Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






Правовая идеология представляет собой систему идей, взгля­дов, концепций, теорий, выражающих отношение к правовой действительности и оценку ее.

По сравнению с правовой психологией правовая идеология является более глубоким усвоением, познанием права, посколь­ку не ограничивается поверхностным, стихийным, эмоциональ­но окрашенным восприятием, а проникает в его сущность, при­роду, закономерности, определяет, каким должно быть совершен­ное право, с помощью каких средств, приемов обеспечивается его эффективность. Правовая идеология и правовая психология тесно взаимо­действуют и не могут существовать друг без друга. Правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второстепенное по сравнению с правовой идеологией. Правовые концепции, идеи воздействуют на правовую психологию личности, социальных групп общества. От характера и уровня идеологической подго­товленности личности зависит, в какой мере она способна и стремится контролировать свои эмоции. В то же время правовая психология индивида во многом предопределяет разделяемые им идеи.

№64(1) Структура правосознания.Правосознание - это совокупность представления и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь приня­тые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п.  Структура правосознания включает в себя два элемента: 1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настро­ении, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки права субъектами);

2) правовую идеологию (понятии, принципы, убеждения, выра­жающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубот<ое осмысление субъектами правовых явлений, характертг зующее более рациог-гальный уровень правовых оценок).   Правовая идеология – это главный элемент в структуре правосоз­нания. С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право за­висит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосо­знания общества и отдельных групп населении), так и па уровне пра­вореализации (правосознание обеспечиваёт добровольное соблюде­нии норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов).Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм право­вого регулирования, предшествует изданию юридических норм и со­провождает на всем протяжении их действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№65 Виды правого сознания.Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь приня­тые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Виды правосознания разделяются по уровню правосознания и субъектам-носителям По содержанию правосознание подразделяется на:

- обыденное (массовые представления людей, настроения по по­воду права, возникающие под влиянием жизненного опыта);

- профессиональное (чувства, убеждения, трацицпи, складываю­щиеся у юристов на основе юридической практики);

- научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретичес­кое освоение права).

С одной стороны, развитие правосознания в определенной степени обусловлено действующим правом; с другой стороны, само право за­висит от правосознания как на уровне правотворчества (принимая нормативные акты, законодатель должен учитывать уровень правосо­знания общества и отдельных групп населении), так и па уровне пра­вореализации (правосознание обеспечиваёт добровольное соблюде­нии норм права и помогает правоприменению; оно необходимо для толкования правовых предписаний, для оценки доказательств, для преодоления пробелов). Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм право­вого регулирования, предшествует изданию юридических норм и со­провождает на всем протяжении их действия.

По субъектам-носителям три вида правосознания: индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное.

1)Индивидуальное правосознание складывается у отдельного человека под воздействием разнообразных факторов и отноше­ний, в которые он вступает, а также от его психофизиологиче­ эких особенностей. Уровень культуры, образования, социальное положение и ряд других факторов обусловливают особенности правосознания каждого человека.

2)Групповое правосознание отражает специфику той или иной социальной группы. Общность интересов членов группы опре­деляется сходством восприятия ими государственно-правовой действительности, в том числе единообразным представлением о том, каким должно быть право. Поэтому можно говорить о правосознании судей, адвокатов, врачей, педагогов и др.

3)Общественное правосознание связано с характером отноше­ния к праву в обществе. Оно обусловлено индивидуальным, групповым правосознанием, но не сводится к ним. Одновремен­но общественное правосознание непосредственно воздействует на индивидуальное и групповое правосознание. Они соотносят­ся как единичное, особенное и общее.

№66 Правовая норма (нормы права): понятие. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

Норме права присущи следующие особенности:

1) она носит общий характер, т.е. отличается нормативно­стью;

2) содержит общеобязательное правило поведения и распро­страняется на всех, кто вступает в сферу ее действия;

3) характеризуется неперсонифицированностью, т.е. адресу­ется не конкретному лицу или распространяется не на конкрет­ный случай жизни; а на всех или большие группы людей (воен­нослужащих, учащихся, пенсионеров и

4) имеет многократное применение, т.е. не прекращает свое 1ействие после ее исполнения;

5) облекается в письменную, документальную форму;

6) имеет государственно-властный характер, т.е. положения нормы права представляют собой не пожелание, не совет, как действовать в той или иной ситуации, а властное предписание. При этом государство устанавливает, что является правомер­ным, а что неправомерным; 7) гарантирована со стороны государства вплоть до примене­ния государственного принуждения;

8) обладает предоставительно-обязывающим содержанием, т.е., предоставляя права какому-либо субъекту, норма права од­новременно возлагает на него соответствующие обязанности;

9) имеет качество системности, т.е. находится не в хаотиче­ском состоянии, а в определенной системе с другими нормами права.

Для норм права характерны следующие особенности. Они: 1) регулируют не любые, а наиболее важные для жизни обще­ства или определенных групп населения социальные отноше­ния; 2) закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяю­щиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять его в определенное русло;3) представляют собой модель регулируемых отношений, же­лательных с точки зрения государства и общества; 4) обладают конкретной сущностью, имеют определенную форму и содержание. Определяя понятие нормы права, следует указать, что: а) она представляет собой правило поведения; б) исходит от государ­ства; в) закреплена в определенной форме; г) общеобязательна; д) регулирует общественные отношения; е) выполнение нормы права обеспечено государственными средствами.


№67 Правовая норма (нормы права): Признаки. Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.

К признакам нормы пpaвa относят:1) общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей); 2) формальную определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов); 3) связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением и стимулированием);  4) предоставительно-обязывающий характер (она не только предо­ставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, т.к. нельзя реализовать право без обязанности и обязан­ность без права)(в регулятивных нормах гражданских,тудовых,в кот-х фиксир-ся как права так и обязанности субъектов);

5) микросистемность (она выступает в виде специфической мик­росистемы, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).  Г-это элемент структуры правовой нормы, содержит конкретные жизненые условия(обстоят-ва),при наступлении кот-х начинает действовать правовая норма. Д-это основная часть правовой нормы,содержит само правило поведение(либо требование,запрет) кот-м должны руководст-ся участники возникших правоотнош-й. С-это элемент структуры правовой нормы,кот-й указывает,какие неблагоприятные последствия(меры гос-го воздействия) могут наступить при невыполнении(нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы.

№68 Виды норм пpaвa.Нормы права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулцрующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Классификация позволяет четче обозначить место и роль юриди­ческих норм в системе правового регулирования, глубже познать их природу и назначение. Выделяют следующие основные виды правовых норм1) в зависимости от функциональной роли они разделяются на:исходные нормые, которые определяют основы правового регулиро­вания общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направле­ния (это, например, декларативные нормы, провозглашающие прин­ципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятый, и т.п.); общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соот­ветствующей отрасли права; специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особен­ностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздей­ствия на поведение личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования (по отрас­левой принадлежности) они разделяются на конституционные, граж­данские, административные, земельные и т.п.; 3) в зависимости от характера - на материальные (уголовные, аг­рарные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессу­альные, гражданско-процессуальные); 4) в зависимости от методов правового регулирования на: императивные (содержащие властные предписания); диснозитивные (содержащие свободу усмотрения); поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение); рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия - на постоянные регио­не (содержа­щиеся в законах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Пре­зидента о введении чрезвычайного положения в определенном в связи со стихийным бедствием).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.