Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






№89 Критерии деления права на отрасли и институты. Для деления права на отрасли используют два критерия: предмет и метод правового регулирования.Предмет правового регулирования - это те общественные отношения, которые право регулирует. Он является основным критерием, ибо общественные отношения объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих правовых форм. Так, трудо­вые отношения выступают предметом регулирования трудового права, семейные отношения - семейного права. Вмтесте с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что: 1) общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разпообразны; 2) нередко одни и те же общественные отношентя регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод - как регулирует. Если предмет является материальным критерием, то метод - формально-юридическим. Метод правового регулирования - это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование­ качественно однородных общественных отношений.

Выделяют следующие основные методы  правового регулирования: императивный - метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях; диспозитивный - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях; поощрительный - метод вознаграждения за определенные заслуженное поведение; рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения и т.п.


 

 

 

(№90) СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Система законодательства — это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:1)отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:

2)комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
3)общефедеральное законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях);
4)законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
5)конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).

№90 Понятие и структура системы законодательства.Законодательство - это деятельность высших гос-х органов власти по изданию законов, один из основных методов осуществлениягос-вом своих функций;совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области(уголовное З-во, гражданское З-во). Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в кото­рых объективируются содержательные и структурные характе­ристики права. Законодательство служит внешней формой вы­ражения права. Система законодательства оп­ределяется социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Система законодательства носит во многом субъектив­ный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности.

Система зако­нодательства отражает форму права. Система законодательства - производна от система права(отрасли,институты).

Первичным элементом системы законодательства служит - норматив­ный правовой акт. (Законодатель должен стремиться, чтобы систе­ма законодательства соответствовала системе права). Система З-ва. — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно - правовых актов. Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):

1) отраслеваягоризонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);

2) иерархическаявертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе. Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. С-ма З-ва включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы- это преамбула, название разделов, глав, статей. Виды законов-1)Конституция, 2)федер-е конституц-е законы, 3)ФЗ, 4)законы субъектов Федерации. Виды подзаконных актов- 1)указы и распоряжения Президента РФ, 2)постановления и распоряжения Правительства РФ, 3)приказы,инструкции, положения министерств,ведомств, гос-х комитетов.4) решения и постановления местных органов гос.власти.5) решения и постановления местных органов гос-го управления.6) нормативные акты муницип-х (негос-х органов).7) локальные нормативные акты(предписания на предприятии-правила внутр. трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:а) Н.Аты государственных органов;б)Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в)нормативные акты совместного характера(государственных ор­нов и иных социальных структур); г)Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а)общефедеральные; б)Н.Акты субъектов РФ;в) Н.Акты органов местного самоуправления; г)локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как:а)нормативные акты неопределенно-длительного действия; б)временные нормативные акты.

№90 Понятие и структура системы законодательства.Законодательство - это деятельность высших гос-х органов власти по изданию законов, один из основных методов осуществлениягос-вом своих функций;совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области(уголовное З-во, гражданское З-во). Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в кото­рых объективируются содержательные и структурные характе­ристики права. Законодательство служит внешней формой вы­ражения права. Система законодательства оп­ределяется социальными факторами - экономическими, политическими, духовно-культурными и др. Система законодательства носит во многом субъектив­ный характер, поскольку складывается по воле законодателя, в результате его целенаправленной деятельности. Система зако­нодательства отражает форму права. Система законодательства - производна от система права(отрасли,институты). Первичным элементом системы законодательства служит - норматив­ный правовой акт. (Законодатель должен стремиться, чтобы систе­ма законодательства соответствовала системе права). Система З-ва. — это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно - правовых актов. Структура системы законодательства (ее внутреннее строение): 1) отраслеваягоризонтальная») – отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство ),т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов различаются по предмету правового регулирования (например, предмет регулирования трудового законодательства – трудовые отношения, а также отношения , тесно связанные с трудовыми);2) иерархическаявертикальная») – законы и подзаконные акты, т.е. в системе законодательства подсистемы нормативных актов (законы, подзаконные акты) различаются по юридической силе. Разновидностью иерархической структуры является иерархическая структура законодательства в федеративном государстве, т.н. «федеративная структура законодательства» – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. С-ма З-ва включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы- это преамбула, название разделов, глав, статей. Виды законов-1)Конституция, 2)федер-е конституц-е законы, 3)ФЗ, 4)законы субъектов Федерации.

Виды подзаконных актов- 1)указы и распоряжения Президента РФ, 2)постановления и распоряжения Правительства РФ, 3)приказы,инструкции, положения министерств,ведомств, гос-х комитетов.4) решения и постановления местных органов гос.власти.5) решения и постановления местных органов гос-го управления.6) нормативные акты муницип-х (негос-х органов).7) локальные нормативные акты(предписания на предприятии-правила внутр. трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:а) Н.Аты государственных органов;б)Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в)нормативные акты совместного характера(государственных ор­нов и иных социальных структур); г)Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а)общефедеральные; б)Н.Акты субъектов РФ;в) Н.Акты органов местного самоуправления; г)локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как:а)нормативные акты неопределенно-длительного действия; б)временные нормативные акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 91 Систематизации законодательства понятие и виды С.З.- это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими.. Бдагда­ря систематизации правовая система упорядочивается, развивается, не от­стает от развития общества. Самосто­ятельными формами систематизации являются:

---Иикорпорация относится к внешним формам систематиза­ции. Она выражается в подготовке и издании сборников, собра­ний нормативных правовых актов с целью обеспечить норматив­ным материалом широкий круг субъектов.Инкорпорация лишена правотворческой природы, но акты в сборниках и собраниях печатаются не в первоначальной редак­ции, а с учетом последующих дополнений, изменений, попра­вок. Следовательно, прежде чем поместить в сборник тот или иной акт, его внешне обрабатывают: из текста удаляют нормы или их части, утратившие силу, исключаются статьи, не имею­щие нормативного характера, и т.д. Однако такая внешняя обра­ботка не должна затрагивать собственно нормативного содержа­ния акта. Таким образом, сохранение неизменным нормативно­го содержания акта - отличительная черта инкорпорации. В зависимости от того, кто создавал сборник или собрание, выделяют три вида инкорпорации: официальную, официозную (полуофициальную), неофициальную.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.