Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. (Природа государства - психоло­гическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания.) Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных ре­шений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным дей­ствиям, исполняющим данные решения.

Психологические закономерности, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность, - важный фактор, например, проблема ха­ризмы. Однако роль психологических свойств личности не следует преувеличивать в процессе происхождения государ­ства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и долж­ны рассматриваться лишь как моменты государствообразования, и сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

№14 Историческая теория- теоритическая концепция о происхождения государства

Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Предста­вители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе историче­ского процесса, независимо от субъективных воззрений законодатель­ной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго, например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тoмy, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а раз­вивается сам собою. Право с точки зрения представителей исторической школы есть пpoдукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объек­тивно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права. Видными представителями исторической школы права были не­мецкие юристы Густав Гуго, Карл Савиньи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании роли субъективного правотворчества и значения но­вого законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Йсторическая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в си­стеме нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право. С другой стороны, представители исторической школы права спра­ведливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субьективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать объективные потребности общественного развития, интересы и отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

№15 Соотношение гос-ва и Единство состоит в том, что государство и право: 1) возникают и развиваются совместно;

2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии;

3) выступают средствами управления, инструментами власти;

4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общест­венные интересы,

5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономи­ческими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом:

1) если государство есть особая организация политической власти, то право есть социальный регулятор;

2) если государство выражает силу, то право - волю;

3) если первичным элементом государства является государственный орган, то первичным элементом права - норма;

4) они также не совпадают по формам, функциям и т.д. Взаимодействие государства и права:

- с одной стороны, воздействие государства на право состоит в том, что первое формирует, изменяет, отменяет второе (правотворче­ство), а также реализует и охраняет его (правоприменение);

- с другой стороны, право воздействует на государство,упорядо­чивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компе­тенцию его органов.

Выделяют два основных типа взаимоотношений между государст­вом и правом:

1) когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (характерно для антидемократических государств);

2) когда право стоит над государством, выступая его ограничите­лем (характерно для правовых государств).

 

+№16 Предпосылки происхождения гос-ва-ш5

+№17-ш11

+№18-ш13

 

 

 

 

 

 

 

 

№19 Формационный подход к типологии гос-ва основан на объединении гос-тв в рамках общественно- экономической формации. Главным классификационном критерием служит способпроизводства (уровень развития производительных сил и производст­венных отношений), который определяется господствующей формой собственности на средства производства. Каждой формации соответствует свой тип государства и пра­ва (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалисти­ческий). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объ­ективный характер. Замена одного экономического строя дру­гим влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития обще­ства есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств. Формационный подход присущ марксистскому учению о го­сударстве. Выделялись пять формаций: первобытно-общинная (безгосударственная),рабовладельческая, феодальная,капита­листическая, коммунистическая (первой стадией которой явля­ется социализм). Каждый тип государства, присущий той или иной формации (кроме первобытно-общинной), охраняет и за­щищает экономический строй общества, выражает интересы экономически господствующего класса, служит ему. Таким об­разом, марксистская теория устанавливает зависимость классо­вой сущности, типа государства от системы социально-эконо­мических отношений той или иной формации. В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики ряда государств. Главные недостатки этого подхода состоят в том, что он, во-первых, базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим свое­образием и спецификой государственной организации, не укла­дывались в рамки формационной теории. Во-вторых, этот под­ход характеризует развитие обществ и государств как одномер­ное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую, это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Формационный подход пока не в состоянии объяснить, по­чему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии- первобытно-общинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли путями в государствообразовании.

№20 Цивилизованный подход к типологии гос-ва Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при ха­рактеристике развития конкретных государств и народов следует считывать не только развитие процессов производства и классо­вых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним мож­но отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия то­го или иного народа, конкретной человеческой общности. Род­ственные и близкие культуры образуют цивилизацию. Духовно-культурные факторы способны: а) полностью бло­кировать влияние того или иного способа производства; б) час­тично парализовать его действие; в) прервать поступательное формационное движение; г) усиливать социально-экономиче­ское развитие. Цивилизационный подход позволяет объяснить многовари­антность исторического развития, в том числе тот факт, что об­щества и государства развиваются неодинаково и избирают раз­ные пути движения к прогрессу. Выделяют следующие этапы цивилизации: 1) локальные цивилизации, существующие в отдельных ре­гионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская др.); 2) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.); 3) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество а формирующаяся в настоящее время на основе принципа глобального гуманизма. Этот принцип не отрицает национальных особенностей, разнообразия верований, сложившегося миропо­нимания и т.п. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие, его благо. В юридической литературе отсутствует общепризнанная ти­пология государств по цивилизационному критерию. Вместе с тем выделяются государства первичной и вторичной цивилиза­ций. Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе и выполняемой роли. Для госу­дарств первичной цивилизации характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Это объясняется ключе­вой ролью государства в развитии социально-экономической сферы. Государство этого типа связано с религией в единый по­литико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям принято относить древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шу­мерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не так всесильно, как в первичных цивилизациях, и не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный ком­плекс. Среди вторичных цивилизаций обычно называют запад­но европейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Как видно, критерии разграничения государств первичной и вторичной цивилизаций не отличаются четкостью, они рас­плывчаты, во многом неопределенны. Очевидно, что науке еще предстоит разработать типологию государств по цивилизацион­ному критерию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.