необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они
становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием
возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это
независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот
рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не
формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок
подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К
ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а
понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает
вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством
априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве
самосознания. категории 1) количество: единство, множество, совокупность;
2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения:
присущность, самостоятельность, существование; 4) модальность:
возможность-невозможность, необходимость -случайность, существование-
несуществование.
Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе
законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые
законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если
рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения
субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.
принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само
строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие,
а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и
может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы
нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами
ума. Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы
чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл
определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх
знания строится самим сознанием.
Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое
созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в
эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект
чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.
Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом
совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию,
истекающее из высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок
стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в
пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и
случайности, о существовании бога как необходимого существа. предмет
метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное
содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. выход -
в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в
себе. Антиномии
1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или
бесконечен)
2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не
существует ничего простого, все сложно);
3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из
которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную
причинность (все детерминированно, свободы нет).
4) к миру принадлежит (или часть мира).
Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел
поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо,
так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен
необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного
сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в
этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное
предписание или "категорический императив."
З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного
поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если
он соверш из уважения к нравст з-ну.
Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и
законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для
каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые
выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при
любых условиях. Совокупность добродетелей 1) забота о сохранении жизни и
здоровья; 2) правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.
Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные
обязанности - любовь и уважение.
Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя
приносить ее в жертву даже ради блага общества.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор
или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир
жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует
справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание
вынуждено верить, будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий
как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их
бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или
требование "практического разума". Практический разум --- человек если не
приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим
гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то
есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого ---
гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм.
b 10----------
1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой
философии.
Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная,
идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание
формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия,
так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и
общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его
основные элементы, в том числе и общественное сознание.
Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его
неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает
простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком
и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на
эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между
явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые
понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания
невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до
глубоких теоретических обобщений.
По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких
обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для
удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое
сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание
людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более
глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание
связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей
более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного
сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных
и духовных процессов.
Проблема в том, что физически, понятия общественное сознание не
существует: механическая смесь сознаний - не подходит, общ. сознание,
развивается, живет по своим законам, влияет на свои составляющие и они
влияют на него, но такого объекта на самом деле нет. Этот термин является
овеществлением сложного процесса.
Про сознания для частного чел-ка вывести из общего.
В древней Греции преобладали либо явные приверженцы знания, т.е.
человек постигает истину, и приверженцы мнения, "человеку лишь мнения
доступны. Вообще, до Ксенофана этот вопрос не поднимался, он первый
сказал, что человеку доступны мнения. И уже после него появились
приверженцы одного или другого. В обще, очень интересное сочетание, даже
те, кто говорил, про то, что лишь мнения доступны формировали картины
мира. РАЗВИТЬ МЫСЛЬ, ДАЛЕЕ ПЕРЕЙТИ НА ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФОВ.
Ксенофан
VI-5 вднэ. Точное время жизни не известно, но после платона и до
Гераклита. Поэт, философ, сатирик. Очень много путешествовал (в 25 лет
покинул родину). В конце жизни поселился в городе Элее. Умер в глубокой
старости. Считается, что он глава элинской философии (с таким же правом,
как Пифагор - пифагорейской, а Фалес - милетской.)
Прежде всего он поэт-сатирик, нападавший на политеизм, национализм богов,
на новшества в нравах (в негативном смысле), на новые учения (Пифагор,
Фалес и т.д.). Его полемика столь насмешлива и карикатуристична, что
можно принять версию о создании его филосовских мыслей из пародий на
существующие учения.(например, полное отрицание движения, хотя сам он всю
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40