возрастом, его взгляды претерпеваои изменения, но не координальные.
Историческая заслуга Чаадаева состоит в том, что он первым в России начал
мыслить систематически. ). Чаадаев создал собственную философскую
систему. Эта система в отдельных своих пунктах подлежит критике, с ее
частностями можно спорить и не соглашаться, но чтобы опровергнуть ее
нужно построить другую систему. А это означает, что только после Чаадаева
русская философия стала философией в подлинном смысле слова.
Сильного влияния на современников не оказал, т.к. при жизни активно не
публиковался, и его идеи не стали достоянием масс. Стержень его философии
- идеальная модель государства, Россия, ее место в мире, ее недостатки.
В "Философских письмах" в литературизированной форме изложены его
философская система. При жизни было опубликовано лишь первое письмо. В
первом письме рассматривается модель Запада, описывается положение и
состояние (в форме критики) России. права и порядка". Философские взгляды
Чаадаева, изложенные им во II-V "Философических письмах" интересны
гораздо меньше. В области гносеологии он пытался синтезировать идеи
платонизма, картезианства и кантианства, поэтому здесь его взгляды можно
охарактеризовать как эклектику (механическое соединение различных учений,
ни имеющих под собой единую почву). Наибольший интерес представляет
историософия Чаадаева, которую он развивает в VI-VII "Философических
письмах". Здесь находим прообраз идеи "осевого времени", сформулированной
в XX.
Однако, вернемся к первому письму: интересен стиль писма, вступления -
а-ля сентементальное литературное произведение, плавный переход к
философии, резкая грань, после которой начинается собственно философская
модель, в самом конце вспоминается, барышня, к которой обращено письмо, и
резкое окончание письма. Чаадаев, хотя и был патриотом России, оценивал
все ее прошлые и текущие достоинства и достижения с негативной точки
зрения. Единственное упомянутое + свойство России - это воля народа к
победе, однако в качестве двигателя, благодаря которому не создается
связь с прошлым (кстати, время он считал чем-то субъективным), все
остальные качества негативные. Запад Чаадаева - это идеальная модель
государства, построенная на основе христианской (а именно католической)
церкви. Будущее идальное государство - христианское (католическое),
власть принадлежит церкви, но она объемлет собой ВСЕ сферы человеческого
бытия (утопия). Восток, хотя и цивилизация, но она ушла от правильного
пути (а именно христианства), по этому это тупиковая ветвь. Запад - долго
развивался и прошел пору становления, у него богатая история, которую он
помнит, ценит, и на основе которой создалась собственная культура,
идеология западной цивилизации. Россия же долгой истории не имеет,
становления не прошла, историю не ценит, и даже забывает, на основании
этого нет и единой культуры (вернее собственной). С одной стороны Восток,
с другой Запад, а Россия ни где. Россия, как ребенок которого не
потрудились обучить думать: взрослый человек, а своих мыслей не имеет. У
России нет самобытности, христианство - взяли из Византии (как он
говорил, "всеми презираемой"), пытаемся принять образ мысли Запада, но
при этом не проходя все его этапы развития. В письме далеко, не
утверждается, что запад не имеет недостатков, однако ни одного недостатка
не приведено, а лишь + качества. Причем, утверждается, что запад идет по
правильному пути развития. Россия признается страной, которая существует
только для увещевания потомков, о том, что так жить нельзя. Единственный
шанс России - встать на западный путь развития, ускоренно пройти все
этапы развития Запада, и активно вмешиваться (не силовым методом) в жизнь
запада, при этом миссия на Востоке сводится к европеизации востока. Росия
выпала из времени. И вообще, Россия, до сих пор открывает истины,
известные везде, в том числе и в более отсталых нрордах.
При прочтении сего произведения создается впечатления чего-то темного,
безрадостно-безысходного.
b б----------
1. Диалектика научного прогресса и современный мир.
ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!!
Современный мир - (в ключе данного вопроса), мир, который переживает НТР,
т.к. существуют области знания, в которых недавно были совершены научные
перевороты, или они прогнозируются. Новые горизонты науки, открывают
человеку новые горизонты, или расширяют границы уже существующих. В связи
с этим меняется мировозрение человека как такого (от воспринятия как само
собой разумеещегося до понимания глубинных процессов). Идут бурные
изменения в сфере понимания психологии, а следовательно и политики.
Нынешний тип общества - потребительский => почти все открытия, прямо или
косвенно приводят к созданию новых технических и потребительских единиц
(в широком смысле). Короче, раскрыть и поговорить в заданном направлении.
НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС. На наст. момент наше общество имеет тенденцию
становится информационным (инф-я - основной продукт и товар), а сфера
услуг превосходит сферу производства. Однако, есть области познания,
которые до сих пор метафизичны, нет объяснения души, и т.п. (развить,
поговорить). Для чего идет научный прогресс? Кроме законов экономики,
смысла не вижу (развить). Диалектика - учение о наиболее общих законах
развития природы ( в данном случае науги). Закономерность многогранна, и
сложно описуема (т.к. зависит от психологии, политики и пр. всуе
вспомнить про составляющие человека: биолог, психические, социальные).
Например диалектика развития научного знания строится не только на
преодолении ранее существовавших запретов, она одновременно связана с
появлением, новых, еще не встречающихся запретов, и иной системой
ценностей в человеческом обществе. ИГРАТЬ СЛОВАМИ.
2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе.
"Идеальное государство", место в нем искусства.
В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах
Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных
учреждений -народные собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе
партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке
людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.
Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились
учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего
знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти
новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но
связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть
"софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали
называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз
заведомо ложной, точки
зрения.
Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до
крайности мысль об относительности всякого знания.
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл
учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а
также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ.
Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять
государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и
лучшие.
Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям
учеников: Ксилофонт, Платон (о котором он при жизни сказал, что он сильно
приувеличивает), Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна
логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих
собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет
обсуждения. Выступал против Софистов.
Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против
натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав
знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.
(самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно
познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.
Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть
понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна
сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот.
есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.
Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо
поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда
устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски
подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".
В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот.
зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать
худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.
счастье человека - когда его душа полна добродетелями.
Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,
киренская.
КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель
жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в
наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы,
считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его
последователи на это наплевали. Отсюда гедонизм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40