Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






№38 Простое (Унитарное) гос-во, как форма территориального устройства: понятие, признаки, виды - это единое цельное государственное образование,состоящее из административно- тер-ных единиц,которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос-го суверенитета не обладают. У-ное ­гос-во, харак-ся следующими признакими: 1) единые для всей террито­рии высшие органы roсударственной власти, органы государственного уп­равления и судебные органы; 2) на всей территории действуют одна кон­ституция,единая система законода­тельства, одно гражданство, единая де­нежнан система, общая налоговая и кредитная политика;3)унитарное го­сударство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности.  По степени зависимости местных ор­ганов власти от центральных унитар­ные roсударства подразделяются на централизованные и депентрализован­ные; 4) в рамках унитарного государ­ства допускается существование авто­номий (например, в составе Великоб­ритании-Шотландия и Северная Ир­ландия); 5) межгосударственные отно­шения осуществляют только цент­ральные органы. (Н.:Польше,Франция). Централизованные- если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым под­чинены местные органы самоуправления.Так, в Финляндии местное самоуправление (ляни) возглавляется губернатором, который назнача­ется президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Имеются и смешанные системы местного государственного уст­ройства, в которых присутствуют признаки централизации и децентра­иiзации. Местное самоуправление в Японии практически не зависит от центральных органов.  

 

 

 

 

 

 

№39 Сложное(федеративное) гос-во:понятие,признаки,виды.

Конфедерация,как особая гос-ная организация ФЕДЕРАЦИЯ [от лат.-­союз, объединение] -сложное (союз­ное) госучарсгво, сосгопщее из частей. обладающих признаками государства. признаки:1) федерация предсгав­ляет собой добровольное объединение нескольких административно-терри­ториальных образований в единое государство.. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют ад­министративные гранииы,свои орга­ны власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового простран­сгва;2)федеративное государство име­ет органы государственной власти и государственного управления,полнo­мочия которых распространяются на все субъекты федерации;3)субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударствен­ных отношениях и международных организациях:4)конституционное законодагельство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства; 5) феде­ративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство кото­рыми осуществляется центральными федеральными органами, а главноко­мандующим яаляется.глава государ­ства (президент).Федерации могут быть территориальными,национальными, национально- территориальными.Территориальная федерация - федерация, в основу которой положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управпения, как правило, в очень больших по территории государствах. Примерами территориатьных федераций являются:США, Бразилия, Мексика. Национальная федерация-федерация, в которой субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей.В качестве примеров национальной федерации мож­но привести: Союзную Республику Югославию (Союз Сербии и Черного­рки), Чехословакию (Союз Чехии и Словакии, распавшьпася в 1993 г.). Как правило,националные федерации являются непрочными образованиями. Национально-территориальная федерация, - особый вид федераций, в основу формирова­ния субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально­тeрриториальных федераций являют­ся: РФ (32 субъекта, которые созданы на основе проживающей в ней нацио­нальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов -­территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территори­алыаых субъектов-земель, население которых в прошлом представляло со­бой родственные немецкие народности).

КОНФЕДЕРАЦИЯэто  форма госу­дарственного устратвства. Главное отличие конфедерации от федерации в том, что федерация является союзным государством, в то время как конфеде­рация - союзом государств. К. имеет сдедующие признаки: 1) это, как пра­вило, временный союз суверенных го­сударсгв, созданный для обеспечения общих интересов; 2) отсутствует еди­ное гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно уп­рощено (без виз и деклараций); 3) субъекты конфедерации имеют соб­ственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возпюжно в рамках военного союза;4) парламент формируется представительными ор­ганами субъектов конфедерации, н, его решения не имеют силы без их согла­сия; 5) на уровне конфедерации нет об­щих судебных органов и весьма огра­ничены исполнительные органы влас­ти; 6) отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет, 7) конфедеративные государства недо­лговечны. Например: в1982г. распался союз Сенегала и Гамбии(Сенегамбия)


№40 Политический режим, как элемент формы гос-ва: понятие, признаки, виды.

 – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.Согласно одной точке зрения «Полит.режим» и «Гос.режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «Полит. режим» более широкое, чем понятие «Государ. режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической влас­ти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «Полит. режим» и «Политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в полити­ческой жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные инсти­туты (демократично либо недемократично).  Признаки:1) степень участия народа в механизмах формирования полити­ческой власти, а также сами способы такого формирования;2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированпость прав и свобод личности;4) степень реализации политической власти непосредственно на­родом;5) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;6) место и роль негосударственных структур в политической сис­теме общества;7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвя­ми власти;9) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничи­вающий) в отношении граждан и должностных лиц;10) учет интересов меньшинства при принятии политических ре­шенгпй;11) домипировахие определенных методов (убеждения, припуждния) при осуществлении политической власти;12) степень верховенства закона во всех сферах общественно жизни;13) принципы взаимоотношения общества и власти;14) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности;15) существование реальных механизмов привлечения к полит ческой и юридической ответственности должностных лиц, включи самых высших.

Виды: может быть-- демократическим- государ­ственный режим, обладающий следу­ющими признаками: 1) наличие в го­сударстве кoллективного законодатель­ного органа, в который народ выбира­ет своих представителей;2) возмож­ностъ для всех граждан, нсзависимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме; 3) граждане обладают реальными спо­собами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, пе­чати,собраний,свободу получения информации, партийные и обществен­ные организации; 4) минимальное вмешательство roсударсгва в экономи­ческую сферу и личную жизнь граж­дан; 5) в идеале демократический характер государства отличается высо­кой степенью развития экономики, дoстойным уровнем жизни, защищенно­стью населения от произвола и безза кония.и антедемократическим (тоталитарным-государствен­ный режим, который имеет следую­гцие признаки: 1) тотально жесткий контроль  гос-ва всех свер жизни общества(экономика,культура,искусство) включая личную жизнь граждан; 2) узурпация вла­сти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеоло­гию в условиях нетерпимости к инако­мыслию и подавления других идеоло­гий.авторитарным- государственый режим, имеющий сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тота­литарноro режима, т.е, стремления уп­равлять всеми сферами общественной жзни. Авторитарный режим строит­а на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных ре­жимов: а) Диктаторский режим- Обычно порождается кризисом соци­альнo-экономической жизни государ­ства. Диктатор не пытается оправдать свою дитктатуру идеологически, он оправдывает свою жестoкость необходи­мостъю нанести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет де­мократия; б) Военный режим.-Высшая государственная впасть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой,социалытой сферой. Политическая жизнь либо сo­всем запрещена; либо крайне ограни­чена; в)Теократический режим- В од­ном лице сосредоточена высшая rocy­дарственная и религиозная власть. Сейчас имеет место в Ватикане, Ира­не, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и автори­тарные режимы почти не встречаются.)


№41 Демократический политический режим: понятие, признаки.В зависимости от особенностей набора методов и средств государ­ственного властвования  различают два режима - демокра­тический и антидемократический. Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие,власть народа. Однако ситуация, при которой весу народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. (Герма­ния, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые за­частуiо ориентируются другие государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.