Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






приводит к ускоряющимся прогрессивным изменениям техники и

технологической базы общ и связанных с этим наук, непрерывное изменение и

обновление той искусственно созданной человеком среды, в которой

протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастанием динамики

общ отношений, их быстрое изменение и трансформация.

Изначально, были, примерно одинаковые условия, но в виду случая после

смут (имевших место быть примерно в одно время), в Греции утвердилась

демократия, а на востоке тирания. В Греции появляются новые труды о мире

(которые противоречат старым и зачеркивают последние), а на востоке

Конфуций, с культом почитания предков. И начиная с этого пошли

противоречия.

Единое мнение о месте России в этой схеме отсутствует. Мнения

колеблются от "Россия абсолютно не самобытна, это коктейль из цивилизаций

(скорее Европейский, или, скорее Азиатский)" до "Россия самостоятельна

цивилизация". Все они имеют право на существование. Мнения о том, что

скорее Западная, или скорее Восточная опускаю. Россия самобытна,

формирование гос-ва осуществлялось с использ-м религии, но не на ее

основе. Уже в древности сформировались основы этических взглядов: культ

правды, терпеливость добро и пр., высшая ценность - само государство.

Другой особенностью - являлось вмешательство гос-ва во все сферы жизни

подданных. Для России характерен разрыв культур и социальных отношений.

При этом раскол - патологическое состояние общества. Для него характерен

"заколдованный круг": активизация позитивных ценностей в одной из частей

расколотого общества приводит в действие силы другой части общества,

отрицающей эти ценности.

В любом случае, менталитеты народов этих трех цивилизаций различны:

добродетелями западного человека являются энергичность и интенсивность,

мода и сенсация, восточного человека - точная середина и

посредственность, бесшумность и увядание, то добродетелями русского

человека - пассивность и терпеливость, консерватизм и гармония

Диалог культур: Япония, восприняв положительные традиции запада, осталась

восточной по своему менталитету и способу усвоения человеческих

ценностей. Скорее всего останется европеизированная восточная

цивилизация, а не овосточенная западная.

2. Основные идеи западноевропейской философии ХVII-ХVIII веков. Новый

менталитет, его влияние на создание высоких технологий.

Европейская философия XVII-XVIII вв.

Идея автономной философии впервые была реализована французским

мыслителем Репе Декартом (1596— 1650), который опирался при этом на

концепции нового естествознания, являясь одним из его основателей. По

образному выражению французского мыслителя XX в. Л. Бергсона, современная

наука сошла с неба Коперника по доске, подставленной ей Галилеем.

Итальянский мыслитель Г. Галилей (154G—1642), защищая взгляды Коперника,

обосновал принцип относительности движения. Разделяя идею позднего

средневековья о природе как книге, подлежащей истолкованию,- он утверждал,

что эта книга написана математическим языком. В своих рассуждениях он

применяет мысленный эксперимент - базу будущей «науки», пришедшей на смену

«науке-логосу античности и средневековья. Декарт, разделяя и развивая

взгляды и подходы Галилея, стал одним из основателей современной математики

и естествознания.

По Декарту, учение о природе— физика— входит органической частью в

систему философских знаний, являясь их стволом. Ветвями этого древа знания

служат механика, медицина и этика, а также философские науки, опирающиеся

на физику и имеющие непосредственный выход в практическую жизнь людей.

Корнем древа знания выступает метафизика. Все знание—от метафизики до

этики—строится единым методом рационального, подобного геометрическому,

рассуждения. К опыту необходимо прибегать, чтобы выяснить, что из

возможного подлинного предмета разума— реализовалось в нашем мире,

являющемся лишь одним из возможных миров.

Метафизика (а с ней и все наше знание) должна, по Декарту, опираться

на положение, истинность которого не вызывает сомнения. Чтобы найти такое

положение, он становится на позиции радикального скептицизма, отвергая все,

в чем можно хоть как-нибудь усомниться. Сомнительны существование Бога,

внешнего мира и собственного тела. Несомненно лишь положение: «Я мыслю,

следовательно, я существую». Это положение представляет собой соединение

двух соответствующих друг другу идей: «я мыслю*- п «я существую*. Истина и

есть соответствие идей друг другу, устанавливаемое или непосредственным

усмотрением—интуитивно, или логическим анализом— демонстративно. Интуиция и

дедукция из интуитивно постигнутого— это два пути, ведущих к познанию всех

возможных миров. Опыт,

как уже было сказано, играет вспомогательную роль.

Таковы гноссеолого-методологические следствия, полученные Декартом из

анализа исходного положения его философии. Из него следует, что «я» есть

нечто мыслящее— душа— некая непротяженная (ибо все протяженное сомнительно)

сущность, или субстанция. Моя собственная душа является первым предметом

моего познания. В душе я нахожу ряд идей, одни из них приобретены мной при

жизни, другие - врождены ей. Среди последних находится идея Бога— существа,

обладающего всеми совершенствами и всемогущего. Анализ идеи Бога

доказывает, по Декарту, что предмет этой идеи, т. е. сам Бог, существует. А

поскольку не может быть обманщиком, то существует и внешний мне мир, мир

протяженных вещей. Итак, существует Бог, сотворивший две субстанции—

протяженную и мыслящую, и существую я- тот, в котором эти две субстанции

соединены и который может познать и Бога и созданный им мир.

Таким образом, первая попытка реализовать идею философии, свободной от

мировоззренческих предпосылок, вылилась в построение, опосредованное

анализом возможностей разума, картины мира, включающей человека, призванной

обосновать систему норм его поведения. Пока же эта картина не завершена,

Декарт предлагал следовать правилу скептиков— жить согласно нравам своего

народа. Вся последующая европейская философия была прямо или косвенно

связана с идеями Декарта.

Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) сделал попытку рассмотреть

учение о природе, развитое Галилеем и Декартом, как единственное

действительное знание. По его мнению, реально существует только телесное,

протяженное; духовное— не субстанционально. Оценивая высоко, как и Декарт,

математический метод рассуждения, Гоббс не согласен с ним в вопросе об

обосновании этого метода. Основания математики и математических рассуждений

он пытается найти в опыте. Его несомненной заслугой является то, что он

обратил внимание на роль языка в познании, хотя решения им вопросов о

природе значения слов, об отношениях слов и вещей не могут быть признаны

удовлетворительными. Исторически более значима его социальная философия,

соответствующая защищаемому им воззрению на природу и социальным

потребностям английского общества того времени. Все люди от природы

одинаковы и стремятся к хорошей жизни. Так как от природы люди равны, то ни

один не хочет уступить другому. До возникновения государства, в

«естественном», т. е. государственном, состоянии

идет война всех против всех. В государстве, созданном путем договора,

граждане отчуждают свои права в пользу носителя власти, который в ответ на

это заботится о безопасности их существования, препятствуя развязыванию

гражданской войны. Любая деспотическая власть лучше, чем гражданская война.

Вся власть и исполнительная, и законодательная, и судебная, и

духовная—принадлежит одному суверену, который силой сохраняет ее. Истинная

вера— та, которую культивирует суверен, суеверие есть то, во что он верить

запрещает. Народ не имеет права на свержение власти, которую он сам

учредил.

Картезианская программа построения системы философских знаний,

покоящейся на едином основании, получила завершенное воплощение в труде

«Этика» голландского философа Бенедикта Спинозы (1632—1677). Построенная

геометрическим методом— как совокупность теорем, доказываемым путем

сведения к аксиомам и определениям, которые предпосланы всему построению,—

«Этика» долгое время воспринималась в качестве образца систематического

построения.

Вводя термин «субстанция» в качестве необходимого для любого

философского построения, Спиноза определяет субстанцию как то, что не

нуждается для своего существования ни в чем другом, является единой и

единственной, выступает причиной самой себя. Согласно Спинозе, так понятая

субстанция есть то, что обычно называют Богом, или природой. Субстанция

обладает бесконечным множеством свойств— акциденций, среди последних—

бесконечное множество сущностных (без которых субстанция не может

существовать) атрибутов. Нам субстанция дана (мы ее познаем) через два

атрибута: протяженность и мышление. Воспринимаемые нами вещи— модификации

(модусы) единой и единственной субстанции, существующие не сами по себе, а

только в системе отношений друг к другу, т. е. в конечном счете к самой

субстанции. Каждая вещь, рассматриваемая как модус субстанции, есть

одновременно и тело— модус атрибута протяжения, и соответствующая этому

телу идея— модус атрибута мышления. Бесконечный модус атрибута протяжения—

движение (протяжение протяжения); бесконечный модус атрибута мышления—

мышление мышления (самосознание). Человек— самое сложное тело во Вселенной,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.