Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






принуж­дением. Вся правовая система стоит на страже справедливости, служит средством ее выражения и закрепления, охраны и защиты. Принцип спра­ведливости имеет нормативно-оценочный харак­тер, заложен в самом содержании права и нахо­дит свое воплощение в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т.п. Все отрасли законодательства (гражданское право, трудовое право, жилищное право, предпринимательское право, природоохранительное право, уголовноё право) призваны проводить справедливость в регулируемые ими общественные отношения; 2) равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип  июридическую категорию необходимо от­личать от понятия равенства. Последнее являет­ся материальной основой равноправия. Равенсто - это более широкое понятие, чем равноправие, поскольку не все элементы социального равенства получают закрепление в праве; 3) единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права и свобо­ды сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность. Если бы у од­ной стороны были бы все права, а у другой все обя­занности, то целое распалось бы; 4) гуманизм в широком смысле означает историче­ски меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам. Рассматриваемый принцип отражает взаимоотношение общества и лич­ности. Принцип гуманизма работает не только в уголовном праве, он пронизывает все отрасли права (административное, финансовое, трудовое, гражданское и др.); 5) сочетание убеждения и принуждения в праве – это важнейшая форма проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждеиив и при­нуждение составляют методы государственно­го руководства обществом. Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания. Правиль­ное решение вопроса об их соотношении при обретает особое значение в период перехода от тота­литаризма к демократии. Основным, главным методом руководства обществом является убеж­дение, осуществляемое в различных формах. Его непосредственным выражением выступают сами нормы; 6) демократизм означает принадлежность всей власти народу.  Перечисленные общеправовые принципы распространяются на всю систему права. Они тесно связаны между собой, взаимодополняют, а часто  ипрони­кают друг в друга. Они свойственны всей системе права, всем ее отраслям. Однако в каждой отрасли они проявляются по-разному в зависимости от спе­цифики данной отрасли, сферы ее действия, пред­мета и методов регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№51 (Естественно-правовой) Современные типы правопонимания.

Естественно-правовая теория. Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVПI вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев и др Основные идеи: 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют coбoй правотворческий и правоприменительный процессы); 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства: а) это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену от­жившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; б) в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.; в) провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:1)такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) упreньшает его формально-юридические свойства, в ре­эупьтате чего теряется четкий критерий законного и противозакон­ного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей; 2)такое понимание связано не столько с правом, сколько с право­сознанием, которое также может быть разным у различных людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№52(Позитивистский) Современные типы правопонимания.

Право в понимании позитивистов – законы, судебные решения, акты государственной власти независимо от содержания. Позитивисты отождествляют право и закон. Сторонники позитивизма предлагают формальные определения права, т.е. сущность явления раскрывается через признаки формы, а содержание формы не имеет значения для понятия права. Позитивисты отрицают право вне закона, отрицают естественное право.

К позитивистскому типу правопонимания относятся легистское и социологическое понятия права.

1) Создатели легистского позитивизма – в Англии – Д. Остин, в Германии – П. Лабанд, в России – Г. Ф. Шершеневич. Они утверждали, что только законодательные тексты, законы - доступные явления для науки и наука может изучать право только как явление доступное познанию. На этом основании легисты делают вывод, что право в научном понимании – это закон. Для понятия права не важны предписания норм, главное – нормы установлены или санкционированы государством. С позиции позитивистов право – это то, что приказывает государство, право продукт законодательной деятельности государства

Таким образом, в легистском позитивизме понятие права определяется через понятие государства, без которого с позиции сторонников подобного правопонимания не может быть и права. Государство первично, право вторично. Закон и власть могут решить любые общественные проблемы и, более того, законодатель устанавливает общественные отношения, предписывая как все должно быть.

Отрицая естественные и неотчуждаемые права человека (права человека по отношению к государству), легисты признают основные права и свободы граждан, установленные государством.

Являясь разновидностью легистского правопонимания, марксизм – ленинизм определяет свое понимание права через понятие государства. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса. Право – это воля господствующего класса, выраженная через государство. К классическому легистскому правопониманию марксизм – ленинизм добавляет лишь то, что законы выражают социально – экономически обусловленную волю господствующего класса, хотя  “истинные” легисты исключали из понятия права, что именно выражают законы. Но принцип прежний – воля господствующего класса, независимо от ее содержания, считается правом, поскольку она выражена в законе. Есть верховная власть, и любой ее нормативный приказ есть право, т.к. он облечен в форму закона.

2) Социологическое правопонимание

Согласно взглядам сторонников социологического правопонимания, право охватывает не только нормы, установленные государством, но и всю совокупность фактически сложившихся правоотношений. Значительную роль в развитии социологического правопонимания сыграл американский юрист Роско Паунд (1870 – 1964). Паунд считал, что юридическая наука должна показывать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Подход Паунда к правопониманию выражен в трех постулатах:

Право – это правовой порядок, регулирование социальных отношений посредством применения силы органами государства;

Право – официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений;

Право – судебный и административный процесс.  В соответствии с таким подходом право выступает как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Это означает, что право формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Но это их качество возможно лишь в силу того, что сами эти отношения имеют правовое значение, выступают как право. Они содержат своего рода стандарт, вариант поведения каждого из своих участников, то есть сами имеют нормативный характер. Само гражданское общество приобретает качество правового общества: его организация в первую очередь регулируется законом, но составляющие общество общественные отношения, благодаря наличию в них правового начала, имеют определенный внутренний механизм саморегуляции.

 

№53Либертарное правопонимание. Современные типы правопонимания (либертарно-юридически). Правопонимания. Непозитивистский тип правопонимания различает право и закон, объясняя приоритет права перед законом, утверждая, что законы по своему содержанию могут быть и неправовыми. Сторонники непозитивизма  предлагают содержательный подход к определению права через содержание правовых явлений. В непозитивистском правопонимании различаются этическое и либертарное понятие права.

Либертарное правопонимание трактует право как формальное равенство свободных индивидов, как всеобщую форму свободу людей. Либертарный тип правопонимания проводит различие права и закона, объясняя приоритет права перед законом, приоритет содержания перед формой.

Сущность права – это свобода, а не насилие. Принуждение в обществе необходимо ради защиты права от нарушений, а не для подавления свободы.

Современная либеральная правовая мысль развивалась в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева.

Предмет познания либертарного правопонимания – “чистое” право, что сближает и одновременно противопоставляет либертарную теорию с “чистым” правопониманием Кельзена, как последователя легистского правопонимания (позитивного права).

Правовое равенство – это формальное равенство в свободе, которое не зависит от социальных, имущественных, семейных и иных различий между людьми. Свобода всех участников правового общения может быть только равной. Разное количество свободы – это не право, а привилегии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.