Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






К главным принципам правопорядка от­носятся: законность; конституцион­ность; целостность, структурность; иерархичность; нормативность; справедливость; подконтрольность; про­стота; гарантированность; общеправо­вые и общесоциальные принципы. Правопорядок основан на строгом и полном соблюдении законов всеми гражданами, т.е, на их правомерном поведении. Антиподом правомерного поведения является правонарушение. В ряде случаев возникает необходи­мость в особой процедуре, называе­мой применением норм права. Госу­дарство обеспечивает правопорядок, опираясь на закон, с помощью специ­альных органов: прокyратуры, мили­ции (полиции); органов безопасности; судов; системы органов и учреждений, исполняющих наказания.

Правопорядок - это порядок в общественных от­ношениях, являющийся следствием соблюдения зако­нов и основанных на них нормативно-правовых актов. Правопорядок - это система общественных отно­шении,правоотношений,основанных на нормах права.

Для понимания роли и значения правопорядка важ­ную роль играет понимание таких категорий, как за­конность и соотношения правопорядка и законности, т.к. правопорядок - результат деиствия права и за­конности. Содержанием правопорядка является такая упорядоченность общественных отношении, которая выражается в правомерном поведениии участников, совершаемом в пределах правовых отношении. Правопорядок включает в себя такие элемен­ты правопорядка, как: 1) право и законность, являющиеся его норматив­но-юридическая основой; 2) правомерное поведение, совершаемое субъекта­ми в пределах правовых отношений, как фактический результат действия права и осуществления идеии принципов законности (содержание право­вого порядка);3) участники правовых отношений, наделенные субъективными правами и юридическими обязан­ностями.

№138 Правового регулирования: поятие,Структура и содержание, методы, способы. Правовое регулирование -это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Понятие «механизм» прaвoвoгo регулирования производно от понятия правового регулирования. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая харак­теризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ свой метод или сочетание методов правового регулирова­ния. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздеиствия: 1) метод децентрализованного регулирования, по­строенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частно-правового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субордирдинации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Способы правового регулирования – это пути юри­дического воздействия, выраженные в юридиче­ских нормах и других элементах правовой системы. Выделяют следующие способы правового регулирования:1) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; 2) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий опреде­ленного рода;З) позитивное обязывание – возложение на лиц обя­занности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатиь и т.д.). Процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен в зависимости от выполне­ния правовых обязанностей(добровольно или под принуждением). Существенное значение для понимания правово­го регулирования имеют его предмет или сфера пра­вового регулирования.Предметом правовога регулирования явля­ются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями;2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является не­изменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или за счет отказа от использования права в тех или иных областях об­щественных отношении. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержа­ния правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управлемческие, органи­зационные и другие отношения. Можно. сделать вывод, что по­нятие механизма правового регулирования поз­воляет: 1) не только собрать вместе явления правовой дей­ствительности (нормы, правоотношения, юриди­ческие акты и др.), участвующие в правовом воз­действии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результатив­ность правового регулирования;2) высветить в связи с зтим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовом системе, показать их связь между собои и взаимодеиствие.   Каждый механизм действует на своей стадии пра­вового регулирования (правотворчества, правореа­лизации и применения юридическии ответственно­сти) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Итак, механизм правового регулирования - это слож­ное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответ­ствии с общественными потребностями.

---способы№ Правовое регулирование, понятие - это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. ТГП выделяет три основных способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение. 1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (напри­мер, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выра­жаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности. 2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости со­вершить активные указанные в законе либо договоре действия (на­пример, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ори­ентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные дейст­вия. 3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от кон­кретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение – это  разновидность обязыва­ния, представляющая собой определенное долженствование. Между обязываниями и запрещениями существует весьма тесная взаимосвязь. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уп­латить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна за­прету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он являет­ся родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу.

 

 

 

 

 

 

 

№139 Правового регулирование: предмет и метод. Правовое регулирование -это воздействие юридическими средствами на общественные отношения и поведение людей. Понятие «механизм» прaвoвoгo регулирования производно от понятия правового регулирования. В механизме правового регулирования выделяется структура правового регулирования, которая харак­теризуется прежде всего методами и способами регулирования. Каждой отрасли права присущ сво метод или сочетание методов правового регулирова­ния. В теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздеиствия: 1) метод децентрализованного регулирования, по­строенный на координации целей и интересов в общественном отношении и применяемый в сфере отраслей частно-правового характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субордирдинации между участниками общественных отношений и используемый в публично-правовых отраслях. Существенное значение для понимания правово­го регулирования имеют его предмет или сфера пра­вового регулирования.

Предметом правовога регулирования явля­ются разнообразные общественные отношения, которые объективно по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.В сферу правового регулирования входят различные группы общественных отношений: 1) отношения людей по обмену ценностями;2) отношения по властному управлению обществом; 3) отношения по обеспечению правопорядка, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух вышеуказанных сферах. Сфера правового регулирования не является не­изменной и постоянной, она может расширяться за счет появления новых отношений или за счет отказа от использования права в тех или иных областях об­щественных отношении. От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержа­ния правового регулирования, а следовательно, и особенности структуры права. Ими могут быть имущественные, земельные, управлемческие, органи­зационные и другие отношения. Можно. сделать вывод, что по­нятие механизма правового регулирования поз­воляет: 1) не только собрать вместе явления правовой дей­ствительности (нормы, правоотношения, юриди­ческие акты и др.), участвующие в правовом воз­действии, и обжаловать их как целостность, но и представить их в работающем, воздействующем системном виде, что характеризует результатив­ность правового регулирования;2) высветить в связи с зтим специфические функции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовом системе, показать их связь между собои и взаимодеиствие.

Каждый механизм действует на своей стадии пра­вового регулирования (правотворчества, правореа­лизации и применения юридическии ответственно­сти) и характеризуется специфическими, только ему присущими правовыми средствами. Итак, механизм правового регулирования - это слож­ное явление, определяющее правовое регулирование как осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответ­ствии с общественными потребностями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.