Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






возрастом, его взгляды претерпеваои изменения, но не координальные.

Историческая заслуга Чаадаева состоит в том, что он первым в России начал

мыслить систематически. ). Чаадаев создал собственную философскую

систему. Эта система в отдельных своих пунктах подлежит критике, с ее

частностями можно спорить и не соглашаться, но чтобы опровергнуть ее

нужно построить другую систему. А это означает, что только после Чаадаева

русская философия стала философией в подлинном смысле слова.

Сильного влияния на современников не оказал, т.к. при жизни активно не

публиковался, и его идеи не стали достоянием масс. Стержень его философии

- идеальная модель государства, Россия, ее место в мире, ее недостатки.

В "Философских письмах" в литературизированной форме изложены его

философская система. При жизни было опубликовано лишь первое письмо. В

первом письме рассматривается модель Запада, описывается положение и

состояние (в форме критики) России. права и порядка". Философские взгляды

Чаадаева, изложенные им во II-V "Философических письмах" интересны

гораздо меньше. В области гносеологии он пытался синтезировать идеи

платонизма, картезианства и кантианства, поэтому здесь его взгляды можно

охарактеризовать как эклектику (механическое соединение различных учений,

ни имеющих под собой единую почву). Наибольший интерес представляет

историософия Чаадаева, которую он развивает в VI-VII "Философических

письмах". Здесь находим прообраз идеи "осевого времени", сформулированной

в XX.

Однако, вернемся к первому письму: интересен стиль писма, вступления -

а-ля сентементальное литературное произведение, плавный переход к

философии, резкая грань, после которой начинается собственно философская

модель, в самом конце вспоминается, барышня, к которой обращено письмо, и

резкое окончание письма. Чаадаев, хотя и был патриотом России, оценивал

все ее прошлые и текущие достоинства и достижения с негативной точки

зрения. Единственное упомянутое + свойство России - это воля народа к

победе, однако в качестве двигателя, благодаря которому не создается

связь с прошлым (кстати, время он считал чем-то субъективным), все

остальные качества негативные. Запад Чаадаева - это идеальная модель

государства, построенная на основе христианской (а именно католической)

церкви. Будущее идальное государство - христианское (католическое),

власть принадлежит церкви, но она объемлет собой ВСЕ сферы человеческого

бытия (утопия). Восток, хотя и цивилизация, но она ушла от правильного

пути (а именно христианства), по этому это тупиковая ветвь. Запад - долго

развивался и прошел пору становления, у него богатая история, которую он

помнит, ценит, и на основе которой создалась собственная культура,

идеология западной цивилизации. Россия же долгой истории не имеет,

становления не прошла, историю не ценит, и даже забывает, на основании

этого нет и единой культуры (вернее собственной). С одной стороны Восток,

с другой Запад, а Россия ни где. Россия, как ребенок которого не

потрудились обучить думать: взрослый человек, а своих мыслей не имеет. У

России нет самобытности, христианство - взяли из Византии (как он

говорил, "всеми презираемой"), пытаемся принять образ мысли Запада, но

при этом не проходя все его этапы развития. В письме далеко, не

утверждается, что запад не имеет недостатков, однако ни одного недостатка

не приведено, а лишь + качества. Причем, утверждается, что запад идет по

правильному пути развития. Россия признается страной, которая существует

только для увещевания потомков, о том, что так жить нельзя. Единственный

шанс России - встать на западный путь развития, ускоренно пройти все

этапы развития Запада, и активно вмешиваться (не силовым методом) в жизнь

запада, при этом миссия на Востоке сводится к европеизации востока. Росия

выпала из времени. И вообще, Россия, до сих пор открывает истины,

известные везде, в том числе и в более отсталых нрордах.

При прочтении сего произведения создается впечатления чего-то темного,

безрадостно-безысходного.

b б----------

1. Диалектика научного прогресса и современный мир.

ВОПРОС ДУТЫЙ!!!!!!

Современный мир - (в ключе данного вопроса), мир, который переживает НТР,

т.к. существуют области знания, в которых недавно были совершены научные

перевороты, или они прогнозируются. Новые горизонты науки, открывают

человеку новые горизонты, или расширяют границы уже существующих. В связи

с этим меняется мировозрение человека как такого (от воспринятия как само

собой разумеещегося до понимания глубинных процессов). Идут бурные

изменения в сфере понимания психологии, а следовательно и политики.

Нынешний тип общества - потребительский => почти все открытия, прямо или

косвенно приводят к созданию новых технических и потребительских единиц

(в широком смысле). Короче, раскрыть и поговорить в заданном направлении.

НАУЧНЫЙ ПРОГРЕСС. На наст. момент наше общество имеет тенденцию

становится информационным (инф-я - основной продукт и товар), а сфера

услуг превосходит сферу производства. Однако, есть области познания,

которые до сих пор метафизичны, нет объяснения души, и т.п. (развить,

поговорить). Для чего идет научный прогресс? Кроме законов экономики,

смысла не вижу (развить). Диалектика - учение о наиболее общих законах

развития природы ( в данном случае науги). Закономерность многогранна, и

сложно описуема (т.к. зависит от психологии, политики и пр. всуе

вспомнить про составляющие человека: биолог, психические, социальные).

Например диалектика развития научного знания строится не только на

преодолении ранее существовавших запретов, она одновременно связана с

появлением, новых, еще не встречающихся запретов, и иной системой

ценностей в человеческом обществе. ИГРАТЬ СЛОВАМИ.

2. Школа Сократа, Платона. Учение Платона об идеях, человеке и его душе.

"Идеальное государство", место в нем искусства.

В 5 вднэ на смену полит власти аристократии и тирании во мн. городах

Греции пришла власть демокр. Развитие созданных ею новых выборных

учреждений -народные собрания и суда, игравшего большую роль в борьбе

партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке

людей, влад. искусством судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.

Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой обл. людей становились

учителями риторики, полит знаний... Однако нерасчлененность тогдашнего

знания и б. роль, кот. приобрела в то время фил., привели к тому, что эти

новые мыслители обычно учили не только полит. и юр. мудрости, но

связывали ее с общими вопр. фил. и мировоззрения. Их стали называть

"софистами" т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали

называться те, кто в своих речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз

заведомо ложной, точки

зрения.

Такая хар. опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до

крайности мысль об относительности всякого знания.

СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл

учеников, большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Это а

также выступл самого С. против дем. строя восстановили против него народ.

Он был привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлять

государством должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые и

лучшие.

Сам С. ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям

учеников: Ксилофонт, Платон (о котором он при жизни сказал, что он сильно

приувеличивает), Аристофан, а так же Аристотеля. Для С. характерна

логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих

собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл. предмет

обсуждения. Выступал против Софистов.

Фил.по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против

натурфил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав

знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя.

(самопознание). Познание природы невозможно (агностицизм), возможно

познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть

понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна

сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот.

есть безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.

Определению понятия предшествует беседа, в ходе которой хорошо

поставленные вопросы изобличают собеседника в противоречии. Тогда

устраняется мнимое знание, а беспокойство ума направляется на поиски

подлинной истины. Искусство спора - метод вопросов, "ирония".

В этике С. отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот.

зная , что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать

худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

счастье человека - когда его душа полна добродетелями.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,

киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель

жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в

наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы,

считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его

последователи на это наплевали. Отсюда гедонизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.