Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






подневольный отнимает у человека его "родовую" жизнь. 4) Подневольный

труд порождает отчужденность между людьми.

Марксизм формировался как цельное учение в органическом единстве всех

его составных частей. Философия марксизма выступает как научный метод

познания и преобразования мира. Сердцевину, суть философии М. образуют

исследования классических философских вопросов, концентрирующихся вокруг

отношений человека к миру, отношений людей между собой и природы

(сущности) человека. Выделяют два этапа развития марксизма - "ранний" и

"поздний". Для "ранего" - характерны попытки разработки целостного

мировоззрения преимущественно средствами философского анализа. "Поздний"

- здесь вместо абстрактной конструкции человека и его сущностных сил

сложилась более конкретная, основанная на изучении экономической и

социальной структуры общества. Осн. тезисы: 1) в основу мировоззрения

кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы

современного естествознания; 2) М. открыто признал свою связь с

интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится

принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а

выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования

общества на основе сознательной рев. деятельности; 4) отсюда центр Ф.

исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных

человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об

общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что

мат-зм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6)

наконец сами познание и мышление были поняты по иному. Мышление стало

рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной

исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики. Осн.

принцип: антогонизм между производственными силами и производственными

отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-эк.

формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую

ступень его развития). Тесно связан с эк. История рассматривается

объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и сознание. ОБ -

материальное отношение людей к окр. миру, прежде всего к природе, в

процессе пр-ва мат. благ, и те отношения, в к-рые вступают люди между

собой в процессе пр-ва. ОС - осознание обществом самого себя, своего ОБ'а

и окр. действительности. Б определяет С, обратное вообще говоря неверно.

Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации. Все культурные формации определяются общественным

бытием. Общественное бытие определяет общественное сознание. Система

категорий. Категория производительных сил (люди и средства производства,

предметы труда и орудия труда, где предмет это то, на что направлена

трудовая деятельность). Второй элемент - категории общественного бытия -

производственные отношения. Социально-политические формации: 1.

первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4.

капиталистический, 5. Социалистический. Производственные отношения:

производственно-экономические и производственно-технологические.

Производственно-экономические отношения в марксизме называются базисом

(отношения между людьми). Политика, право, мораль, религия, искусство. Со

сменой базиса меняются все формы культурной жизни. Религия и искусство

меняются значительно медленнее, чем политика. Все это называется

общественно-экономической формацией (ее структура). Три закона развития

общества. 1) Источник развития в борьбе между классами. 2) Развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей. 3)

Развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание

отрицания.

5. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения

материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные

формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет

общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и

средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,

на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории

общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.

рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.

социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом

плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому

принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм,

капитализм - хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая

стадия коммунизма - общественная собственность) и производственно-

технологические (ноу-хау - традиционное общество, мануфактура, машинизм,

автоматизация, кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические

отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).

Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются

все формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно

медленнее, чем политика. Все это называется общественно-экономической

формацией (ее структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В

обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в

чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон

развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник

антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий

исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка

бесклассового общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом

происходит развитие? Развитие производительных сил происходит

эволюционным образом (количественное изменение), тогда как

производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок

происходит именно через революции (насилие). Маркс: развитие

производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за

исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения

количества людей, занятых в сфере производства). 3. Третье: в каком

направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по

спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие происходит по спирали и

носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм - отрицание

частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо

характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,

армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм

победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает

самую убедительную критику всех этих теорий. "Открытое общество и его

враги". Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм -

попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая

методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в

истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению

ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс,

гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур

возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность

компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое

сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу.

Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень

тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились

принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение

рабочего дня и пр.), но повел себя не как ученый, не внес изменения в

теорию.

b 24----------

1. Рационализм и наука.

Наука - еще одна форма общественного познания, отражающая природный,

социальный и внутренний мир человека в понятиях, законах, теориях. На

протяжении многих столетий наука служила примером рациональности, но

ситуация сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социального

общества обострила рпоблему рациональности науки. Как показали в развитии

науки, начиная с 17 в, возникли последовательно три типа научной

рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVII-XVIII вв)- при

теоретическом объяснении и описании объекта надо абстрагироваться от

всего, что относится к субъекту (исследователю), применяемым им средствам

и совершаемым операциям. Это необходимое условие получения объективно-

истинного знания о мире;

2. Неклассический тип научной рациональности (конец 19- середина 20 вв)

который уже учитывает зависимость результатов исследований от характера

тех средств, к которым прибегает ученый (особенно при эксперименте) и от

специфики тех операций, которым подвергается изучаемый объект;

3. Постклассический тип научной рациональности, рассматривающий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.