Забота Банка о целевом использовании средств, а также об экономии и эффективности в равной мере распространяется на его операции как в государственном, так и в частном секторах. При проведении закупок частные предприятия с учетом этого зачастую следуют сложившейся коммерческой практике вместо того, чтобы прибегать к организации официальных открытых торгов. Тем не менее, по мере целесообразности, Банк поощряет применение методики конкурсных торгов заказчиками из числа его клиентов из частного сектора, особенно в отношении крупных договоров.
Банку требуются доказательства применения заказчиками из частного сектора целесообразных закупочных методик, обеспечивающих им рациональный выбор товаров и услуг по справедливым рыночным ценам, а также в рентабельности вложения ими своего капитала, важнейшее значение для оценки Банком и одобрения им финансирования имеет процесс тщательного планирования закупок с учетом конкретных потребностей предприятия.
Контракты (подряды), присуждаемые заказчиками из частного сектора должны заключаться без личной заинтересованности и отвечать, прежде всего, финансовым интересам компании заказчика, а не спонсоров. В тех случаях, когда акционер компании заказчика или одна из аффилированных с ней организаций, включая материнские компании и аффилированные организации таких материнских компаний, является одновременно подрядчиком или поставщиком по данному проекту, Банк должен убедиться в соответствии издержек текущим рыночным ценам и первоначальной смете расходов, приведенным в отчете об операции, а также в объективности и обоснованности договорных условий. Банк не оплачивает расходы, если они превышают рыночные уровни.
В тех случаях, когда Банк выступает советником или помощником правительственной или государственной организации по заключению договоров с частными организациями на производство общественных работ на концессионных началах, на операции СЭП (строительство-эксплуатация-передача) или на иные аналогичные предприятия с особыми или исключительными правами, или на другие государственные концессии, признанные монопольными, и при этом конечной целью Банка является финансирование победившего соискателя, то при выборе концессионера должен соблюдаться приемлемый для Банка порядок проведения конкурсных торгов.
В тех случаях, когда средства на операцию выделяются финансовому посреднику для перекредитования им частных выгодоприобретателей из числа малых или средних предприятий закупки товаров и услуг по данным субкредитам производится соответствующими выгодоприобретателями в порядке обычной и приемлемой для Банка практики закупок для операций в частном секторе.
6.4. Наём консультантов для оказания услуг
Банк и его заказчики нанимают физических лиц и консультационные фирмы для получения от них широкого круга экспертных рекомендаций и консультационных услуг применительно к характеру своей деятельности и управленческими обязанностями. Основным параметром выбора консультантов должно быть качество оказываемых ими услуг. Для обеспечения эффективного и качественного выполнения заданий в условиях требуемой подотчетности порядок отбора консультантов и заключения с ними договоров на оказание услуг должен быть гибким и прозрачным. При оплате договорных услуг консультантов заемными средствами Банка для операций в госсекторе, а также договорных услуг консультантов, нанятых непосредственно Банком, требуется соблюдать изложенный ниже порядок. Применительно к оплате договорных услуг консультантов средствами фондов техсотрудничества, этот порядок требуется также соблюдать в тех случаях, когда он не противоречит соглашениям с донорами об использовании этих фондов.
Процесс отбора консультантов обычно состоит из следующих этапов:
а) определение масштабов, задач и примерной сметы планируемого задания и установление порядка отбора;
б) поиск квалифицированных консультантов для оказания требуемых услуг и составление краткого списка отвечающих квалификационным требованиям фирм;
в) приглашение к фирмам, включенным в краткий список, представить свои предложения;
г) оценка и сравнительный анализ возможностей и предложений, а также отбор нужного консультанта;
д) переговоры о заключении договора найма с отобранным консультантом; и
е) делопроизводство по договорам найма.
Ряд этих этапов можно упростить или отменить вообще в зависимости от стоимости договора на оказание услуг:
а) применительно к договорам сметной стоимостью менее 50 000 евро с физическими лицами или фирмами квалифицированного консультанта можно отобрать непосредственно без составления краткого списка соискателей и заключить с ним договор найма;
б) применительно к договорам сметной стоимостью 50 000 евро или более физические лица отбираются по итогам оценки вошедших в краткий список и удовлетворяющих требованиям соискателей с обязательным протоколированием обоснования сделанного выбора;
в) применительно к договорам с фирмами сметной стоимостью 50 000 евро или более, но менее 200 000 евро требуется готовить краткий список удовлетворяющих квалификационным требованиям фирмы. Отбор производится по итогам оценки задокументированного опыта работы и текущей квалификации, вошедших в краткий список фирм применительно к данному заданию, причем от них подачи конкретных предложений на выполнение задания не требуется;
г) крупные договоры с фирмами сметной стоимостью 200 000 евро или более заключаются в порядке конкурса по итогам оценки предложений, поступивших от включенных в краткий список и удовлетворяющих квалификационным требованиям фирм.
В краткий список соискателей обычно вносят не менее трех, но не более шести удовлетворяющих квалификационным требованиям опытных консультантов (из числа физических или юридических лиц). В него обычно включают консультантов из самых разных географических регионов, в том числе по возможности, как минимум, одного удовлетворяющего квалификационным требованиям консультанта из одной из стран операций Банка, но обычно не более двух из одной отдельно взятой страны.
В краткий список не включают аффилированные с заказчиком организации, если невозможно продемонстрировать отсутствие между заказчиком и этой аффилированной организацией значительной степени общей собственности, влияния или контроля, а также вероятности возникновения условий, которые могут сказаться на объективности мнения этой аффилированной организации в ходе выполнения заданий.
Применительно и крупным, заданиям сметной стоимостью 200 000 евро или более, к сложным или специализированным заданиям либо операциям, состоящим из значительного числа однотипных заданий, в бюллетене Procurement Opportunities на сайте Банка в Интернете публикуются официальные объявления с предложением к обладающим соответствующей квалификацией фирмам, выразить свой интерес. Краткий список готовится на основе полученных на такое объявление откликов.
Запросы на предложения, включая публикуемые объявления о закупках, готовятся заказчиком на одном из рабочих языков Банка. Банк может затребовать подготовку запросов на предложения и на ином рабочем языке Банка, указав его в запросе на предложения в качестве основного.
При направлении запроса к вошедшим в краткий список фирмам о подаче предложений следует четко указать критерии оценки этих предложений. Оценку консультантов нужно обычно производить на основании технических параметров, в том числе, в частности, опыта исполнения аналогичных заданий, опыта работы и присутствия в данном регионе, квалификации основных сотрудников, предлагаемых для выполнения задания, а также обоснования и качества плана работы. Для некоторых сугубо технических заданий цена услуг может иметь второстепенное значение, а главным фактором отбора должно оставаться качество. После направления запросов о подаче официальных предложений на переговоры с заказчиком о заключении договора найма приглашается консультант, предложение которого получило наивысшую оценку.
Несмотря на желательность организации конкурса на базе краткого списка, в некоторых обстоятельствах все же нужно или целесообразно привлечь какую-либо конкретную фирму или продолжить работу с ней, если:
а) она обладает уникальной квалификацией или опытом;
б) она принимала или принимает участие на таких начальных этапах проектного цикла, как подготовка или выполнение проектно-конструкторских работ, и выявлена потребность в обеспечении преемственности, в то время как конкурс не даст никаких преимуществ. Положение о таком продлении сроков договора, если оно планируется заранее, нужно предусматривать в первоначальном техническом задании и в договоре найма, который желательно заключать по итогам конкурса.
В таких случаях, с предварительного согласия Банка, заказчик вправе запросить у такой фирмы ее предложение и провести с ней переговоры о заключении договора найма консультанта.
В ходе переговоров о заключении договора найма между заказчиком и консультантом по их взаимному согласию в предложение отобранного консультанта можно вносить изменения. Заказчик должен высказать пожелания об изменении номенклатуры услуг и штатного расписания, предложенных консультантом, и затем обговорить соответствующую корректировку цены услуг. До подписания проект окончательного договора найма следует представить на рассмотрение Банку.
Делопроизводство по договорам
Как и при других договорах по финансируемым Банком проектам, заказчик отвечает за организацию и руководство работой консультанта в интересах обеспечения высокого качества, санкционирования платежей, внесения необходимых изменений в договор, разрешения претензий и споров, своевременного и удовлетворительного завершения задания и оценки работы консультантов.
В тех случаях, когда консультантов нанимает заказчик, их квалификация, опыт и условия найма должны удовлетворить Банк. Банк ознакомится с планируемыми номенклатурой услуг и техническим заданием, предлагаемым кратким списком фирм, рекомендациями по отбору консультанта и окончательным договором, чтобы убедиться о соответствии задания установленным Банком критериям финансировании. Договоры на консультационные услуги стоимостью 200 000 евро или более обычно подлежат предварительному рассмотрению Банком. Подлежащие контролю договоры с консультантами указываются в договоре займа. Банк также требует от заказчика оценки работы консультанта.
Если Банк сочтет, что заключение договора или делопроизводство по нему проходили с нарушением установленного порядка, финансирование договора средствами займа прекращается, а выделенная на договор, но неиспользованная часть займа аннулируется.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89