Рефераты. Шпора к канд. минимуму по философии






необходимость.

Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они

становятся априорными формами нашей чувственности.

Априорные формы рассудка. Рассудок есть возможность знания. Условием

возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это

независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот

рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не

формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок

подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К

ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а

понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает

вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством

априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве

самосознания. категории 1) количество: единство, множество, совокупность;

2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения:

присущность, самостоятельность, существование; 4) модальность:

возможность-невозможность, необходимость -случайность, существование-

несуществование.

Рассудок, наряду с категориями, мыслит предметы и явления на основе

законов. На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет

естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые

законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если

рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения

субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.

принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само

строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие,

а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и

может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы

нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами

ума. Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы

чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл

определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх

знания строится самим сознанием.

Сознание само создает предмет науки. Естествознание соединяет живое

созерцание с рассудочной деятельностью. Природа реальна только в

эмпирическом смысле --- ка мир явлений, феноменов.Ноумен - это не объект

чувственного созерцания, а умопостигаемый объект.

Учение о разуме и антиномиях. разум направлен на рассудок и с опытом

совсем не связан. В разуме заложено стремление к высшему знанию,

истекающее из высших этических законов. Под давлением этого чел рассудок

стремится к решению вопроса о границах или беспредельности мира в

пространстве, о существовании неделимых элементов, о необходимости и

случайности, о существовании бога как необходимого существа. предмет

метафизики есть предмет разума. Однако при попытке дать научное

содержание сущности этих вопросов, разум впадает в противоречия. выход -

в ограничении знания в пользу веры, в разделении сущностей и вещей в

себе. Антиномии

1) Мир имеет начало во времени и ограничения в пространстве; (или

бесконечен)

2) всякая структура составлена из простых элементов (в мире вообще не

существует ничего простого, все сложно);

3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из

которой выводятся все явления мира. Необходимо добавить свободную

причинность (все детерминированно, свободы нет).

4) к миру принадлежит (или часть мира).

Антиномии сыграли важную роль для развития диалектики.

Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел

поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо,

так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен

необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного

сознания. Как нравств сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в

этом качестве он свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное

предписание или "категорический императив."

З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного

поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если

он соверш из уважения к нравст з-ну.

Разделял максимы (субъективные принципы воли одного данного лица) и

законы(выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для

каждой личности). Это императив. Бывают гипотетические, которые

выполняются при определенных условиях, и категорические, выполняемые при

любых условиях. Совокупность добродетелей 1) забота о сохранении жизни и

здоровья; 2) правдивость, честность, искренность, добросовестность т.д.

Важнейшее значение имеет совесть как нравственное судилище. Главные

обязанности - любовь и уважение.

Этическое учение --- гуманистично, говорит о ценности личности и нельзя

приносить ее в жертву даже ради блага общества.

К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не

нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор

или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.

Противоречие между мор повед чел и результатом этого поведения в эмпир

жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует

справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нр сознание

вынуждено верить, будто соотв осущ в мире "умопостигаемом". Сущ понятий

как свобода, бессмертие и бог объясн по К. верой в "умопостиг" мир. Их

бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или

требование "практического разума". Практический разум --- человек если не

приучается быть морально добрым, то становится по крайней мере хорошим

гражданином. Рассмотрено первенство морали по отношению к политике, то

есть нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого ---

гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм.

b 10----------

1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой

философии.

Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная,

идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание

формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия,

так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и

общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его

основные элементы, в том числе и общественное сознание.

Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его

неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает

простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком

и природой. Повседневная практика людей позволяет устанавливать на

эмпирическом уровне отдельные причинно-следственные связи между

явлениями, позволяет строить простые умозаключения, вводить новые

понятия, открывать простые истины. Однако на уровне обыденного сознания

невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до

глубоких теоретических обобщений.

По мере развития общества возникает необходимость в более глубоких

обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для

удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое

сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание

людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более

глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание

связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей

более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного

сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных

и духовных процессов.

Проблема в том, что физически, понятия общественное сознание не

существует: механическая смесь сознаний - не подходит, общ. сознание,

развивается, живет по своим законам, влияет на свои составляющие и они

влияют на него, но такого объекта на самом деле нет. Этот термин является

овеществлением сложного процесса.

Про сознания для частного чел-ка вывести из общего.

В древней Греции преобладали либо явные приверженцы знания, т.е.

человек постигает истину, и приверженцы мнения, "человеку лишь мнения

доступны. Вообще, до Ксенофана этот вопрос не поднимался, он первый

сказал, что человеку доступны мнения. И уже после него появились

приверженцы одного или другого. В обще, очень интересное сочетание, даже

те, кто говорил, про то, что лишь мнения доступны формировали картины

мира. РАЗВИТЬ МЫСЛЬ, ДАЛЕЕ ПЕРЕЙТИ НА ЛИЧНОСТИ ФИЛОСОФОВ.

Ксенофан

VI-5 вднэ. Точное время жизни не известно, но после платона и до

Гераклита. Поэт, философ, сатирик. Очень много путешествовал (в 25 лет

покинул родину). В конце жизни поселился в городе Элее. Умер в глубокой

старости. Считается, что он глава элинской философии (с таким же правом,

как Пифагор - пифагорейской, а Фалес - милетской.)

Прежде всего он поэт-сатирик, нападавший на политеизм, национализм богов,

на новшества в нравах (в негативном смысле), на новые учения (Пифагор,

Фалес и т.д.). Его полемика столь насмешлива и карикатуристична, что

можно принять версию о создании его филосовских мыслей из пародий на

существующие учения.(например, полное отрицание движения, хотя сам он всю

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.