Рефераты. Шпора по ТГП (2008г.)






1) теоретика-исторические, к которым относятся теория сударства и права, история государства и права, история учений о праве и государстве; 2) отраслевые, занимающиеся исследованием одной какой­то сферы государственно-правовой жизни, например граждан­ское право, уголовное право;3) прикладные, напрймер криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия;4) организационные, такие как судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата;

5) международные, в число которых входят международное публичное, международное частное право, морское, космиче­ское, атомное право и др.;6) сравнительное правоведение (компаративистика), главное назначение которого - сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм права, актов и др. для выявления об­пних закономерностей и особенностей развития государственно­правовых явлений в разных государствах, регионах в целях ис­дользования юридического опыта разных народов.

По отношению к прочим юридическим дисциплинам теория государства и права выступает в качестве обобщающей науки, по­скольку синтезирует выводы отраслевого значения, разрабаты­вает общие модели и понятия, применимые ко всем или многим отраслям права.

Кроме того, теория государства и права является наукой фун­даментальной, поскольку раскрывает глубинные связи и отно­шения в государственно-правовой действительности и форму­лирует положения, используемые иными юридическими науками (например, категории правоотношения, нормы права, юридиче­ского факта, сущности права и др.). Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, так как разрабатывает базовые ндеи, концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые и другими юридическими науками.  Теория государства и права есть исходная по отношению к другим юридическим наукам дисциплина, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда ее особая ответственность за состояние дел во всей юридической науке и задача аккумулировать новейшие достижения юридиче­ской практики, других общественных наук, а также в определен­ной степени и естественных наук. Следовательно, теорию государства и права можно охаракте­ризовать как науку общественную, политическую, теоретико­историческую, обобщающую, исходную, фундаментальную и

методологическую.

№8. Теологическая теория- теоритическая концепция о происхождении гос-ва Теологическая теория происхождения государства получила рас­пространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского; в совре­менных условиях ее развили идеологи исламской религии, католичес­кой церкви (Маритен, Мерсье и др.). По мнению представителей данной доктрины, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна,зависима от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан подчиняться государю во всем. Су­ществующее социально-экономическое и правовое неравенство людей определено той же божественной волей, с чем необходимо смиритьс­я и не оказывать сопротивления продолжателю на Земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей ­божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способст­вуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государст­ной властью - Церкви и религиозным организациям. Данная доктрина не позволяет опреде­лить,как совершенствовать форму государства, как улучшать государнное устройство. К тому же теологическая теория в принципе не­доказуема, т.к. построена в основном на вере.

№9 Материалистическая (классовая)- теоритическая концепция о происхождении гос-ва исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу эконо­гческих причин: общественного разделения труда, появления частной собствеиности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. В результате этих процессов возникает государство, которое спе­цальными средствами подавления и управления сдерживает противо­борство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы эконо­мически господствующего класса. В. И. Ленин категорически выступал против тех, кто утверждал,что государство выступает органом примирения классов.. Ленин неоднократно подчеркивал, что государство есть ма­шина для поддержания господства одного класса над другим. Суть классовой (материалистической) теории состоит в том, что государство воз­никает в результате раскола общества на классы. Отсюда делается вывод: государство есть исторически преходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и также неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов. Представители других концепций и теорий происхождения rocy­дарства считают положения материалистической теории односторон­ними, неверными, так как они не учитывают психологических, биолo­гических, нравственных, этнических и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства.Шершеневич считает,что - экoномический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу обще­ственных явлений. Научная мысль прошлого и настоящего времени выдвинула целый ряд теорий происхождения государства. Основными из них являются естественно-правовая (договорная), органическая, психологическая, теория насилия, экономическая теория, о которой уже говорилось выше.

№10 Теория общественного договора - теоритическая концепция о происхождении гос-ва. получившая прочное распространение в XVII -ХУШ веках.  Договорная (или естественно-правовая) теория основывалась на двух главных положениях: 1) до возникновения государства и права люди жили в так называемом естественном состоянии; 2) государство возникает в результате заключения общественного договора. Представителями этой теории были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев,который утверждал, что государственная власть принадлежит народу, передана им монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу. Отсюда он и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол. Государство - это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество людей в единый народ. Достоинство договорной теории состоит в том, что она: а) провозгласила народ источником государственной власти н принадлежность суверенитета народу. Правители – это лишь уполномоченные народа и могут быть смещены по воле народа; б) впервые порвала с религиозной трактовкой причин воз­никновения государства и опиралась на достоверные историче­ские факты, касающиеся заключения договоров между отдель­ными феодальными городами и приглашаемыми для управления ими князьями и иными правителями (Псков, Новгород, Генуя, Венеция и др.); в) носит демократический характер, так как исходит из того, чго права и свободы человека принадлежат ему от рождения и ни­кем ему не подарены, а все люди равны между собой. Но эта теория не может объяснить происхождение государства у разных народов.

 

 

 

 

 

 

 

№11.Теория насилия- теоритическая концепция о происхождении гос-ва. Теория насилия в наиболее логическим завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели  в военно-политических факторах - насилии, порабо­щении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения,которым и стало го­сударство. По мнению представителей данной доктрины, государство. - «ес­тественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвую­щим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате Войн племена перерождались в касты, сосло­вия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство - не итог внутреннего развития обще­ства, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно- политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия были присущи процессу возник­новения многих государств (например, древнегерманского). С другой стороны, важно помнить, что степень использования на­силия в этом процессе была разной. Поэтому насилие следует рас­сматривать в качестве лишь одной из причин возникновения государ­ства. К томy же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономи­ческим.

№12.Естественно-правовая теория- теоритическая концепция о происхождении государства. Основой длиной теории является положение о том, что государству предшествo­вало естественное состояние человека. Условия жизни людей и харак­тер человеческих взаимоотношений в есreствеином состоянии представля­лись неоднозначным образом. Гоббс видел естествеиное состояние в цар­стве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считаз, что это есть мирное идиллическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естествеиное состояние человека - в его неограничеиной свo­боде.  Сторонники естествеиного права считают государство результатом юридического акта - общественного договора, который является порох:­дением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изоб­ретением. Поэтому даиная теория связьшается с механическим представ­лением о происхождении государства, выступающего как искусственнсе произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лу=ппего обеспечения свободы и порядка

№13.Психологическая теория - теоритическая концепция о происхождения государства

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать. Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал вождям племени, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психическая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предуга­дывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государствен­ная. (Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с влас­тью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинкты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникаетгосударство.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.