Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






№140 Типы правового регулирования. Правовое регулирование - это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволе­ний, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный..1) Общедозволительный тип правового регулирования основы­вается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволе­но все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совер­шать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регу­лирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприме­ним к деятельности государственных органов, ибо это создало бы воз­можность для различного рода злоупотреблений. 2) Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивиду­альном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формули­ровка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия зарещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выхо­дит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.Вывод - Общедозволителый тип правового регулирования связан с за­креплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в стро­гой упорядоченности социальных связей, последовательной реализа­ции принципов законности. Он является единственным при примене­нии мер юридической ответственности и ряда других мер государсвенного принуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

---№141(1) Стадии процесса правового регулирования-это осущесивляемое всей системой юр=х ср-тв воздействие на общественные отношения с целью их упорядочить.

141 (2)Стадии механизма правового регулирования.Первая стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общего действия юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и прие­мы юридической техники. Наибольшее значение в нормативной основе придается та­ким юридическим средствам, как позитивные обязывания, доз­воления и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права. Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рам­ках которых стороны приобретают конкретные права и обязан­ности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - примене­ние права, без которой не могут возникнуть некоторые' правоот­ношения. В рамках правоотношений устанавливается конкрет­ная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обя­занных.

Третья стадия - реализация субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), ис­пользования (прав) и применения права. Акты реализации пред­ставляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в пове­дении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возни­кает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле за использованием прав и исполнением обязанностей или защите прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определен­ных юридических последствий при невыполнении субъектом воз­ложенных на него обязанностей или при совершении правона­рушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуа­ции и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии воз­никает необходимость в правоотношениях другого рода - пра­воохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные орга­ны возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеется возможность применить в отношении обязанного лица меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охрани­тельных правоотношений приобретает новый статус, где на пер­вый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотно­ивения. Таким образом, главным элементом на рассматриваемой стадии являются охранительные правоприменительны е акты.

№142 Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интере­сов субъектов права.Целъ механизма правового регулирования - обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям (содержатель­ный признак). Механизм правового регулирования -это система различ­ных по своей природе и функциям юридических средств, позволяю­щих достигать его целей (формальный признак). Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характером движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочис­ленных препятствий, стоящих на этом пути. Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования: 1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения ин­тересов);2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизиру­ются для соответствующих субъектов); 4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования); 5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

№143 Структура и содержание механизма правового регулирования.

Некоторые ученые выделяют в механизме правового регул рования два полярных элемента:

а) нормативную основу, или нормы права, выражающие главные способы воздействия права - дозволения, запреты, обязывания;

б) способы реализации, которые проявляются в фактическсом поведении людей, совершении действий или в воздержании действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма. Между этими двумя элементами существуют промежуточно звенья - юридические факты и правоотношения. Включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рам­ках которых стороны приобретают конкретные права и обязан­ности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - примене­ние права, без которой не могут возникнуть некоторые правоот­ношения. В рамках правоотношений устанавливается конкрет­ная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обязанных.

В юридической литературе чаще всего называют именно эти четыре элемента механизма правового регулирования. Они же одновременно являются стадиями механизма.   СТАДИИ:

Первая стадия - формирование нормативной основы - включает процесс создания и общего действия юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и прие­мы юридической техники.Наибольшее значение в нормативной основе придается та­ким юридическим средствам, как позитивные обязывания, доз­воления и запреты, поскольку они проявляют себя именно в действии права.

Вторая стадия включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рам­ках которых стороны приобретают конкретные права и обязан­ности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия - примене­ние права, без которой не могут возникнуть некоторые' правоот­ношения. В рамках правоотношений устанавливается конкрет­ная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно подразделяются на управомоченных и обя­занных.

Третья стадия - реализация субъективных прав и юридиче­ских обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов), исполнения (обязанностей), ис­пользования (прав) и применения права. Акты реализации пред­ставляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в пове­дении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возни­кает необходимости в четвертой (факультативной) стадии - контроле за использованием прав и исполнением обязанностей или защите прав субъектов правоотношений.

Четвертая стадия характеризуется наступлением определен­ных юридических последствий при невыполнении субъектом воз­ложенных на него обязанностей или при совершении правона­рушения. Данная стадия наступает только при конфликтной ситуа­ции и свидетельствует о невозможности обычными, «мирными» средствами разрешить конфликт. Поэтому на этой стадии воз­никает необходимость в правоотношениях другого рода - пра­воохранительных, а также в правоприменительной деятельности обеспечительного характера. Здесь управомоченный приобретает право на защиту, с помощью которого он или специальные орга­ны возбуждают правоприменительный процесс, и с помощью юрисдикционных органов имеется возможность применить в отношении обязанного лица меры государственного принуждения. Нарушившая свои обязанности сторона в рамках охрани­тельных правоотношений приобретает новый статус, где на пер­вый план выдвигается юридическая ответственность. Поэтому охранительное правоотношение строится по типу властеотно­ивения. Таким образом, главным элементом на рассматриваемой стадии являются охранительные правоприменительны е акты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.