Рефераты. Основы философских знаний






отбрасывается далеко назад. Уроки нашего века таковы, что они развеиваю г

налёт романтизма и героики с нарушителей социальных запретов, которые не

утруждали себя размышлениями о правомерности своих действий. Они слишком

легко брали на себя ответственность переступать запреты, если последние

казались им тормозом развития, или несправедливостью. Правда, "нарушители"

так или иначе всегда попадали, даже в случае успеха, в "пространство

наказания": революции "пожирали своих детей", а организаторов переворота, в

свою очередь, поджидал новый переворот. И слишком часто история

подтверждает правоту Бисмарка: "Революции задумывают гении, осуществляют

фанатики, а плодами их пользуются проходимцы".

Стало быть, механизмы социального контроля со стороны институтов

власти должны предусматривать возможность законного изменения собственных

норм и ограничений. Всегда будут люди недовольные существующим общественным

устройством, желающие изменить его. И оппозиции должна быть предоставлена

правовая, легальная возможность для этого: открыто изложите свои идеи и

цели, сплотите единомышленников, боритесь за общественное мнение,

выдвигайте своих кандидатов, завоёвывайте большинство в парламенте. И если

ваши идеи будут поддержаны избирателями, осуществите их через структуры

законодательной и исполнительной власти.

Две концепции законов

Издавна философы спорят по поводу двух концепций юридического закона

как главного регулятора отношений в системе "гражданин — государство". Одна

из них классически выражена английским философом XVII в. Джоном Локком:

"Разрешено всё, что не запрещено законом". Противоположная сформулирована

французским философом XVIII в. Монтескье: "Свобода есть право делать всё,

что разрешено законами". Подход Локка получил название "нельзя-концепция",

а позиция Монтескье — "можно-концепция". Первая из них, как известно, всё

больше укрепляется в мировой общественной жизни и юридической практике. И

это прогрессивная тенденция. Социальный контроль вообще не должен быть

"разрешительным"; таким он бывает лишь в условиях монополизма и диктатуры

власти. Демократический контроль призван устанавливать только запреты,

имеющие принципиальное значение, автоматически разрешая всё за пределами

этих запретов.

Если исходить из двунаправленности контроля и "нельзя-концепции", то

социальные запреты представляют собой две группы "нельзя". Первая из них

включает следующие безусловные требования к индивиду: 1/ нельзя нарушать

юридические законы; 2/ нельзя нарушать нормы нравственности; 3/ нельзя быть

профессионально некомпетентным. Если гражданин выполняет в своей жизни эти

три "нельзя", то есть он законопослушен, морален и профессионален, то в

рамках контроля к нему не может быть никаких претензий, и он совершенно

свободен в своих устремлениях и действиях.

В свою очередь, в качестве противовеса, обеспечивающего гарантии

свобод, индивида от посягательств власти, выдвигаются три безусловных

"нельзя" по отношению к государству: 1/ нельзя нарушать естественные права

человека, то есть права "от рождения" — гражданство, свобода слова,

совести, жительства, выезда и въезда и т.п.; 2/ нельзя лишать его права

собственности и предпринимательства; 3/ нельзя преследовать человека за

инакомыслие.

При этом очевидно, что люди, попадающие волею судьбы во властные

структуры, то есть государственные чиновники всех уровней, тем самым

возлагают на себя двойную ответственность: во-первых, как граждане; во-

вторых, как субъекты государственной власти. Как гражданин чиновник должен

быть образцом законопослушания, порядочности и профессионализма. А как

субъект властных полномочий он обязан в меру своей компетенции стоять на

страже запретов в отношении государства, то есть быть бюрократом в хорошем

смысле слова (не по отношению к людям, а по отношению к государственной

машине). Только то общество, в котором социальный контроль двунаправлен и

уравновешен, а также реально содержит в себе перечисленные выше "нельзя" и

механизм их выполнения, является правовым гражданским обществом,

следовательно — динамичным и социально здоровым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философские идеи имеют удивительное свойство. Они не стареют со

временем. Каждое новое поколение находит в них нюансы; незамеченные

прежними, наполняет их неожиданными интерпретациями и смыслами.

Это не значит, что не появляются новые философские идеи, что

человечество будто бы "питается" лишь достижениями мыслителей далёкого

прошлого. Однако новые идеи не могут произрастать из интеллектуального

вакуума, идеи прошлого являются для них своеобразной питательной средой.

Выдающегося физика В. Гейзенберга — одного из создателей квантовой механики

— как-то спросили, что именно помогло ему в формировании принципиально

новых взглядов на закономерности микромира. И он ответил, что в наибольшей

степени ему в этом помогло чтение трудов древнегреческих философов. Зёрна,

брошенные античными мыслителями, не пропали.

Знаменитый французский философ, физик и математик Р. Декарт сравнивал

семейство наук с деревом: его корни — философия; ствол — физика; ветви —

все остальные науки. Корни скрыты под землёй, их работа не видна, говорил

он. Поэтому некоторые люди не понимают роли и значения философии, а иногда

даже бранят её, полагая, что от неё нет пользы.

Работая над данным пособием, читатель мог заметить, что в науке

философии ещё много нерешённых проблем, по крайней мере в рамках нашей

эпохи. До, сих пор нет ясности в таких вопросах, как происхождение жизни,

возникновение человека, перспективы космических процессов; не существует

чёткой программы решения экологических проблем, проблем технического

прогресса, связанных с нарастанием отчуждения между человеком и техникой;

нет уверенного прогноза в социальных и психологических последствиях

всеобщей компьютеризации технологических и информационных потоков; не

совсем ясно, в каком именно направлении необходимо реформировать систему

образования; нет внятного обоснования перспектив развития общечеловеческой

цивилизации (отношения Востока и Запада, "голодного" Юга и "сытого" Севера,

глобализация экономики и её последствия, межнациональные конфликты и т.д.).

Эти и подобные им проблемы, каждая из которых имеет выраженные

философские аспекты, пробуждают интерес к самостоятельному мышлению и

желание продолжить изучение философии путём самообразования. Автор будет

вознаграждён, если данное пособие вызовет такой интерес и стремление не

порывать с замечательной наукой — философией.

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

В скобках указывается номер страницы учебного пособия, на которой

можно найти ответ на вопрос. Запись “(стр. 70/44)” означает, что ответ на

вопрос в бумажной методичке находится на странице 70, а в электронной на

44.

Билет 1

1. Где, когда и почему /две причины/ возникла философия. Мифология и

религия как её предшественники. Что отличает философию от других наук

и от религии.

2. "Хочешь дышать свежим воздухом — покинь толпу, иди в горы. Но помни,

от горного воздуха иногда умирают". Каков смысл этих слов Ницше? (стр.

70/44)

Билет 2

1. Причины недоверия к философии у некоторых людей /основных - две/(стр.

8-9/5). Качества ума, которые развивает философия /дайте определения,

приведите собственные примеры/ (стр. 11-12/7).

2. Движущие силы научного познания (стр. 87/55). Почему геометрия

возникла именно в Древнем Египте? (стр. 43/27) Как объяснить появление

арифметики, астрономии, термодинамики, истории?

Билет 3

1. (стр. 9/6) Что такое обученность и образованность, почему их надо

различать. Причины и сущность технократизма в системе высшего

образования.

2. Возможно ли появление наук или отдельных теорий без практической

потребности, а только из любопытства учёных? (стр. 87/55)

Билет 4

1. Кастовость древнеиндийского общества. Веды и Упанишады (стр. 13/8).

Представления о Космосе. Учение о реинкарнации, его нравственный

смысл. (стр. 14/8)

2. Как вы понимаете тезис: "Строительные леса гегелевского учения

оказались ценнее возведенного с их помощью здания" (стр.

47,100/29,63).

Билет 5

1. Закон кармы в индуизме, его моральное значение. Виды кармических

связей. Механизмы воздаяния (стр. 14-15/9).

2. Гегель писал: "Сова Минервы начинает свой бесшумный полёт лишь с

наступлением сумерек". Как вы понимаете гносеологический смысл этих

слов?

Билет 6

1. Будда, его судьба (стр. 16-17/10). Основные идеи Будды. "Встреча

квантовой механики и индийской философии ещё не состоялась, она

впереди". Каков смысл этого высказывания? (стр. 18/11)

2. Известно, что в своё время социалисты пытались создать в Америке

социалистические коммуны. Почему эксперимент оказался неудачным, и как

объяснил неудачу К.Маркс? (стр. 49-50/30,31)

Билет 7

1. Идеальный гражданин и идеальное государство по Конфуцию. Система

"кэцзюй". Почему эта система не привилась в Европе? (стр. 19-20/12)

2. Н.Бердяеву принадлежат слова: "Нравственно здоровый человек может

увлечься идеями К.Маркса лишь ненадолго". Почему он выдвигает против

марксизма именно нравственный аргумент? (стр. 48-49/30)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.