Правовая идеология представляет собой систему идей, взглядов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.
По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, поскольку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоционально окрашенным восприятием, а проникает в его сущность, природу, закономерности, определяет, каким должно быть совершенное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимодействуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное по сравнению с правовой идеологией. Правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп общества. От характера и уровня идеологической подготовленности личности зависит, в какой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции. В то же время правовая психология индивида во многом предопределяет разделяемые им идеи.
№64(1) Структура правосознания.Правосознание - это совокупность представления и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроении, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);
2) правовую идеологию (понятии, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубот<ое осмысление субъектами правовых явлений, характертг зующее более рациог-гальный уровень правовых оценок). Правовая идеология – это главный элемент в структуре правосознания. С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населении), так и па уровне правореализации (правосознание обеспечиваёт добровольное соблюдении норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.
№65 Виды правого сознания.Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Виды правосознания разделяются по уровню правосознания и субъектам-носителям По содержанию правосознание подразделяется на:
- обыденное (массовые представления людей, настроения по поводу права, возникающие под влиянием жизненного опыта);
- профессиональное (чувства, убеждения, трацицпи, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);
- научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).
С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право зависит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосознания общества и отдельных групп населении), так и па уровне правореализации (правосознание обеспечиваёт добровольное соблюдении норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.
По субъектам-носителям три вида правосознания: индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное.
1)Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отношений, в которые он вступает, а также от его психофизиологиче эких особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.
2)Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы определяется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. Поэтому можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и др.
3)Общественное правосознание связано с характером отношения к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным, групповым правосознанием, но не сводится к ним. Одновременно общественное правосознание непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносятся как единичное, особенное и общее.
№66 Правовая норма (нормы права): понятие. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Норме права присущи следующие особенности:
1) она носит общий характер, т.е. отличается нормативностью;
2) содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу ее действия;
3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. адресуется не конкретному лицу или распространяется не на конкретный случай жизни; а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров и
4) имеет многократное применение, т.е. не прекращает свое 1ействие после ее исполнения;
5) облекается в письменную, документальную форму;
6) имеет государственно-властный характер, т.е. положения нормы права представляют собой не пожелание, не совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание. При этом государство устанавливает, что является правомерным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства вплоть до применения государственного принуждения;
8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права какому-либо субъекту, норма права одновременно возлагает на него соответствующие обязанности;
9) имеет качество системности, т.е. находится не в хаотическом состоянии, а в определенной системе с другими нормами права.
Для норм права характерны следующие особенности. Они: 1) регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества или определенных групп населения социальные отношения; 2) закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять его в определенное русло;3) представляют собой модель регулируемых отношений, желательных с точки зрения государства и общества; 4) обладают конкретной сущностью, имеют определенную форму и содержание. Определяя понятие нормы права, следует указать, что: а) она представляет собой правило поведения; б) исходит от государства; в) закреплена в определенной форме; г) общеобязательна; д) регулирует общественные отношения; е) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.
№67 Правовая норма (нормы права): Признаки. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
К признакам нормы пpaвa относят:1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием); 4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, т.к. нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права)(в регулятивных нормах гражданских,тудовых,в кот-х фиксир-ся как права так и обязанности субъектов);
5) микросистемность (она выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция). Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы,содержит само правило поведение(либо требование,запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. С-это элемент структуры правовой нормы,кот-й указывает,какие неблагоприятные последствия(меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.
№68 Виды норм пpaвa.Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм: 1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:исходные нормые, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они разделяются на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: императивные (содержащие властные предписания); диснозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные регионе (содержащиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37