Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






3)удобством пользования актом, что также нередко требует, чтобы одна норма права располагалась в нескольких статьях акта или, напротив, в одной статье содержалось несколь­ко норм права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№74,75 Понятие источников(форм) права.Виды(основные формы). Под формами (источниками) права нанимаются способы закрепления и выражения правовых норм. «Источники права» - специальный правовой термин, который употребляется дли обозначения внешних форм выражения юридических норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например: закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Закрепленные в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение. Различаются следующие основные формы (источники) права: правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно- правовой акт.

1.Правовой обычай- называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.  (общеобязательные правила поведения).П.О.- это исторически сложившееся правило поведе­ния, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в ре­зультате многократного применения, приводящее к правовым послед­ствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ, отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

2.(Судебная практиеа) Судебный прецедент - это решение судебных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обяза­тельное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким об­разом, данное решение приобретает значение своеобразного об­разца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. 

Он означает, что решению суда, вынесенному в соответствии с уста­новленными фактами, обязаны следовать нижестоящие суды при рассмотрении аналогичных дел. Следовательно, судебный прецедент обладает общеобязательной юридической силой. Но он находится в подчиненном положении по отношению к зако­ну, так как, создавая прецедент, суд должен действовать в coor­ветствии с законом. Кроме того, закон может отменить действие судебного прецедента.

При прецедентной форме права прецедент занимает ведущее положение среди других источников права.

Отечественная юриспруденция не признает прецедент в ка­честве источника права, поскольку судебные органы являются лишь правоприменителями, а не творцами права. Прецедентная система права сложилась в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии, Канаде и некоторых других, преимущественно анг­лоязычных, странах.

3. Правовая доктрина.-Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права. Это означает, что су­дья при рассмотрении конкретного дела не вправе в обоснова­ние своего решения ссылаться на труды ученых или их коммен­тарии. Но исследования ученых и научных учреждений прини­маются во внимание правотворческими органами при создании новых законов. Вместе с тем судьи нередко используют при оформлении судебных решений комментарии к кодексам или отдельным законам, но на них нельзя ссылаться в обоснование принимаемых решений. Эти работы могут служить только спра­вочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки: 1) она результат профессиональной научной деятельности; 2) выражает позиции ученых по различным проблемам пра­вового содержания.

4. Договоры нормативного содержания Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате заключения ко­торых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права. Следовательно, не всякий договор является нор­мативным. Нормативные договоры служат основой для приня­тия последующих нормативных правовых актов. По содержанию нормативные договоры представляют собой юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав п обязанностей. К договорам нормативного содержания принято относить международные акты: конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры. Как правило, они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают зля участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве.(Договорная форма распространена в трудовом праве в виде коллективных договоров и соглашений).

5. Религиозные нормы - В некоторых государствах религиозны нормы играют важ­ную роль; а принимаемые законы не могут им противоречить. В первую очередь это относится к теократическим государствам. В частности, мусульманское, индуистское, иудейское право ос­нованы на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей, некоторых догматах теологиче­ской теории. (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относи­тельно обязанностей правоверного. В совокупности они образу­ют шариат, являющийся основным источником мусульманского права.

6. Принципы права-Принципы права выступают источником права практически во всех правовых системах. В романа-германской правовой се­мье допускается обоснование судебного решения в случае про­

пробелов в праве общими правовыми принципами. Также и в Граж­данском кодексе РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справед­ливости и добросовестности Общие принципы права применяются в международном праве. В юридической науке принято разграничивать общеправо­вые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым принципам относятся те, которые присущи всем отраслям права, например принципы справедливости, гу­манизма, равноправия граждан, законности и др.

Межотраслевые принципы присущи нескольким отраслям права, например, процессуальные отрасли закрепляют принци­пы независимости судей, состязательности и равноправия сто­рон, гласности.

Отраслевые принципы отражают специфику той или иной от­расли права. Так, в семейном праве действует принцип равно­правия женщины и мужчины в семейных отношениях, в трудо­вом праве - принципы свободы труда, охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работников и т.д.

7.Нормативные-правовые акты - это акты правотворчества, в которых, содержатся нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт занимает ведущее место. Он объединяет в себе. общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняю­ся государством. К нормативно-правовым актам относятся конституции,другие законы, нормативные решения органов исполнительной власти. В отличие от других источников права, нормативные акты наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности обществен­ного развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффектив­ность правового регулирования.

№76 Нормативно-правовой акт понятие и признаки – это изданный в устаноиленном по­рядке государственными органами юридический документ, который со­здается в результате правотворческой деятельности roсударства или всена­родного волеизъявления (референду­ма). устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной си­лой roсударства. К нормативно-право­вым актам относятся: конституция (ос­новной закон); законы, подзаконные акты. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, норма­тивный договор. Нормативно-пра­вовой акт характеризуется следyющи­ми признаками: имеет письменную форму;имеет атрибуты, позволяющие выделить его из множества других нормативно-правовых актов; наиме­вование акта, название издавшегo еro оргaнa, дату принятия, номер, подпись соответствующего должностноro лица п тд.; обладает определеннoй юрнди­ческой силой в зависимости от уровня принявшего его органа и места акта и системе нормативно-правовыx актов; имеет внутреннюю структуру-разде­лы, главы. статьи, части статей, кото­рые содержат нормы права; имеет оп­ределенный предмет регулирования; действует в течение определенного срока; охватывает своим действиeм конкретную территорию; входит в единую иерархию нормативно-право­вых актов, занимает в ней свое место, взаимосвязан с другими нормативно­-правовыми актами; содержат правила поведения общего характера, обще­обязателен для всех, кому он адресо­ван; подкреплен возможностью госу­дарственного принуждения в случае нарушения его предписаний.


№ 77  Виды и понятие нормативно-правовых актов. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные  на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты. Виды законов: 1) Конституция (закон законов) - основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,2) федеральные конституционныe законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и связанным с Конституцией;3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества;4)законы субъектов Федерации - издаются их представительны­ми органами и распространяются только на соответствующую терри­торию. Виды подзаконных актов:1) указы и распоряжения Президента РФ (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);2) постановления и распоряжения Правительства РФ – это акты ис­полнительного органа государства, наделенного широкой компетен­цией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, госу­дарственных комитетов регулируют, как правило, общественные отно­шения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры, 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов госу­дарственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания,принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи­зации (например, правила внутреннего трудового распорядка).В зависимости от особенностей правового положения субьекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:а) Н.Аты государственных органов;б)Н.Аты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, и т.п.); в)нормативные акты совместного характера(государственных ор­нов и иных социальных структур); г)Н.Акты, принятые на референдуме. В зависимости от сфер действия нормативные акты делят на: а)общефедеральные; б)Н.Акты субъектов РФ;в) Н.Акты органов местного самоуправления; г)локальные норматйвные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифици­руются как:а)нормативные акты неопределенно-длительного действия; б)временные нормативные акты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.