Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






представления об одном и том же предмете; троп о различии между людьми,

тесно связанный с предыдущим и продолжающий его основную идею; троп о

различном устройстве органов чувств; троп о различии условий в одном и том

же человеке в зависимости от переживаемого им состояния; троп о занимаемых

нами различных положениях, расстояниях и местах, из-за чего из каждого

пункта предмет кажется иным; троп, касающийся области этического, согласно

которому нравственное одновременно и не нравственно, т.к. в одном месте оно

признается таким, а в другом нет. Среди поздних тропов можно назвать

следующие: троп о расхождении во мнениях философов: сколько философов —

столько философий, значит истинной философии нет и быть не может; троп о

впадении в бесконечный прогресс, показывающий что то, что приводится для

обоснования какого-либо утверждения, само, в свою очередь, всегда нуждается

в обосновании и так до бесконечности; троп об относительности всех

определений, согласно которому предмет нашего утверждения таков, как его

мыслит субъект, а не таков, как он сам по себе; троп о предположении,

направленном против принятия какого-либо принципа без доказательств, т.е. в

качестве аксиомы; троп о взаимности или о круге в доказательстве и др. Эти

тропы С. очень умело направлял против древних философов, называя их

догматиками, т.е. утверждавшими что-либо в качестве абсолютной истины. Они

демонстрируют наличие высочайшей диалектической культуры мысли у философов-

скептиков, которые вплоть до 3 в. оказывали влияние на интеллектуальную

мысль древнего мира. После этого С. постепенно уходит со сцены европейской

культуры (как потом окажется, не навсегда), уступая место более

соответствующим духу времени школам и направлениям, ищущим более прочных —

положительных — мировоззренческих ориентиров в обществе, постепенно

усваивающем догматические религии и идеи спасения. (2) — Ренессансно-

просветительский С. — установка на ментальное противостояние авторитету

традиции (Монтень, П.Бейль, Декарт, Вольтер, Дидро, Руссо и др.). В отличие

от античного С. фундирован пафосом рационализма. (3) — В философии Юма —

сомнение в бытии объекта (в от- t личие от онтологически артикулированной

"вещи в себе" Канта

2. Атомизм Левкиппа и Демокрита. Демокрит о человеке, мудрости, культуре.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение

наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон,

доказавший бесконечную делимость вещей, пространства и времени, привел к

неустранимым противоречиям, при попытках обосновать реальность множества,

раздельность вещей и их подвижности. Учение А. явилось ген. попыткой

разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных

частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали

за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые

атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не

бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не

обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то

же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был

разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.

Основатель А. - Левкипп. Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 гднэ). Имеются труды охватывающие

вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор.

искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение

А. системы - сущ. атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр.

соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его

учения: Ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник

познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким

усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются

основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во

мнении от того, что сущ. в действительности. Однако Д. не отрицает

реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что

ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в

основе всего, образует его причину. Д. не согласен с тем, что чувств.

восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Он

отрицает наличие целесообразности в природе. Д. распостраняет А. учение на

учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению

атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение.

Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. Идеалом Д. явл. жизнь,

обеспеченная общим законом и порядком. Важнейшее условие - разделение

труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизнью состоит в светлом

и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга,

мерой во всем. Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот. Д. не

отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни

мудрость.

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер.

объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения.

После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей,

пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам,

всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их

подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген.

попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва

телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и

отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них

непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма

большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей

неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как беск.

большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.

Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Основатель А. - Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит из

мельчайших недел. частиц и пустоты.все происходит в силу закона причинности

и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все

возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во

фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д.

охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики,

теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный

приверженец раб. демократии. Исходное положение а. системы - сущ.

атомов и пустоты, образующих своим бескон. многообр. соединениями все

сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл.

взгляд по которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый

источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ.

исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но

их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях

размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнении от того, что сущ. в

действительности. "лишь в общем мнении сущ сладкое, в мнении - горькое, в

мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действительности же

сущ. только атомы и пустота." Однако Д. не отрицает реальность чувств.

воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том, что ф. занимается

изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего,

образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств.

восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозм.

мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела,

в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой,

или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся

в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные

тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Д.

допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и

лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл.

беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Зародыши

учения о первичных и вторичных качествах вещей. Свойства горько, сладко и

т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность

и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат

незнания.

А. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и

смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных

атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания - ощущения. От вещей отделяются "видики" -

материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве

и проникают в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и

форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета,

соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета.

Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам,

Такие св-ва вещ. постигаются умом, и это позн. также м.б. достоверным.

Проблема соотношения чувств и разума в познании.

Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком,

безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.