Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






переносятся с одного места на другое; 2.внутреннее и скрытое движение,

зависящее от свойственной телу энергии.

Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая

необходимость. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли,

кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего

детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи

пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.

Случайность есть лишь явление, причины которого нам неизвестны. Путь к

освобождению людей - в просвещении.

Дал гениальное определение материи (которое, кстати, долгое время в

СССР цитировали как Ленинское): "материя есть все то в объективной

реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает

ощущения".

ДЕНИ ДИДРО (1713 - 1784) - основатель "Энциклопедий". Внес в учение о

природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает,

только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех

понимал природу движения, различая внешнее(пространственное перемещение)

и внутреннее(молекулярное).

Особое внимание Д. привлекала проблема материальное истолкования

ощущений. Как механич. движение материальных частиц может порождать

специф. содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ

появляется на опр. стадии развития материи как нечто качественно новое;

2. способность, аналогичная ощущениям присуща всей материи. Д. был

сторонником 2 мысли.

Д. наметил теорию о психических функциях. Признание существование

независимого от сознания внешнего мира, однако признавал что восприятие

предмета может быть не адекватным. По Д. между большинство ощущ и их

причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их

названиями. Мир познаваем, но безоговорочно доверять ощущениям нельзя.

Методы познания - наблюдение и эксперимент. Все знания приходят через

опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.

В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной

обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден

от ответственности за все совершаемое им.

ГЕЛЬВЕЦИЙ(У МЕНЯ СВЕДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ) считает целью воспитать

переделку

первоначального самобытного склада личности.

b 12----------

1. Личность. Проблемы свободы и ответственности.

Личность - результирующая функция социальных (мировозрение, культура и

т.д.),биологических и волевых начал человека. Личность динамична в

развитии. (Показать зависимость Л. от биологически заложенного характера,

болезней, воспитания и т.д.)

Свобода и ответственность. Корень проблемы лежит, в том, что человек

существо общественное, но при этом обладающее собственным мнением и

личностными характеристиками (самые выдающиеся люди не были в стаде).

Необходимо подчинятся требованиям (причинно обусловленным) социума, при

это соблюдать свои интересы. Своб. и отв. - два полюса одной шкалы. Хотя

есть общепринятая каждым обществом точка(которую, кстати, тяжело выразить

в слова) зрения на проблему, однако каждая Л. позиционирует себя по

своему. (пример: Стамеска - "Разгром" - поросенок)

2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).

Рационализм - направление в теории познания основанный на постижимости

мира разумом (буквально: способ мышления, основанный на разуме), причем,

чувственное познание (эмпирическое) не считается достоверным.

Человечеству свойственно впадать из крайности в крайность. Рационализм

возник во времена НТР, когда многие явления, до того момента не

объяснимые получили свое научное объяснение. В виду этого, доля вещей,

постижимых разумом, в мнении людей, возросла (вплоть до полного

постижения и отрицания достоверности ощущений). Девиз эпохи посвящения:

"Все должно предстать перед судом разума".

РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 - 1650)- ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О

МЕТОДЕ). Согласно книгам был человеком завистливым.

Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии(пытаясь

скрыться от своих знакомых-повес и заняться наукой). Много путешествовал.

Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В

1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. (от воспаления

легких)

Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг

от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную

субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую - физика. Метафизика -

вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его

физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное

основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания,

в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой

достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: "Я мыслю

следовательно Я существую". В учении о бытии он не только признает сущ.

духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве

высшей субстанции пребывает бог. На первое место ставил разум, роль опыта

- проверка данных, полученных интеллектом.

Он творец аналит. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о

функции. От Дек. ведет начало система алгебраических обозначений. В мех.

Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон

действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества

движения при соударении двух неупругих тел. В космогонии выдвинул идею

естественного развития солнечной системы; основной формой движения

космической материи, определяющей строение небесных тел, он считал

вихревое движение ее частиц. При этом понимание было еще механистическое.

Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что

чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.

объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя

(=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно

делима, плотность и геометрические свойства являются сущностью

телесности. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к: 1.

материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в

результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог. Бог создал материю,

движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть

относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.

Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для

всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис,

построить столь же достоверное здание науки. За исходный пункт он

принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не

находит в схоластике). Это сомнение есть только предварительный прием.

Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае

существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку

я мыслю. Я мыслю следов. я существую. Это положение и есть искомая

достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического

доказательства, он есть результат интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д. ошибочно объявляет необходимыми и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности

знания лежит не в практике, а в человеческом сознании.

Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу

этого для доказательства реального существования мира необходимо доказать

существование бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога. Как

понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем

все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же

реальности сколько ее находится в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мы суть

следствия первопричины, то существование и есть сама первопричина т.е.

бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается

возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность

познания.

Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с

волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы.

Возможность истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин

(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он

относит прежде всего математические аксиомы.

В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал,

что

источником достоверности знания может быть только сам разум.

В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения -

аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает

из самой природы человеческого ума(исключительно ложно). В лог цепи

дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.

Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила

памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или

интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.

Вооружившись интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного

знания в случае если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4

требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, которые

представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в

истинности; 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.