1) она всегда связана только с правомерным поведением: лишь правомерное поведение субъектов реализует норму права, неправомерное - нарушаат ее;
2) в реализации права заинтересован главным образом тот субъект, который обладает субъективными правами;
3) реализация права осуществляется в различных формах, что обусловлено разнообразием общественных отношений, спецификой содержания различных норм права, различием средств воздействия на поведение людей и другими факторами.
По характеру действий субъектов, степени их активности выделяют четыре формы реализации права: соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права.
Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей.
Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права.
№117 Реализация права: формы Ilод реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл.В зависимости от характера действий субъектов выделяют четыре формы реализации права:1) соблюдение (с ее помощью осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться);2) исполнение (связано с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны);3) использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);4) применение (это властная деятелыность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт). Применение - особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками:а) применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.);б) носит властный характер;в) имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения);г) осутществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); д) связано с применением соответствующего индивидуального, властного(правоприменительного)акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности,когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.
№118.Применение права: понятие,основные требованияОсобую форму реализации права составляет применение. Под правоприменением понимается осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Для правоприменения характерны следующие особенности:
1) оно составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;
2) его действия строго последовательны и реализуются в соответствии с определенной процедурой, в определенной процессуальной форме; 3) его основания регулируются законодательством; 4) оно имеет индивидуальный характер, так как направлено на установление конкретных последствий - возникновение субъективных прав, возложение юридических обязанностей, юридической ответственности;
5) его результатом выступает индивидуальный правоприменительный акт, обязательный для исполнения.
Данная форма реализации права предполагает обязательное участие государства. Обстоятельства требующие правоприменения. К числу такого рода обстоятельств относятся: а) совершение правонарушения, влекущего применение к содеявшему определенной меры наказания или воздействия, что вправе сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;
6) наличие правоприменительного акта, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;
в) обязательный контроль со стороны государства, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация, за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий;
г) регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности; д) ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;
е) возникновение спора о праве, когда стороны не мог, прийти к соглашению;
ж) необходимость официального установления наличия (д сутствия) конкретных фактов и квалификации их в качес~ юридически значимых, например восстановление прав по ченным денежным документам на предъявителя, признание л ца безвестно отсутствующим.
№ 119 Стадии процесса применения норм права.Правоприменение –это исполнение законов, решение управленческих споров, принтятие правоприменительных актов. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности,когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это властная деятельность компетентных органов государства по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных обстоятельств или индивидуално-определенных лиц. Спецификой данной формы является то, что она осуществляется компетентными органами, имеет цель вооплотить содержание правовых норм в жизнь и может распространяться на неограниченный круг лиц. Обычно органами правоприменительной деятельности являются суд, администрация города, правоохранительные органы и т.п. Применение права имеет следующие признаки: 1)осуществляется уполноточенными государственными органами и должностными лицами (граждане, не являющиеся должностными лицами, заниматься правоприменительной деятельностью не могут); 2) имеет тосударственно-властный характер (является одним из видов государственной деятельности, осуществляется от имени государства в оперативно-исполнительской (позитивное реryлирование с помощью индивидуальных актов - приказ о приеме на работу и тд.) и правоохранительной формах); 3) осуществляется в строго установленном процессуальном порядке; основано на принципах: законности; справетитивости; целесообразности; обоснованности. Можно выделить три основнъсе стадии правонрименительного процесса,кот. осуществляется в определенной последовательности: 1) устанавливаются фактические обстоятельства дела;
2) юридическая квалификация
3) вынесение решения по делу (издастся индивидуальный акт); содержание решения доводится до соответствующих органов и должностных лиц; решение принимается по конкретному делу. На первой стадии устанавливается объективная истина по делу.Правоприменение будет обоснованным только тогда, когда фактические обстоятельства проанализированы с достаточной полнотой и достоверностью (сбор всей юридически значимой информации, относящейся к конкретному делу).
На второй стадии правоприменитель выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение, проверяет подлинность текста норм права, их пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, уясняет смысл и содержание юридических предписаний, квалифищирует деяние. Нa третьей стадии принимается решение и выносится правоприменительный акт. Именно в рамках данного этапа правоцрименительного процесса решается судьба этого дела и от того, какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правоотношений. Вывод: установление фактической и установление юридической основы дела выступают как бы подготовительными стадиями применения норм права. Принятие решения является завершающей и вместе с тем основной стадией. После этого решение должно быть исполнено и конкретное общественное отношение реально урегулировано.
№120.Акты применения права:понятие,структура.Акт применения права - это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического цела. Правоприменительный акт выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает следующими особенностями:
- исходит от компетентных органов; - носит государственно-властный характер; - носит индивидуальный, а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; - имеет определенную установленную законом форму.
Правоприменительные акты по своей природе и характеру разнообразны.
1) По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на исполнительные и правоохранительные. Исполнительные правоприменительные акты констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением. Правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акт следственных, судебных, прокурорских органов.
2) По субъектам-праеоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.
3) По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказ протоколы, решения и др.
4) По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.
5)По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам; приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспертизы и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37