3)удобством пользования актом, что также нередко требует, чтобы одна норма права располагалась в нескольких статьях акта или, напротив, в одной статье содержалось несколько норм права.
№74,75 Понятие источников(форм) права.Виды(основные формы). Под формами (источниками) права нанимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется дли обозначения внешних форм выражения юридических норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например: закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Закрепленные в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно- правовой акт.
1.Правовой обычай- называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. (общеобязательные правила поведения).П.О.- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);
2.(Судебная практиеа) Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права.
Он означает, что решению суда, вынесенному в соответствии с установленными фактами, обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Следовательно, судебный прецедент обладает общеобязательной юридической силой. Но он находится в подчиненном положении по отношению к закону, так как, создавая прецедент, суд должен действовать в coorветствии с законом. Кроме того, закон может отменить действие судебного прецедента.
При прецедентной форме права прецедент занимает ведущее положение среди других источников права.
Отечественная юриспруденция не признает прецедент в качестве источника права, поскольку судебные органы являются лишь правоприменителями, а не творцами права. Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых других, преимущественно англоязычных, странах.
3. Правовая доктрина.-Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснование своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии. Но исследования ученых и научных учреждений принимаются во внимание правотворческими органами при создании новых законов. Вместе с тем судьи нередко используют при оформлении судебных решений комментарии к кодексам или отдельным законам, но на них нельзя ссылаться в обоснование принимаемых решений. Эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки: 1) она результат профессиональной научной деятельности; 2) выражает позиции ученых по различным проблемам правового содержания.
4. Договоры нормативного содержания Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате заключения которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Следовательно, не всякий договор является нормативным. Нормативные договоры служат основой для принятия последующих нормативных правовых актов. По содержанию нормативные договоры представляют собой юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав п обязанностей. К договорам нормативного содержания принято относить международные акты: конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры. Как правило, они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают зля участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве.(Договорная форма распространена в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений).
5. Религиозные нормы - В некоторых государствах религиозны нормы играют важную роль; а принимаемые законы не могут им противоречить. В первую очередь это относится к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей, некоторых догматах теологической теории. (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного. В совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права.
6. Принципы права-Принципы права выступают источником права практически во всех правовых системах. В романа-германской правовой семье допускается обоснование судебного решения в случае про
пробелов в праве общими правовыми принципами. Также и в Гражданском кодексе РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности Общие принципы права применяются в международном праве. В юридической науке принято разграничивать общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем отраслям права, например принципы справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности и др.
Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права, например, процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности.
Отраслевые принципы отражают специфику той или иной отрасли права. Так, в семейном праве действует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, в трудовом праве - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и т.д.
7.Нормативные-правовые акты - это акты правотворчества, в которых, содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе. общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняюся государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции,другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.
№76 Нормативно-правовой акт понятие и признаки – это изданный в устаноиленном порядке государственными органами юридический документ, который создается в результате правотворческой деятельности roсударства или всенародного волеизъявления (референдума). устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой roсударства. К нормативно-правовым актам относятся: конституция (основной закон); законы, подзаконные акты. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор. Нормативно-правовой акт характеризуется следyющими признаками: имеет письменную форму;имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов; наимевование акта, название издавшегo еro оргaнa, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностноro лица п тд.; обладает определеннoй юрндической силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта и системе нормативно-правовыx актов; имеет внутреннюю структуру-разделы, главы. статьи, части статей, которые содержат нормы права; имеет определенный предмет регулирования; действует в течение определенного срока; охватывает своим действиeм конкретную территорию; входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами; содержат правила поведения общего характера, общеобязателен для всех, кому он адресован; подкреплен возможностью государственного принуждения в случае нарушения его предписаний.
№ 77 Виды и понятие нормативно-правовых актов. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,2) федеральные конституционныe законы принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;4)законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию. Виды подзаконных актов:1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);2) постановления и распоряжения Правительства РФ – это акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры, 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания,принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:а) Н.Аты государственных органов;б)Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в)нормативные акты совместного характера(государственных орнов и иных социальных структур); г)Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а)общефедеральные; б)Н.Акты субъектов РФ;в) Н.Акты органов местного самоуправления; г)локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как:а)нормативные акты неопределенно-длительного действия; б)временные нормативные акты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37