Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






№78 Понятие, нризнаки и виды законов. Закон-это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представи­тельным (законодательным) органом или народом на референдуме и регули­рующий наиболее важные обществен­ные отношения. З-н является (наряду с Конституцией РФ) основным источни­ком права. Законы - это первичные норма­тивно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. От остальных актов закон отличается тем, что: принимает­ся специально уполномоченными ор­ганоми; принимается при строгом со­блюдении процессуаэгьного порядка; регулирует наиболее значимые, важ­нейшие общественные отношения; общеобязателен; стабилен; обладает выс­шей юридической силой. Органами, уполномоченными принимать законы. являются: Федеральное Собрание РФ (Государственная дума и Совет Феде­ращш)-федеральные и федеральные конститyционные законы России; зако­нодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ - законы субъектов РФ. Правом принятия законов в РФ обладают также граждане; имеющие право избирать и участвовать в рефе­рендуме.  Признаки закона: 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале должен выражать волю и интересы народа; 4) обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить); 5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.Вывод:Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить з-н вправе отлько тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям: - по их юридической силе (Конституция, федеральный конститу­ционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации); - по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом); - по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

- по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

№ 79 Виды законов.Закон-это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке представи­тельным (законодательным) органом или народом на референдуме и регули­рующий наиболее важные обществен­ные отношения. З-н является (наряду с Конституцией РФ) основным источни­ком права. Законы - это первичные норма­тивно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. От остальных актов закон отличается тем, что: принимает­ся специально уполномоченными ор­ганоми; принимается при строгом со­блюдении процессуаэгьного порядка; регулирует наиболее значимые, важ­нейшие общественные отношения; общеобязателен; стабилен; обладает выс­шей юридической силой. Органами, уполномоченными принимать законы. являются: Федеральное Собрание РФ (Государственная дума и Совет Феде­ращш)-федеральные и федеральные конститyционные законы России; зако­нодательные (представительные) орга­ны субъектов РФ - законы субъектов РФ. Правом принятия законов в РФ обладают также граждане; имеющие право избирать и участвовать в рефе­рендуме. Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий, учреди­тельный политический правовой акт, закрепляющий конституцион­ный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства,2) федеральные конституционныe законы принимаются по вопро­сам, предусмотренным и связанным с Конституцией;3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, по­священные различным сторонам социально-экономической, полити­ческой и духовной жизни общества;4)законы субъектов Федерации - издаются их представительны­ми органами и распространяются только на соответствующую терри­торию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№80. Действие нормативных актов во времени. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные  на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Действие нормативного акта во времени обусловлено порядком опубликования и вступлением его в силу и утратой силы. Нормативно-правовой акт вступает в силy: а) с момента опубликования - опубликование нормативно-правовых актов должно быть осуществлено в течении 7 дней со дня его принятия в официальных источниках, неопубликованные акты не вступают в, юридическую силу и не могут применяться.

б)по правилам, установленным действующим законодатель­ством. Так, федеральные законы (федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания РФ) вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Пре­зидента РФ и правительственные акты - по истечении семи дней после их официального опубликования, акты исполни­тельных органов - при двух условиях: 1) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если ак­ты носят межведомственный характер и затрагивают права и свободы граждан; 2) после опубликования по истечении десяти дней после их регистрации.

в) с момента, указанного в самом акте.

Важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: 1) если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормы, которые устанавливают наказуемость деяния или усиливают меры от-ти, обратной силы не имеют.

     Нормативный акт утрачивает свою силу:

а) по истечении срока его дей­ствия (например, Закон «О федераль­ном бюджете РФ»-каждый раз прекра­щает свое действие по окончании текущего года);

б) в результате его прямой отмены. Для этого принимается федеральный закон, содержащий статью о признании нормативного акта утра­тившим силу;

в) в результате его фактической отмены. Это означает, что специального закона, отменяющего правовой акт, не издавалось, но был принят новый нормативный акт, нормы которогo входят в противоречие со старыми нормами. Главное, чтобы нo­вые нормы не противоречили положе­ниям Конституции.

г)вступление в силу международного договора, которому противоречат внутригосударственные акты.

д) признание акта неконституционным.

е) приостановление действия акта правомоченным органом.

№81 Действие нормативного акта в пространстве-Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные  на многократное применение. Н.А является официальным документом, носителем юридически значимой информации. Действие норм.-прав.акта - определяется территорией гос-ва, на которую распространяются властные полномочия(предписания) органов его издавшего. В территориальное пространство государства входят: 1) земная поверхность; 2) не­дра; 3) внутреннее водное простран­ство; 4) внешнее водное пространство (территориальное море - 12 морских миль); 5) воздушное пространство в пределах государственных границ. Кроме понятия территориального про­странства, существует понятие экстерриториального  пространство, которое включает в себя пространство, находя­щееся за пределами границ государ­ства, но имеющее статус государствен­ной территории. К экстерриториаль­ному пространству относятся:1) по­сольства и представительства;2)военные корабли (в открытом море и пор­тах); 3) все другие корабли (только в открытом море); 4) салоны и кабины летательных аппаратов (на земле и в воздухе).

Действие актов в пространстве предполагает распростран ние действия акта на территорию данного государства. Этот прос тесно связан с проблемой государственного суверенитета юрисдикции государства. Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между данными государствами.

В федеративных государствах федеральные акты распространяют свое действие на всю территорию федерации. Акты субъетов федерации действуют в пределах юрисдикции данного субъекта. То же относится к актам местных органов власти и актам органов местного самоуправления. Столкновение актов рашается коллизионным правом.

№82 действие акта по кругу лиц. Нормативный правовой акт (Н.А.)- это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные  на многократное применение. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства((апатрид) - это человек,не явл-ся гражд-ом РФ и не имеющий доказ-ва наличия гражд-ва иностран-го гос-ва). 

Действие по кругу лиц. Существует правило, согласно которому дей­ствие норматгшно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражда­нам, государственным и обществеиным организациям. Их действие рас­пространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законо­дательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без граж­данства, находящиеся на территории определенного государства, дол­жны уважать его конституцию и соблюдать законы. Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дип­ломатического иммунитета на территории другого государства, не мо­гут быть привлечены к уголовной ответствеиности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, воп­рос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Неко­торые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе). Нормативныe акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определен­ные категории (воеинослужащих, пенсионеров, гос-е служащие, учащиеся, жители определенных регионов - Крайнего Севера,районы,где объявленно чрезвычайное положение. В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.