером "дедуктивного метода". Например, им была

написана монография о характеристиках пепла, получающегося из разных сортов

трубочного табака. Это индуктивный метод в действии, ибо Холмс обобщил

результаты частных наблюдений. Когда же он использовал свои познания в этой

области для раскрытия преступлений, на месте которых преступники

опрометчиво оставляли табачный пепел, то здесь сыщик руководствовался уже

дедуктивным методом, двигаясь от общего к частному. Так что правильнее было

бы назвать его мастером "индуктивно-дедуктивного метода".

Анализ — мысленное расчленение целого на части, и синтез — мысленное

воссоздание целого из частей. Чтобы понять работу двигателя, нужно скачала

изучить части, из которых он состоит; в свою очередь, знание процесса

работы двигателя помогает лучше понять назначение и функции каждой его

отдельной части. Таким образом, анализ и синтез всегда дополняют друг

друга, находясь в неразрывном единстве.

Аналогия — приём мышления, когда на основе сходства одних признаков

разных объектов делают предположение о сходстве и остальных признаков. Так,

например, по, аналогии с жидкостью в физике в своё время сложились понятия

"теплород" и "электрический ток". Метод аналогии широко используется в

инженерном творчестве, когда изобретатели копируют в технических

устройствах поведение или строение тех или иных живых существ (движение

кальмара и реактивный двигатель, паутина и подвесной мост и т.п.).

Моделирование — изучение не самого оригинала, а его уменьшенной

(увеличенной) копии или математической модели (в этом смысле любое

уравнение, если оно правильное, является моделью соответствующего

процесса). Физическая модель, например — плотины или самолёта,

воспроизводит свойства оригинала, но не все, а лишь те, которые интересуют

исследователя.

Законы логики

К теоретическим методам относятся и законы традиционной (классической)

логики. Было время, когда в специализированных вузах нашей страны логика не

преподавалась. В старых словарях можно встретить определение логики как

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.