б) Административное толкование - это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения. Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, ограничено подведомственной территорией. Официальное толкование дается в форме актов, которые издает соответствующий компетентный орган. Юридическая сила актов ОТ зависит от полномочий издающих органов. В этих актах наряду с разъяснениями могут содержаться самостоятельныe нормы или индивидуальные веления Неофициальнсе толкование(НТ) - это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. НТ оказывает значительную помощь в практике применения правовых норм. Высказывания крупных государствеиных и общественных деятелей о сущности и роли определеиного закона, о его практической направлеиности. Их разъяснения содействуют глубокому пониманию смысла закона, повьшают уровень правoсознания граждан, обеспечивают правильную реализацию требований закона. . Неофициальное толкование м.б. устным и письменным); оно бывает:
Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является 1)доктринальное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д. Таким образом, толкование обеспечивает правильное и единообразное понимание и применение норм права. 2) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином,
3) профессиональным( исходит от лиц, имеющих спец-е образование-адвокаты, прокуроры,нотариусы.(дают юристы).
№124 Пробелы в праве: понятие и способы их устранения Реальные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы. Пробелы возникают по трем главным причинам: а) поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации; б) вследствие недостатков юридической техники; в) из-за объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.
Единственный способ устранить пробелы в праве заключается в принятии правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов используется институт аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.
Существуют два способа оперативного преодоления пробелов в праве: аналогия закона и аналогия права.
Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.
Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права. К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др. Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства. Аналогия права используется только в том случае, если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу иотивируются причины применения аналогии, что позволит проверить правильность решения дела. Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела. Аналогия не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет. Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов, но главную роль играют акты высших судебных инстанций, обращенные и ко всем судебным инстанциям, и к неопределенному кругу лиц, т.е. ко всем потенциальным участникам судебного процесса. Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не привiеняется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «нет преступления без указания о том в законе». Но аналогия может применяться в гражданском, земельном, трудовом, сецейном и других отраслях права. Аналогия закона применяется, если данные отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота. В этом случае надлежит использовать сходную норму права. При невозможности отыскать сходные отношения и сходную норму применяется аналогия права, т.е. дело решается исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований яобросовестности, разумности и справедливости.
Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать два условия пробелъности: 1) фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования; 2) должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранитъ пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолетъ пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона - это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.(решение дела с предписанием нормы, регулирующей наиболее аналогичные общественные отношения) Аналогия права - это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в конституции. Поэтому правоприменитель, ориентируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи.В уголовном и административном праве аналогия исключается. Применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей где оно допускается
№125 Понятие и классификация правомерного поведенияПравомерное поведение - это деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям. Признаки правомерного поведения: - находится в установленных законодательством рамках (формальный аспект); - социально полезно, не противоречит общественным интересам и целям, что составляет его объективную сторону (содержательный аспект); - является осознанным, что составляет его субъективную сторону. Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на:
1) необходимое (служба в армии);2) желательное (научное и художественное творчество);3) допустимое (отправление религиозных культов).Наиболее распространена классификация правомерного поведения в зависимости oт его мотивов (субъективной стороны), в соответствии с которыми оно подразделяется на:
1) социально активное (это высшая форма правомерного поведения, выражающаяся в высоком уровне правосознания и правовой культуры, ответственности и добровольности, предъявлением строгих требований как к собственному поведению, так и к действиям других лиц.. Здесь субъект действует не из-за страха перед наказанием и не из-за поощрения, а на основе убеждения в необходимости и целесообразности правомерного поведения. Этот вид поведения наиболее социально значим, т.к. связан с реализацией не только личного, но и общественного интереса, с борьбой за утверждение в жизни принципов права, законности, порядка);
2) конформистское (это деяние, основанное на подчинении правовым предписаниям без их глубокого и всестороннего осознания, без высокого правовой активности, хар-ся приспособленчеством к обстоятельствам,подчинением мнению коллектива.Человек поступает правомерно, поскольку «так поступабт все»);
3) маргиналиное (это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием,основано на мотивах страха от-ти перед наказанием).
№126 Правонарушение: понятие, признаки.Правонарушение - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. Признаки правонарушения:
1. Это деяние, т.е. действие или бездействие, осознанное, осмысленное поведение человека, способного контролировать свои поступки. Мысли, чувства, помыслы человека не мопт иметь юридического значения, если они не воплотились в реальные действия.
2. Противоправность деяния, т.е. противоречие установленной норме права, выход за ее пределы.
3. Общественная опасность или общественная вредность деяния.Любое правонарушение наносит ущерб общественным, государственным, личным интересам, дестабилизирует правопорядок, причиняет субъектам материальный или иной вред.
4. Виновность(вина) субъекта, совершившего противоправное деяние. При этом необходимо, чтобы лицо действовало на основе
свободы воли, т.е. у него была возможность выбора варианта поведения.
5. Совершение виновного деяния деликтоспособным литом - физическим или юридическим. Иначе говоря, субъект правонарушения должен обладать способностью нести юридическую ответственность. Критериями этой способности физического лица служат: а) определенный возраст и б) его психическое состояние, а в отношении юридического лица - наличие этого статуса. Следовательно, деликтоспособность определяется двумя критериями: социально-юридическим и медика-юридическим.
Все перечисленные признаки являются обязательными, отсутствие хотя бы одного из ник исключает возможность квалифицировать то или иное деяние как правонарушение.
№127 Правонарушение:виды.П - это виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности. В зависимости от их социальной опасности (вредности) все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37