переносятся с одного места на другое; 2.внутреннее и скрытое движение,
зависящее от свойственной телу энергии.
Над всеми связями причин в природе господствует строжайшая
необходимость. В вихре пыли поднятом ветром, нет ни одной молекулы пыли,
кот расположена случайно, кот не имеет опр. причины. Из всеобщего
детерминизма выводится и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи
пор и беспор субъективны и представляют лишь нашу оценку ситуации.
Случайность есть лишь явление, причины которого нам неизвестны. Путь к
освобождению людей - в просвещении.
Дал гениальное определение материи (которое, кстати, долгое время в
СССР цитировали как Ленинское): "материя есть все то в объективной
реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает
ощущения".
ДЕНИ ДИДРО (1713 - 1784) - основатель "Энциклопедий". Внес в учение о
природе элементы диалектики. По его мысли все изменяется, исчезает,
только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает. Глубже всех
понимал природу движения, различая внешнее(пространственное перемещение)
и внутреннее(молекулярное).
Особое внимание Д. привлекала проблема материальное истолкования
ощущений. Как механич. движение материальных частиц может порождать
специф. содержание ощущений? Есть 2 ответа на этот вопрос. 1.Ощущ
появляется на опр. стадии развития материи как нечто качественно новое;
2. способность, аналогичная ощущениям присуща всей материи. Д. был
сторонником 2 мысли.
Д. наметил теорию о психических функциях. Признание существование
независимого от сознания внешнего мира, однако признавал что восприятие
предмета может быть не адекватным. По Д. между большинство ощущ и их
причинами не больше сходства, чем между самими представлениями и их
названиями. Мир познаваем, но безоговорочно доверять ощущениям нельзя.
Методы познания - наблюдение и эксперимент. Все знания приходят через
опыт, переход от чувственного к абстрактному есть непрерывный процесс.
В учении об обществе отстаивают детерминизм, т.е. учение о причинной
обусловленности всех чел. действий. Однако чел не может быть освобожден
от ответственности за все совершаемое им.
ГЕЛЬВЕЦИЙ(У МЕНЯ СВЕДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ) считает целью воспитать
переделку
первоначального самобытного склада личности.
b 12----------
1. Личность. Проблемы свободы и ответственности.
Личность - результирующая функция социальных (мировозрение, культура и
т.д.),биологических и волевых начал человека. Личность динамична в
развитии. (Показать зависимость Л. от биологически заложенного характера,
болезней, воспитания и т.д.)
Свобода и ответственность. Корень проблемы лежит, в том, что человек
существо общественное, но при этом обладающее собственным мнением и
личностными характеристиками (самые выдающиеся люди не были в стаде).
Необходимо подчинятся требованиям (причинно обусловленным) социума, при
это соблюдать свои интересы. Своб. и отв. - два полюса одной шкалы. Хотя
есть общепринятая каждым обществом точка(которую, кстати, тяжело выразить
в слова) зрения на проблему, однако каждая Л. позиционирует себя по
своему. (пример: Стамеска - "Разгром" - поросенок)
2. Рационализм, его основные принципы (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц).
Рационализм - направление в теории познания основанный на постижимости
мира разумом (буквально: способ мышления, основанный на разуме), причем,
чувственное познание (эмпирическое) не считается достоверным.
Человечеству свойственно впадать из крайности в крайность. Рационализм
возник во времена НТР, когда многие явления, до того момента не
объяснимые получили свое научное объяснение. В виду этого, доля вещей,
постижимых разумом, в мнении людей, возросла (вплоть до полного
постижения и отрицания достоверности ощущений). Девиз эпохи посвящения:
"Все должно предстать перед судом разума".
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596 - 1650)- ОСНОВОПОЛОЖНИК РАЦИОНАЛИЗМА (РАССУЖД. О
МЕТОДЕ). Согласно книгам был человеком завистливым.
Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии(пытаясь
скрыться от своих знакомых-повес и заняться наукой). Много путешествовал.
Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В
1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. (от воспаления
легких)
Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг
от друга первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную
субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую - физика. Метафизика -
вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его
физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное
основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания,
в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой
достоверной истиной истину о существовании сознания, мышления: "Я мыслю
следовательно Я существую". В учении о бытии он не только признает сущ.
духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве
высшей субстанции пребывает бог. На первое место ставил разум, роль опыта
- проверка данных, полученных интеллектом.
Он творец аналит. геометрии, ввел метод координат, владел понятием о
функции. От Дек. ведет начало система алгебраических обозначений. В мех.
Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал закон
действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества
движения при соударении двух неупругих тел. В космогонии выдвинул идею
естественного развития солнечной системы; основной формой движения
космической материи, определяющей строение небесных тел, он считал
вихревое движение ее частиц. При этом понимание было еще механистическое.
Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что
чувственно воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е.
объективно не существуют. Выводы из этого: мировая материя
(=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно
делима, плотность и геометрические свойства являются сущностью
телесности. Сводит все качественное разнообразие природных явлений к: 1.
материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Движение возникает в
результате толчка. Первоначальный толчок дал Бог. Бог создал материю,
движение и покой. При этом противоречие - пустоты нет, но при этом есть
относительное движение, что означает косвенное признание пустоты.
Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для
всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис,
построить столь же достоверное здание науки. За исходный пункт он
принимает сомнение в общепринятом знании (так как такого тезиса он не
находит в схоластике). Это сомнение есть только предварительный прием.
Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае
существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку
я мыслю. Я мыслю следов. я существую. Это положение и есть искомая
достоверная опора знания. Этот вывод не требует логического
доказательства, он есть результат интуиции ума.
Ясность и отчетливость мышления Д. ошибочно объявляет необходимыми и
достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности
знания лежит не в практике, а в человеческом сознании.
Идеализм Д. усугубился религиозными предпосылками его системы. В силу
этого для доказательства реального существования мира необходимо доказать
существование бога. В числе прочих идей в уме существует идея бога. Как
понятие о сущ. всесовершенном, идея бога обладает большей реальностью чем
все другие идеи. В причине должно быть по крайней мере столько же
реальности сколько ее находится в следствии. Т.к. мы сущ и т.к. мы суть
следствия первопричины, то существование и есть сама первопричина т.е.
бог. Но если всесовершенный бог существует, то этим исключается
возможность, чтобы он нас обманывал. Этим обусловлена сама возможность
познания.
Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с
волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы.
Возможность истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин
(предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к которым он
относит прежде всего математические аксиомы.
В познании главную роль играет разум - рационализм. Декарт полагал,
что
источником достоверности знания может быть только сам разум.
В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения -
аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает
из самой природы человеческого ума(исключительно ложно). В лог цепи
дедукции, следующей за аксиомами, каждое следующее звено достоверно.
Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила
памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или
интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждением дедукции.
Вооружившись интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного
знания в случае если будет вооружен методом. Метод Декарта состоит из 4
требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, которые
представляются уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в
истинности; 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40