Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






Основные постулаты либертарного правопонимания: 1) право – это нормы и требования свободы людей;2) правовые нормы и требования обязательны для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов;3) права человека составляют основу права;4) государство – это особая организация власти в обществе, которая признает и соблюдает свободу подвластных хотя бы в минимальной мере. Сущность государства – это власть, подчиненная праву.

Либертарное правопонимание направлено как против легизма так и против социологического подхода к праву, т.е. против смешения права с неправовыми социальными нормами. Право – это система норм и полномочий свободного общественно – политического существования формально равных субъектов (индивидов и организаций). Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться, соблюдаться и защищаться государством. Закон – это официальный властный акт, формулирующий социальные нормы и требования, полномочия и т.д., придающий им общеобязательный характер, подкрепляющий их принудительной силой политической силой политической власти и устанавливающий санкции за их нарушение.

---№ 54 (Коммуникативный)Современные типы правопонимания

 

№55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические) :понятие и классификация Функции права - это основные направления правового воздейст­вия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений С помощью понятия функции права можно познать предназначе­ние права в обществе, его динамитсу, действие. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких). Если следовать общесоциальному ши­рокому смыслу функций нрава, то среди них можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен­ные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политичес­кая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политическей системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педа­гогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает спо­собом связи между субъектом и объектом управления).На специалъно-юридическом уровне право вьшолняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать разви­тию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Охранителъная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений - и имеет вторичный характер. Она производна от регулятинной функ­ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дейст­вовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные поме­хи. Для того чтобы убрать с пути данньre препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.


№56Принципы права(общеправовые,межотраслевые,отраслевые):понятие,виды-ш36,33.

 

№57 Теория естественного права и ее значение для разработки концепции прав и свобод человека и гражданина Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев.Основные идеи: 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, т.к. не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства: - это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; - в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство.; - провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур. Слабые стороны - такое понимание права (как абстрактных нравственныех ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозакон­ного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей; - такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей.

№58,59,Правовая кулътура общества: понятие,структура - это уровень правосознания и пра­вовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура-это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и об­ществом прав и свобод человека, а так­ же знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Правовую культyру определяют: степень  развитости правосозиания населения; уровень развития правовой деятельности; степень совершенства всей системы правовых актов. Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и ис­пользованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от общего культурно­го уровня населения, от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства, а также от прочно­сти правопорядка, существующего в стране. Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое просвещение и правовое воспитание.

№59 Структура правовой кулътуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности общества;

2) степень прогрессивностиа юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной дея­тельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: - реальной потребностью в праве;

- состоянием законности и правопорядка в стране;

- степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

№60 Уровни правовой культуры правовая культура определяется как качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем и выражается в достигнутом уровне развития правовой деятель­ности, юридических актов, правосознания, степени гарантиро­ванности прав и свобод человека.

Правовая культура проявляется в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом..

Профессиональный уровень свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Дан­ному уровню присуща высокая степень знания права и понима­ния правовых проблем, целей и задач правовой деятельности

Теоретический уровень правовой культуры включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рам­ками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня тео­ретических обобщений.  Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет про­фессиональная культура, так как она определяет работу всех го­сударственных учреждений, государственного аппарата, поли­тических объединений.

№61 Содержание правовой культуры (функции)-В юридической литературе выделяют шесть групп функций правовой культуры: 1)познавательно-преобразовательную,2) право­регулятивную, 3) ценностно-нормативную,

4) правосоциализатор­скую,5) коммуникативную и 6) прогностическую.

1)Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество: формирование правового го­сударства. Данная функция направлена на согласование различ­ных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважение ее достоин­ства. 2)Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы и внесение упорядочен­ности в общественные отношения на основе идеалов, прогрес­сивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждае­мых правовой культурой.

3)Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов и групп населения раз­нообразных фактов, имеющих ценностное значение. Все эле­менты правовой культуры выступают объектами оценки, что по­зволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

4)Правосоциализаторская функция имеет своей направленно­стью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

5)Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценно­го, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя про­грессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.