Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






в) СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО (ОБЫЧНОГО) ПРАВА -наиболее архаичная из существующих право­вых систем. Главная особенность дан­ной семьи в том, что основным источ­ником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сo­хранились в ряде государств Африки: на территории проживания находя­щихся в догoсударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии; на островах Океании. Также к особенностям дан­ной правовой семьи можно отнести следующее: неписаный (некодифици­ровапный) характер права; основу обычаев составляют моральные, фи­лософские, юридические нормы, а также мифология; сосуществование отдельно друг от друга « цивилизован­ной» правовой системы и традицион­ной (Индонезия, Бразилия); права творить правосудие, опи­раясь на свои обычаи; регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивиду­ума; коллективная ответственность групны (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом; осуществление правосудия непосредетвенно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями; архаичность многих обычаев; уклон в сторону при­мирения, а не наказания при незначи­тельных правонарушениях; месть - при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).

№ 147 Основные правовые семьи современности.Правовая семья - термин, вве­денный французским ученым Р.Дави­дола для обозначения групп правовых систем, имеющих сходные признаки - системы источников, системы права, организации юстиции, правовые тра­диции.   а) СЕМЬЯ, ПРАВОВАЯ АНГЛО­САКСОНСКАЯ- это совокупность пра­вовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной семьи считается то, что главным ис­точником права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи. Помимо исклю­чительно широких прав судей в созда­нии права и роли судебного прецеден­та особенностями англосаксонской правовой семьи являются: 1) индивиду­альный (казуистический) характер юридических прецедентов; приоритет прав человека (защищаемых судом); 2) главенствующая роль процессуальногo (доказательственного) права, оказывающей влияние на право материаль­ное; отсутствие четкого разделения права на частное и публичное; отсут­ствие отраслевых кодексов.   б) ПРАВОВАЯ РОМАНО-­ГЕРМАНСКАЯ--совокупность пра­вовых систем континентальной Евро­пы: Северной Африки; Южной аме­рики; Японии; России (чья правоваяя система близка к романо-германской правовой семье); некоторых других государств, отличительная особен­ность которых в том, что основным источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой акт, которые составляют единую иерархическую системy нормативных актов. Основой возникновения рома­нo-германской правовой семьи послу­жило римское право. Романо-германс­кая правовая система отличается сле­дующими особенностями: норматив­но-правовой акт яндяется основным источнигroм права; нормативно-право­вые акты составляют иерархическую систему; «во главе» данной иерархи­ческой системы нормативных актов стоит конституция (основной закон)­документ высшей юридической силы, принимаемый обычно парламентом или народом на референдуме (либо из­даваемый монархом); система права делится на две большие части - пуб­личное право (регулирует обществен­ные отношения, связанные с осуще­ствлением власти, и т.д.) и частное право (регулирует вопросы частной жизни граждан); публичное и частное права делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семенное, уголовное, конституци­онное и др.); «во главе» отрасли, как правило, находится комплексный ста­бильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права и применяемый непосредственно.-ко­декс; главными творцами права явля­ются законодатеди, а не судьи; боль­шое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструкции и т.д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в университетах и на­учных учреждениях; судьи являются не создателями права; а его примени­телями.  в) СЕМЬЯ ТРАДИЦИОННОГО (ОБЫЧНОГО) ПРАВА -наиболее архаичная из существующих право­вых систем. Главная особенность дан­ной семьи в том, что основным источ­ником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сo­хранились в ряде государств Африки: на территории проживания находя­щихся в догoсударственном состоянии племен Южной Америки; Индонезии; на островах Океании. Также к особенностям дан­ной правовой семьи можно отнести следующее: неписаный (некодифици­ровапный) характер права; основу обычаев составляют моральные, фи­лософские, юридические нормы, а также мифология; сосуществование отдельно друг от друга « цивилизован­ной» правовой системы и традицион­ной (Индонезия, Бразилия); права творить правосудие, опи­раясь на свои обычаи; регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивиду­ума; коллективная ответственность групны (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом; осуществление правосудия непосредетвенно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями; архаичность многих обычаев; уклон в сторону при­мирения, а не наказания при незначи­тельных правонарушениях; месть - при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»).




1. Многообразие подходов понимания сущности права.

В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал в исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиции, чутья, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).

Право, как и государство, представляет собой историческое явление, образованное в результате естественного развития общества. Однако до недавнего времени связь права с государством понималась односторонне. Так, известное ленинское выражение, что “право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права”, и что, не  будучи установлено властью государства, оно превращается в “пустое сотрясение воздуха пустым звуком”, оценивалось совершенно определенно и буквально, а именно, что право без государства – ничто, ибо государство выступает не просто как охранитель права, гарант его жизнедеятельности, а как создатель права, его творец. В силу устоявшегося понимания соотношения государства и права сложился своеобразный стереотип в пользу “примата государства”, а глубинные процессы возникновения права объяснялись как производные от процессов становления политической системы, то есть происходящие под влиянием причин, вызвавших возникновение государства

Между тем разложение родовой организации, происходившее под воздействием экономики и в свою очередь приведшее к появлению частной собственности, отнюдь не напрямую вызывало становление государственной организации населения. Напротив, закрепление в условиях родового общества циклов производства и обмена первоначально на уровне обычаев, то есть элементарных, простых правил поведения, с усложнением этих циклов нуждается в иных формах, воплощенных в законе. Новые правила поведения уже не могут обеспечиваться только добровольным исполнением, для их соблюдения требуется принудительная сила, которую дает государство.

Значит, возникновение права происходит под непосредственным воздействием экономических отношений; государство же выступает не как создатель, а как охранитель права, служебное средство его обеспечения, в том числе и принудительной силой власти. Тем самым процесс происхождения государства и права может быть выражен схемой: экономика – право – государство.         


Внешнее проявление данного процесса может выглядеть иначе: государственная власть издает законы и тем самым как бы порождает право. Но за ним, во – первых, стоит экономическая потребность, связанная с юридическим выражением (в законе) отношений, во – вторых, закон, который издает государственная власть, это еще не право, а лишь внешняя форма права. Право несводимо к законам.

Само понятие права является неоднозначным, поскольку в разных правовых системах сложились различные подходы к определению сущности и признаков права.

В мире существовало и существует множество различных теорий права и теорий государства, изучающие государственно-правовые явления с разных сторон. Все эти теории имеют разные предметы своего исследования – право, законы, судебные решения. Политическую власть, государство и т.д. Также все теории права и теории государства имеют в своей основе разные подходы к своему предмету, разное понимание терминов “право” и “государство”, разные типы правопонимания.

Понятие – это мыслительное выражение сущности явления. Предмет внешнего мира или объект познания обозначается термином. Один и тот же термин может обозначать хотя и различные, но в сущности связанные друг с другом предметы, родственные понятия.

Аналогично существует несколько  понятий права, которые отражают разные, но взаимосвязанные предметы. Правом называются и субъективные права, и правовые нормы (правила) жизнедеятельности людей, и законы (нормативные правовые акты), и судебные и административные решения, в которых устанавливаются субъективные права и юридические обязанности конкретных людей. Имея единую правовую сущность, все указанные предметы и явления выражают или защищают свободу людей в обществе.

Разные понятия права (разные представления о праве) обозначают термином “право” разные предметы. Но только одно из этих понятий является адекватным естественному употреблению слова “право”, выражающим сущность именно тех явлений, которые должны называться правом. Отождествляя право и закон, подменяют понятия, отражают явления, которые  имеют другие названия и не должны называться правом.[логика]

Понятие права раскрывается через его определение, в котором перечисляются признаки права, по мнению автора являющиеся главными для права. Одно и то же понятие может быть раскрыто через разные определения. Разные определения могут относиться и к разным понятиям. Существуют формальные и содержательные определения. Формальные раскрывают явление через описание его формы. Содержательные – через содержание.

Все концепции, авторы которых стремятся объяснить соотношение закона и права, можно разделить на три группы: отождествляющие сущность закона и права; рассматривающих сущность права через призму иных явлений (экономический строй, психика человека и так далее) и уже, исходя из сущности этих явлений, решают проблему соотношения права и закона; рассматривающие сущность права как явление самостоятельное и не определяемое сущностями других явлений и процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.